Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Особенный оттенок приобретает воспитательная работа в условиях сельской малокомплектной и малочисленной школы. Исходя из возможностей школы, педагогический коллектив и администрация школы совместно с родительским комитетом создают такую среду, в которой будут полноценно воспитываться и развиваться каждый ребёнок. В данной же среде будут формироваться их привычки, модели поведения, ценности, чувства. А организация внеурочной, внеклассной деятельности учащихся в любой школе была и останется очень важной сферой деятельности учителя. Планируя и организовывая эту работу, учитель должен поставить перед собой задачу – привлечь внимание детей к новому делу, или к изучению нового предмета, подобрав при этом самые эффективные методы работы. Такая необходимость созрела у многих педагогов татарского языка и литературы в самом начале введения данного предмета как государственного языка РТ. В условиях введения двуязычия в общеобразовательных школах Республики Татарстан стало актуально изучение вопросов культуры, литературы, истории, природы родного края. Значительная роль в этой области принадлежит краеведению. Краеведение включает в себя приобретение учащимися знаний о края из рассказа учителя, самостоятельное добывание знаний, изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес. Краеведение в малокомплектной школе - наиболее массовая форма краеведческой работы. Она связана со многими учебными дисциплинами - географией, историей, биологией, музыкой, изобразительным искусством, литературой и другими. Цель школьного краеведения – приблизить детей к жизни, подготовить к выбору профессиональной ориентации, расширить их кругозор, воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа, позволяет сформировать у подрастающего поколения гражданское самосознание. “К патриотизму нельзя призывать – его нужно заботливо воспитывать” - писал академик Д.Лихачёв. Гражданское воспитание есть система воспитательных мер и воздействий, направленных на воспитание в детях положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни.
Педагогическая значимость краеведческой деятельности велика, так как использование ее материалов по любому школьному предмету позволяет учителю сделать свои уроки более живыми, конкретно-наглядными, содержательными, что открывает новые возможности для творческой, исследовательской работы и учителя, и учащихся.
Краеведческая работа - как одна из форм обучения и воспитания учащихся, в нашей школе велась всегда активно. В течение многих лет ребята привлекались к сбору материалов об истории села Красный Яр, об известном меценате Михаиле Тимофеевиче Атлашкине. Вовлекались в поисковую работу по сбору информации о выпускниках школы. Среди учащихся развернулся поиск реликвий связанных с родным краем. Велась работа по созданию летописи школы со дня ее основания. Имея сильную краеведческую традицию, опытных педагогов и растущий интерес к вопросам краеведения, усилиями учителей создан музейный уголок, который был открыт в 1998 году. Музейный уголок позволяет наиболее тесно приобщить учащихся к истокам родной деревни, воспитывать гражданско-патриотические чувства, развивать духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения, формировать у детей целостности мировоззрения через развитие исторической памяти, сопричастности к судьбе малой Родины. Музейный уголок имеет краеведческий профиль. Уголок является источником обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему. Раскрывает связь единства истории села с историей города Зеленодольск, с историей Республики Татарстан, с историей страны, позволяет почувствовать причастность к ней каждой семьи. Изучение культуры, литературы, истории родного края, работа в уголке даёт возможность ребятам признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Музейный уголок рассказывает об истории села, о людях, живших или живущих здесь. Создан уголок по инициативе педагогического коллектива. Организация и проведение поисковой работы, и сбор материалов по истории села были осуществлены учителем истории нашей школы Козиным Виталием Андреевичем. В уголке работают экспозиции по двум направлениям: “Предметы быта села Атлашкино” и “Героический подвиг односельчан”. При уголке созданы стационарные экспозиции (в форме стендов). К примеру: стенд “Они выполняли интернациональный долг” содержит информацию о выпускниках школы, участниках военных действий в Афганистане. Это - Маннапов Ильсур Гусманович, Торошин Юрий Викторович, Хайруллин Расим Рафхатович (погиб во время выполнения боевого задания). Они имеют награды за боевые заслуги и благодарности от афганского народа. Стенд “Эхо Чеченской войны” знакомит посетителей с с информацией о выпускниках школы – участниках Чеченской войны. Это – Хакимов Ильнур Наильевич, Шамсутдинов Ренат Фирдавильевич (посмертно награждён медалью “За боевые заслуги”), Носков Станислав Александрович. Все они имеют благодарности от командования за отличную службу. Особое место в музейном уголке занимают стенды , посвященные Наиле Кадыровне Чапаевой. Очень долгое время школа вела поисково-исследовательскую работу по поиску каких-либо документов, и в том числе, и место захоронения этой выпускницы щколы. Из подлинных документов стало известно, что однополчане нашу Наилю называли Ольгой была она очень смелым и отважным бойцом. Об этом свидетельствуют следующие документы: письмо майора Шаповаленко, извещение о ёё гибели, её боевые награды - медаль “За боевые заслуги в борьбе с немецкими захватчиками” (Приказ главнокомандующего от 16 ноября 1943 года). Захоронена Наиля Чапаева на украинской земле, в Херсонской области, село Петровка. Была налажена переписка со школой, которая ухаживала за могилой нашей героической землячки. При музейном уголке хранится также и шкатулка с землёй, которая была привезена с Украины. Экспонаты уголка постоянно пополняются. Недавно в связи 205 – летним юбилеем города Зеленодольск, актив школы обращался к населению села с просьбой передать в уголок школы старинные предметы. Так, в музейном уголке появился лубяной короб, лубяная и соломенная хлебница, жёрнова и другие экспонаты, сохранившиеся со времён помещика Атлашкина. Неоценимую ценность для жителей села Красный Яр представляют собой такие материалы, как “Подлинные документы участников Великой Отечественной войны”, тематические альбомы “Наши сельчане – участники Священной войны”, “Воспоминания участников войны “Они сражались за Родину”, “Туристы-краеведы по родному краю”, “Дневники детской организации имени Сергея Тюленина за период 1979-1991 год”, “Альбомы выпускников” другие. Усилиями педагогического и ученического коллектива создана доска Памяти “Они не вернулись с фронта…”. В Дни памяти в стенах школьного уголка проводятся Уроки мужества, классные часы по теме “История моей школы в истории моего села”, различные тематические экскурсии для младшего и среднего школьного возраста, а в качестве экскурсоводов выступают их старшие товарищи. Наша школа по своему типу относится к сельской малокомплектной и малочисленной школе. И во всех общешкольных внеклассных мероприятиях принимает участие почти каждый ученик. Общие заботы и дела объединяют в один сплочённый дружный коллектив, целью которого являются любить и сохранить наш бесценный родной край. И у нашего общего дела есть и свои успехи. Одной из главнейших достижений школы считаю то, что мы сумели сохранить бывшее помещичье здание в достаточно хорошем состоянии. Действительно, наша школа располагается в историческом здании, которое когда-то являлось домом – особняком помещика Михаила Тимофеевича Атлашкина. Мы гордимся тем, что наше село по летоисчислению старше города Зеленодольск, который располагается в семи-десяти километрах от деревни Красный Яр. Железная дорога, соединяющая две столицы: Казань и Москву, проложена через деревню Красный Яр. Историческая линия железной дороги ведёт к знаменитому Романовскому мосту, открытие которого было приурочено к славной дате – 300 – летию Романовской династии. А природа нашего края сказочно красива. Деревня наша расположена на берегах реки Сумка и на берегу залива Волги. Туристические походы, экскурсии в природу доставляют ребятам, а также их учителям много приятных впечатлений. Собранный краеведческий материал об истории нашей деревни поистине является нашим достоянием и гордостью. Материал был собран в основном, из рассказов местных долгожителей. С некоторыми нашими находками хочу вас познакомить.
Современные представления о возникновении деревни по документам архива Казани
В 1780 году была построена Ильинская церковь, по данным которой в ее приход входило село Одинцово. После генерального межевания деревушка расположилась недалеко от устья Сумки. Одинцово принадлежало подполковнику Ивану Петровичу Осокину, который явился родоначальником известного Казанского дворянского рода. Осокины породнились с фабрикантами Михляевыми, владевшие суконной фабрикой, которая перешла к Осокиным. Позже эта фабрика находилась в /Атлашкино – ныне/ - в конце XIX века переделанная в рогожную фабрику.
В 1881 году 300 десятин пахотной земли, 200 десятин лугов и лесов Петр Гаврилович Осокин передает чебоксарскому купцу М.Т. Отлашкину, марийцу по происхождению из села Кожла-Сола. Позже М.Т. Отлашкин становится казанским купцом II гильдии. Торговал лесом и зерном, имел суда, которые ставил в Кабачищенском затоне. На его деньги была построена колокольня Раифского монастыря. Похоронен он был в этом монастыре, где сохранилась его расколотая могильная плита.
Жизнь крестьян в поместье.
Крестьяне Атлашкина, как и крестьяне всей царской России работали на своего барина. Взрослые ухаживали за скотиной, в зимний период вывозили навоз на поля. Поля были большие: от Зеленого Дола до Васильево и от Волги до Айшинского холма. Сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, лён и всё это перерабатывали. В имении было много скота, особенно коров. Крестьяне доили коров, из молока делали сыр, масло, сметану. Много было птицы.
Маленькие дети, начиная с 7-8 лет, тоже работали в имении. Летом и осенью пасли уток, гусей, индюшек, следили, чтобы птица не забрела в сады, огороды, поля и не ушла в лес. Охраняли птицу от хищников: ястребов, коршунов и лис.
В имении в подвале находилась валяльная мастерская, где из овечьей шерсти валяли валенки. Каждый день в районе платформы отцепляли вагон, куда грузили мясо, яйца, муку, масло, мёд, овощи и некоторые изделия мастеров деревни. Всё это везли в Казань на рынок. За проданные продукты Атлашкин имел большую прибыль, которой он частично делился с работниками поместья.
Каждый праздник управляющий делал подарки всем жителям деревни. Дарил отрезы на платья, кофты, юбки, иногда галоши, платки. Жители уважали своего помещика, и они тепло о нём отзывались.
Легенда о возникновении села Атлашкино.
Когда-то очень давно, лет 260-280 назад один из предков Атлашкина был простым пастухом и пас скот в одной из марийских деревень.
Однажды по этапу в Сибирь гнали заключенных. Конвоиры остановили заключённых на недолгую передышку, и оказались они около стада, который пас предок Атлашкина. К пастуху подошёл один из заключённых. Он был очень голоден и истощён, попросил у пастуха кусок хлеба. Пастух поделился с ним хлебом и тем съестным, что у него было в котомке. В благодарность за это заключенный открыл ему свою тайну.
Его тайна заключалась в том, что он был очень богат и у него есть клад, который спрятан. Каторжник объяснил пастуху, где его можно найти. А потом договорились, что если ему когда-нибудь посчастливится вернуться, то пастух вернёт половину богатства заключённому.
Наступила осень, закончился сезон пасти скот. Пастух отправился на поиски зарытого богатства того таинственного каторжника. Долго ли быстро ли он шёл к заветной мечте. Наконец пастух обнаружил клад и к весне вернулся в родную деревню.
Купив землю и крестьян, бывший пастух построил имение и назвал деревню своим именем – деревня “Атлашкино”.
Расположение имения и построек. Улица Одинцова.
Главной и единственной улицей в деревне была улица Одинцово, названная в честь жены Атлашкина, до замужества – Одинцова. В деревне находилось 16-18 дворов, или по-современному домов. Население составляло около 100 человек.
Господский дом находился на возвышенности, окруженный большим садом и озёрами. Сад вырубили, а озёра обмелели и заросли. Рыбы в них стало меньше, а кое-где и совсем не стало. О саде напоминают кусты сирени, которыми был окружён дом. За садом протекала маленькая речушка Сумка, на которой была водяная мельница. И по сей день видны её остатки из - под воды.
В имении находился большой скотный двор. Остатки тротуара из - под коровника находятся в районе магазина. В центре скотного двора находился колодец, который и по сей день функционирует, он также находится около магазина.
Когда-то на улице Школьная, были огороды, где росли овощи. Самой улицы как таковой не было. Ныне где живут Федотовы – находилась кузница. Дом Фоминых около магазина раньше принадлежал управляющему. Сам помещик в имении жил только летом, а всеми делами и хозяйством занималось доверенное лицо – это управляющий. Он следил за работой крестьян в имении.
Когда-то в районе улицы Перелив находился густой дубовый бор. В нём было много грибов и ягод. После революции образовался колхоз, дубы вырубили. Часть деревьев пошла на дрова, часть на постройки. И только несколько деревьев сохранились с тех далёких времён.
Возникновение улиц села. Улица “Яна Тормыш”.
В летний и осенний период, когда на полях работы было много, помещик приглашал на работу крестьян из других деревень. Для того, чтобы разместить рабочих на рабочий сезон, Атлашкин построил несколько пятистенных домов. Пятистенник – это дом, или два дома, разделённые одной капитальной стеной. Дома находились по одну сторону от колодца до детского сада. Сейчас остался всего один дом, бывший дом Зиннуровых, да и то, частично его достроили новым. Все остальные дома уже сломали. После революции, когда был создан колхоз, улица стала называться Яна Тормыш – Новая жизнь. Амбары, сараи и другие постройки, которые остались от помещика были все перенесены и построены на новом месте, где был когда-то колхозный двор – это район домов семьи Гундыч, Масловых, Юсуповых, Гумаровых.
Из помещичьих амбаров был построен клуб и детский сад. Клуб сгорел, а к детскому саду сделали ряд пристроек, облагородили.
С возникновением колхоза в Атлашкино приезжают крестьяне из других близлежащих деревень: Ильинка, Нурлаты, Утяково, Чулпаниха и т.д. Расстраивается улица Яна Тормыш, а также возникают другие улицы Перелив, Школьная, Новая, Зеленая, Набережная.
Гражданская война на территории нашего села. Образование школы.
Наступил октябрь /25/ 7 ноября, произошла революция. Поместье и хозяйственные постройки помещик Атлашкин добровольно передал Советской власти. Началась гражданская война. Белые захватили Казань и подошли вплотную к нашему селу. В здании нашей школы был штаб по охране железнодорожного моста и путей до станции Свияжск.
Красногвардейцам не удалось удержать мост, белые прорвались до станции Канаш, прошли по тылам красных и с боями стали отступать к Казани. Бой проходил и в нашем селе. Красные стояли в лесу за Красным Яром – это был овраг, отсюда и пошло название – Красный Яр. Белые были в селе Ильинском. При перестрелке несколько снарядов упали на улице Одинцово. И по сей день, видна одна из воронок от снаряда в саду Чулковых, второй снаряд попал на дом. Начался пожар, сгорело несколько домов.
После разгрома белых под Казанью в Атлашкино образовался колхоз “Авангард”. В деревню стали приезжать люди и их поселили в здании поместья. Постепенно люди строились и переходили в свои дома.
В 1929 году был открыт 1 класс татарской начальной школы. Первой учительницей была Биктагирова Хаят-апа. В 1930 году открыт 1 класс русской начальной школы с двадцатью учащимися. Биктагирова Хаят-апа долгое время жила в Атлашкино. Умерла она в 1986 году. И так наша школа существует, с 1929 года и по сей день, вот уже почти 80 лет. Сбор материалов по истории села вызвал у детей живой интерес не только к прошлому, но и к настоящему.
Исследование тайн родного края находит свое продолжение на занятиях краеведческого кружка. В ходе кружковой работы не только развиваются способности учащихся, а также происходит воспитание чувства гордости за историю своего родного края. Предметом краеведческого изучения является не только история, но и природа, литература, фольклор народа. Этим и другим вопросам посвящаются заседания кружка, проводятся тематические и поэтические вечера, проводятся традиционные национальные праздники (Сабантуй, Карга боткасы и т.д.).П А также большое распространение получили экскурсии по памятным местам Республики Татарстан (Елабуга, Тукай-Кырлаево, Казань) и посещение краеведческих музеев города Зеленодольска и Казани, походов и экспедиций по историческим местам, связанных с жизнью и деятельностью замечательных односельчан и др. <Приложение1>. В поисковой работе ученикам часто приходится обращаться к пожилым людям. Общение с ними очень полезно для подростков. Они учат сопереживать, понимать других, налаживать контакты и строить отношения не только с пожилыми, но и со своими сверстниками. Дети благодаря таким встречам становятся уважительнее, терпимее, добрее. О своих находках и открытиях дети рассказывают с волнением и со слезами на глазах. Особенно памятными останутся в сердцах кружковцев встречи с участниками Великой Отечественной войны и тружениками села в военные годы на мероприятиях, проведенные в рамках Акции Памяти, посвященной 60-й годовщине Великой Победы. Значительное место в работе кружка занимают изучение материалов по краеведению, которые печатаются на страницах местных районных газет как, “Зеленодольская правда”, “Яшел Узэн”, “Зеленый Дол”, а также материалы конференций республиканского и регионального урояня. К примеру, члены кружка, изучив материалы региональной научно-практической конференции по теме “Историко-культурное наследие Зеленодольского региона и Татарстана в ракурсе преподавания истории и музейно-краеведческой работы в школе”, ещё раз удостоверились в уникальности прошлого родного края. Весной 2007 года в г.Зеленодольск проходила региональная научно-методическая конференция по теме “Краеведческая деятельность в школе и ВУЗе”. Многие выступающие (и том числе и автор), обсудив проблемы краеведческой деятельности , сделали следующие выводы: - для успешного обучения и воспитания детей учителю необходимо знать, и умело использовать в педагогической деятельности материалы краеведческой работы, так как, именно она обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом; рекомендовать Министерству Образования и науки Республики Татарстан ввести в базисный учебный план преподавания краеведения как отдельного предмета. Краеведение позволяет учителю связывать изучаемый программный материал с реальной действительностью, делает его доступным, понятным, интересным для учащихся. Целенаправленная работа по использованию краеведения в педагогической деятельности учителя татарского языка и литературы в русской школе дала свои положительные результаты. В течение многих лет учащиеся школы становились дипломантами республиканской экспедиции “Тайны родного края”, дипломантами фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” (2005/2006 учебный год), призерами предметных олимпиад по татарскому языку, истории, русской литературе, победителями районного Праздника поэзии и т.д. Благодаря энтузиазму и труду учителя или руководителя краеведческого кружка краеведение может стать деятельным звеном каждодневной учебно-воспитательной работы с учащимися, помогающим школе и семье растить знатоком родного края. А многосторонние знания о родном крае помогут детям осознать себя как личность, как достойного гражданина своей республики и страны.