Цели:
- определение свойств и особенностей горных пород, встречающихся в своей местности;
- формирование умения описывать горные породы по плану;
- расширение знания о горных породах своей местности;
- совершенствование умения работать с цифровым микроскопом;
- совершенствование общеучебного умения – умения сравнивать, находить общее;
- развитие умения работать в группе;
- развитие монологической речи.
Задачи:
- определить в коллекции горные породы, встречающиеся в своей местности: калийные и поваренные соли, песок, глина, торф;
- рассмотреть под микроскопом их структуру;
- заполнить таблицу «Описание горных пород нашей местности»;
Оборудование: образцы горных пород:
калийные и поваренные соли, песок, глина, торф;
цифровые микроскопы Digital Blue(8), компьютеры (8),
медиапроектор, экран, презентация,
приготовленная учителем, карточки с
инструктажем и планом описания горной породы
(одну на группу).
Урок проводится в медиакабинете, форма работы – групповая (группы определены заранее – по 3 человека).
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся на урок
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
– На прошлом уроке мы рассмотрели группы
горных пород, слагающих земную кору, по
происхождению.
– По фотографиям определите группы горных пород
по происхождению, к которым они относятся (Приложение 1, презентация
«Горные породы», слайды 1 – 14, использованы
фотографии из диска «Планета Земля»).
– Выберите лишнее и обоснуйте свой ответ: песок
глина, базальт, соли, торф (слайд 15).
– Как вы думаете, почему именно эти горные породы
мы будем рассматривать и описывать сегодня на
уроке? (определяют тему урока).
– Какие цели урока мы можем поставить перед
собой? (учащиеся называют, учитель корректирует и
дополняет).
3. Прослушивание заранее приготовленных учениками мини-сообщений о горных породах своей местности в форме рубрики «А знаете ли вы?»
А знаете ли вы, что песок – рыхлая, сыпучая обломочная горная порода, состоящая из минералов кварца, полевых шпатов, с примесью слюды, иногда обломков горных пород и скелетов организмов. По способу образования различают горные, морские, речные пески. А еще на Земле встречаются поющие, визжащие, свистящие, причем звучат только чистые, сухие пески. При этом долинные пески издают тихие звуки высокой тональности, а пустынные – громоподобные, низких тонов. В местах с приливно-отливным движением встречаются зыбучие пески – плывучие, как вода. Если на поверхность такого песка положить какой-либо предмет, то песок быстро начнет всасывать его внутрь. Мощность подобных грунтов может достигать нескольких метров, и тогда зыбучие пески способны затягивать в свою толщу крупные предметы, даже людей и лошадей.
А знаете ли вы, что глина – пластинчатая горная порода, состоящая из тончайших частиц, составляет половину (50%) всех осадочных пород земной коры. Диаметр частиц менее 0,005мм. Глины бывают серого, белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного цвета. У нас преобладают красные глины.
А знаете ли вы, что торф, образующийся в болотах, способен удерживать огромное количество воды. Он состоит их из неполностью разложившихся остатков растений. В зависимости от условий образования различают верховой и низинный торф. Россия располагает крупнейшими в мире запасами торфа.
А знаете ли вы, что когда-то очень давно на месте нашего города плескались воды древнего моря, где и образовались соли: галит (поваренная соль), сильвинит (калийная соль), карналлит (сырье для производства магния). Их расположение похоже на слоеный пирог. Наше месторождение, одно из богатейших в мире, называется Верхнекамское. Галит – это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. В прошлом галит (поваренная соль) бывал и дефицитен, и дорог, о чем напоминает ветхозаветный обычай встречать дорогого гостя с хлебом и солью. На Руси бывали времена, когда соль доставалась лишь именитым и богатым, остальным приходилось покидать застолье «несолоно хлебавши». Причина не в редкости галита, это один из самых распространенных минералов на Земле. Однако он не встречается повсеместно, а сосредоточен в месторождениях. По цвету минерал преимущественно белый, встречается и бесцветный. Иногда из-за примесей других минералов приобретает синий или красный цвет. Красная соль – сильвинит, калийная соль. Калийная соль – тоже продукт питания, но для полей, чтобы получить высокий урожай.
4. Выполнение практической работы
– Переходим к выполнению групповой практической работы по описанию этих горных пород и минералов, сначала познакомимся с инструктажем.
Инструктаж по проведению практической работы:
– определить горные породы из предложенной
коллекции;
– рассмотреть внешний вид горных пород,
заполнить соответствующие графы в таблице: 1, 2, 3,
4, 5;
– рассмотреть небольшие частички горных пород,
используя цифровой микроскоп, сфотографировать
их и поместить в коллекцию;
– описать их структуру, следы органического
происхождения у торфа (корни, стебли…),
увиденные под микроскопом, заполнить 6
пункт таблицы;
– сделать вывод, какие горные породы по
происхождению преобладают в нашей местности,
указать их общие особенности;
– указать список группы учащихся, сдать
заполненные карточки учителю.
Комментарий по использованию цифрового микроскопа:
Микроскоп увеличивает в 10, 60 и 200 раз, поэтому просмотрите горные породы при разных увеличениях. Разрешение микроскопа небольшое, прежде чем фотографировать, добейтесь максимальной четкости, вращая регулировочные винты. К сожалению, микроскопы недостаточно совершенны, следовательно, качество фотографий достаточно низкое.
Таблица. Описание горных пород нашей местности.
План |
Горные породы |
|||
1.Название | ||||
2.Группа горных пород | ||||
2.Плотная, рыхлая или сыпучая | ||||
3.Цвет | ||||
4.Блеск | ||||
5. Масса: тяжелая, средней тяжести, легкая | ||||
6.Структура частичек горных пород под цифровым микроскопом: зернистая, землистая. |
Вывод:
5. Рефлексия
– Сделайте выводы по результатам практической работы. (Ученики читают выводы, написанные после работы).
– Помог ли вам микроскоп узнать что-то новое о горной породе? Какие открытия для себя вы сделали?
Закончить показом коллекции сфотографированных под микроскопом горных пород, сделанной учителем, сравнить с коллекциями учеников (слайды 16 – 19).
6. Домашнее задание:
- стр. 50 – 51;
- по желанию придумать кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;
- если дома есть горные породы, найти о них материал в Интернете или книгах и приготовить краткий рассказ к следующему уроку.
- Приготовить индивидуальные сообщения об использовании горных пород и минералов нашей местности к теме «Человек и мир камня» (в конце изучения темы «Литосфера»).