Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с особенностями ГП и этапами освоения Восточного макрорегиона и этапами его освоения.
- Выявить проблемы и перспективы развития Азиатский России.
- Формировать и развивать ОУУН: работы с дополнительной литературой, синтезирование и анализ информации, выделение причинно-следственных связей, планирование своего ответа, выполнение тестовых заданий через освоение учащимися разнообразных способов деятельности.
Воспитательные:
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу и индивидуальность учащихся, их творческие способности через самостоятельную работу учащихся частично-поискового характера.
- Развивать внимание, память и мышление учащихся.
- Развивать познавательный интерес к урокам географии России.
- Развивать умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности.
- Развивать информационную культуру учащихся через показ возможностей программ Microsoft Word, Microsoft Power Point.
Методы: частично-поисковый, проблемное изложение материала, объяснительно-иллюстративный.
ФОПД: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока- Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала
Для того чтобы узнать, какой регион будет изучаться на уроке, учитель предлагает учащимся отгадать загадку:
НА ВОСТОКЕ РЕГИОН
ПРИМЕЧАТЕЛЕН СОБОЙ:
В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
ЕГО РЕСУРСЫ ТАК ВАЖНЫ!
УГОЛЬ, ЗОЛОТО, АЛМАЗЫ,
НЕФТЕГАЗОВЫЕ БАЗЫ,
БОГАТ ЛЕСОМ И ВОДОЙ,
УНИКАЛЬНОЙ КРАСОТОЙ!
ЗДЕСЬ ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
РЫБА, ОЛОВО, СЛЮДА.
МНОГО ЦЕННЫХ МИНЕРАЛОВ,
НУЖНЫХ ДЛЯ СТРАНЫ МЕТАЛЛОВ.
ВОТ ДОРОГ ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ,
ДА НАРОД ВСЕ УЕЗЖАЕТ.
ВЕДЬ ОСВОИТЬ РЕГИОН
ОЧЕНЬ СЛОЖНО – ОН СУРОВ!
Учащимся сообщается тема урока. Используя методы диалога и полилога, учитель выявляет субъектный опыт учащихся:
- Почему регион называют “Азиатской Россией”?
- Имеет ли данный регион перспективы развития? Почему будущее России связано с дальнейшим изучением и освоением Восточного макрорегиона?
- В чем заключаются основные проблемы макрорегиона?
Учащиеся формулируют образовательные цели урока:
- Составить общую характеристику Восточного макрорегиона.
- Изучить этапы развития Азиатской России.
- Выявить проблемы и перспективы развития.
- Актуализация опорных знаний учащихся
Чтобы познакомиться с основными этапами развития Азиатской России, учитель предлагает изучить материал мультимедийной презентации индивидуально (если урок проходит в компьютерном классе) или фронтально (если компьютер используется в демонстрационном режиме при помощи проектора).
- Начальный этап освоения и присоединения восточных территорий
- Создание городов-острогов
- “Искать, где Азия сошлась с Америкой”
- Строительство Транссибирской магистрали
- Создание первых межрайонных ТПК
- Формирование промышленных районов в Восточной Сибири и отдельных промышленных очагов на Дальнем Востоке
- Современный этап развития – открытие крупнейших месторождений полезных ископаемых
Для составления общей характеристики Восточного макрорегиона и изучения его проблем и перспектив развития, учащиеся объединяются в группы и течение 5 минут выполняют задания:
1. ЗАДАНИЕ АНАЛИТИКАМ
Эта бутылка была найдена на берегу моря. Восстановите текст, который находится внутри:
Восточный макрорегион расположен на …востоке... страны, занимает… 12,8...млн.км2. Крайней восточной точкой является …м. Дежнева... Омывается морями…Северного Ледовитого…и …Тихого ...океанов.
Обширная территория региона отличается разнообразием …климата... На большей части он суровый,…резко-континентальный..., но на юге природные условия позволяют возделывать сахарную свеклу и овощи. На востоке Якутии расположен полюс холода…Оймякон…, где температуры доходят до -70о. Низкие температуры и неглубокий снежный покров способствуют распространению…многолетней мерзлоты..., которая занимает 60% всей территории макрорегиона.
Здесь представлены все основные природные зоны России от …тундры… на севере до…сухих степей… на юге. Наибольшую территорию занимает темнохвойная …тайга…, здесь 80% запасов спелой древесины.
Уникальное озеро - …Байкал…, сосредотачивает 1/5 часть пресных вод планеты. Такие реки как Енисей, Ангара, Лена представляют собой источники…гидроэнергии…
Крупнейшие месторождения …нефти… и …газа..., определяют лидирующее положение России по запасам топливно-энергетических ресурсов. Много месторождений цветных металлов - …меди…, …олова…, …никеля…,…вольфрама…, а также нерудных полезных ископаемых …слюды…, асбеста,…графита… Моря Тихого океана богаты…рыбой, морепродуктами…
2. ЗАДАНИЕ КЛИМАТОЛОГАМ
Изучите климатическую карту России и объясните
Почему осваивать природные ресурсы Восточного макрорегиона достаточно сложно? Что изменит глобальное потепление в Восточном регионе? Предложите прогноз*.
*Климат суровый, многолетняя мерзлота. За последние 10 лет температура на планете выросла на 0,6 0С. На столько же температура поднялась за предыдущие 100 лет. Ученые считают, что в ближайшем будущем (5-10 лет) эта тенденция сохранится. В Сибири в два раза повысится урожайность зерновых, на юге начнут расти цитрусовые. Резко повысится число лесных пожаров. Оттаивание вечной мерзлоты приведет к частым авариям трубопроводов. Повысится уровень реки Лены, что приведет к подтоплению поселков и городов, территорий нефтедобычи.
3. ЗАДАНИЕ ЭКОЛОГАМ
Подумайте:
Почему при всем своем богатстве ресурсов Восточного макрорегиона, необходимо их беречь, комплексно и рационально использовать?
Минеральные ресурсы Сибири относятся к невозобновимым.
4. ЗАДАНИЕ ДЕМОГРАФАМ
Изучите карту атласа “Плотность населения” и таблицу “Территория и население районов Восточной экономической зоны” и объясните:
Особенности расселения Восточной зоны. Какие демографические проблемы существуют в данном регионе? Почему их необходимо решать?
На юге вдоль Транссиба плотность населения 1-10 чел на 1 км2, а на севере менее1 чел на км2. За советское время население азиатского севера росло быстро, но сейчас происходит отток (Магаданская обл., Чукотский автономный округ, Камчатская обл.). Естественный прирост населения отрицательный, поэтому численность населения сокращается. Преобладает городское население, два города миллионера - Новосибирск, Омск.
5. ЗАДАНИЕ ЭКОНОМИСТАМ
Изучите текст учебника с.302 §59 и объясните:
Почему строительство зданий и трубопроводов в Восточном макрорегионе в несколько раз превышает стоимость таких же работ по сравнению с Западным?
На обширной территории преобладает зона Севера, с суровой природой и многолетней мерзлотой. Поэтому здесь природные и экономические факторы оказывают удорожающее действие на Дальнем Севере в 4-5 раз, на Ближнем Севере в 2-3 раза. Например, при строительстве домов требуется больше стройматериалов.
6. ЗАДАНИЕ ФИНАНСИСТАМ
Изучите карту атласа “Железнодорожный транспорт” и объясните:
Почему возникла необходимость реконструировать Транссиб, а также строить Северо-Сибирскую магистраль, создавать новые глубоководные порты на Енисее и международные аэропорты?
Распад СССР резко усложнил условия для экономических связей глубинных районов страны, прежде всего Сибири. Из трех железнодорожных магистралей, связывающих Восточный и Западный макрорегион, две оказались на территории Казахстана. Для выхода на мировой рынок продукции сибирских регионов особую роль приобретают меридиональные речные пути и создание новых портов на Енисее, аэропортов в Сибири и на дальнем Востоке.
7. ЗАДАНИЕ ИСТОРИКАМ
Подумайте:
Почему великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил: “Российское могущество прирастать Сибирью будет…..”? Справедливы ли, на ваш взгляд эти слова сегодня?
8. ЗАДАНИЕ ПРОГНОЗИСТАМ
Изучите текст учебника с.303 §60 и обоснуйте:
Каковы основные перспективы развития Восточного макрорегиона?
- Закрепление
Учитель организует взаимную проверку проделанной работы. Учащиеся делают вывод о том, что Восточный макрорегион очень важен для экономики страны, так как обладает огромным природно-ресурсным потенциалом. После этого учащиеся в тетрадях выполняют по выбору тест А или Б (См. Приложение 2):
А) Выбери одно правильное утверждение:
1. Восточный макрорегион занимает:
А) 26% территории страны
Б) 75% территории страны
В) 50% территории страны
2. В Восточном макрорегионе зона Севера занимает:
А) большую часть территории
Б) примерно половину
В) меньшую часть
3.ЭГП Восточного макрорегиона по сравнению с Западным:
А) более выгодное
Б) менее выгодное
4. Из ресурсов Восточного макрорегиона наибольшее значение для страны имеют:
А) лесные ресурсы
Б) топливно-энергетические
В) рудные
5. Хозяйство Восточного макрорегиона в основном использует ресурсы:
А) привозные из Западного макрорегиона
Б) собственные
В) привозные их других стран
6. Перспективы Восточного макрорегиона связаны:
А) с увеличением количества поставок сырья (нефти, газа и т.д.) на мировой рынок
Б) с переходом от роли поставщика сырья на мировой рынок к глубокой переработке своей продукции
В) с увеличением финансирования добывающих отраслей промышленности
Б) Закончи предложение:
- Стоимость всех работ Северной зоны Восточного макрорегиона в несколько раз превышает показатели основной зоны в 2-3 раза, так как здесь …………
- В состав Восточного макрорегиона входят три экономических района: …….
- Основной район концентрации населения Восточной зоны расположен……..
- В стране Восточный макрорегион занимает ……… место по ресурсному потенциалу.
- Основные запасы нефти и газа Восточного макрорегиона сосредоточены в………
- Важнейшим этапом освоения и заселения Восточного региона было строительство …………………магистрали.
Самопроверка
|
|
- Постановка домашнего задания
Кроме обязательной части для всех учащихся (§59-60, записи в тетради, работа с картами атласа), учитель предлагает творческое задание:
Разработать свой проект развития Азиатской России. Задание можно оформить как сообщение или в виде информационного проекта (газета, мультимедийная презентация).
- Рефлексия
Мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения можно организовать с помощью приема “Острова”, когда учащиеся в конце урока помещают свой кораблик к берегам того или иного острова. Например, остров “Знаний”, “Тревоги”, “Успеха”, “Бермудского треугольника”, “Сотрудничества” и др. Это позволяет прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества на следующих уроках.