Цели:
- познавательная: дать разносторонние сведения о берёзе;
- развивающая: выявить творческие способности детей;
- воспитывающая: экологическое воспитание.
Оборудование:
- компьютер (файлы с изображением берёз, природы),
- рисунки детей,
- энциклопедии и справочники,
- диск с записями мелодий,
- листочки разных деревьев,
- картины художников с изображением берёз.
Ход шоу
1.Приветствие.
2.Визитная карточка берёзы:
У нас в гостях Алёна,
На ней платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
-Кто у нас в гостях?
3.Учитель:
-Много прекрасных слов сказано о берёзе.
Берёза, берёзка, берёзонька…Стройный ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Знаменитые поэты, писатели, художники и композиторы посвятили белоствольной красавице свои лучшие произведения.
Существует такая быль о берёзе:
Издавна на Руси почитали берёзу как священное дерево. Любили её не только за красоту. В старинной русской песне говорится о “делах” этого дерева:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – больных исцелять,
Третье дело – скрип утишать,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Сегодня некоторые из этих дел малопонятны. “Мир освещать” - не все знают, что основным светильником на Руси столетиями были берёзовые лучины. Преимущество их в том, что они могли долго гореть почти без копоти и искр.
“Больных исцелять” - для лечебных целей широко используются и почки берёзы, и листья, и кора.
“Скрип утишать” - дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телеги, чтобы они хорошо вращались и не скрипели.
“Чистоту соблюдать” - ароматный берёзовый веник в бане наводит чистоту тела, а берёзовыми мётлами наводят чистоту помещений и дворов.
Берёза является символом самого любимого на Руси народного праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу вокруг берёзы. Девушки надевали на голову берёзовые венки, берёзку украшали лентами и цветами. Вокруг неё водили хороводы.
(Все выступления сопровождаются демонстрацией файлов)
4.Ученик:
Стоит на пригорке,
Раскинувши косы,
Встречая рассветы
В туманах и росах,
И ей не страшны
Злые бури и грозы,
То символ России –
Родная берёза.
5.Учитель:
-Сегодня мы воздаём хвалу её величеству Берёзе!
6. Работа по группам:
- учёные (биологи)
- врачи
- художники
- модельеры
- астрологи
- журналисты
- поэты
- экологи
Слово учёным: (используют материал из “Русского языка” В.В.Волиной, с.395; “Я познаю мир”, “Растения”, с.62-67)
-Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “бер”, означающее “светлый, ясный, блестящий, белый”. Именно от “бер” образовалось сначала “берза”, а потом “берёза”.
Хотя мы и считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.
Кстати, название коры берёзы – бересты – связано с тем же корнем.
Слово врачам: (используют материал из “Домоводства”, с.126-127, “Зелёная аптека Татарстана”, с.35, “Справочник лекарственных растений”, с.134):
-С лечебной целью используют почки, листья, берёзовый сок и берёзовый гриб (чагу) всех видов берёз. Почки заготавливают зимой и ранней весной до начала их распускания. Листья собирают в мае во время цветения берёзы. Берёзовый сок – весной в период сокодвижения. Используют его в роли лекарства только в свежем виде. Берёзовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года.
Вытяжки из почек и листьев берёзы являются витаминоносителями и вместе с вытяжкой из чаги обладают общеукрепляющим действием. Вытяжки из листьев берёзы и почек используются как противомикробные, противовоспалительные, ранозаживляющие и мочегонные средства.
Слово художникам (на доске картины художников А.И.Куинджи “Берёзовая роща”, И.И.Левитана “Берёзовая роща”, “Золотая осень”, детские рисунки с изображением берёз):
-Группа художников приглашает вас в Государственную Третьяковскую галерею. С вами экскурсовод – Иванова Мария. Сегодня мы поговорим о картине художника Исаака Ильича Левитана “Берёзовая роща”. На первом плане картины мы видим несколько белоствольных берёзок и высокую сочную траву. Далее – берёзовая роща. Вся картина пронизана ярким летним солнцем. Под лучами солнца серебром отливает густая изумрудная зелень травы и листьев берёз. От картины веет радостным, праздничным настроением яркого летнего дня.
Также здесь представлены картины Левитана “Золотая осень” и Куинджи “Берёзовая роща”.
А сейчас состоится презентация картин начинающих художников (учащихся нашего класса).
Я надеюсь, что картины наших юных художников займут достойное место в картинной галерее.
Слово астрологу:
-Для людей, родившихся 24 июня и 22 декабря, берёза является деревом талисманом. Люди, родившиеся в эти дни, как правило щедры, жертвенны. Любят общество. Трудолюбивы. Красивы, стройны. Не выносят грубости. Любят дарить и получать подарки. В час невзгод, неприятностей найди берёзу, прикоснись к ней, обними ствол руками, прислонись спиной, доверься ей и попроси у неё помощи. Общайся с ней 20-30 минут и тебе станет намного легче, ты обретёшь душевное спокойствие.
Слово поэтам:
Чтение детьми стихотворений С.Есенина “Белая берёза”, А.Прокофьева “Люблю берёзу русскую”.
Творчество детей (стихи собственного сочинения)
Дополнительный материал:
А.А.Фет
Печальная берёза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она.Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Слово модельеру.
Презентация новой коллекции одежды в стиле берёзы “Зима-2007”, “Весна-2008”, “Лето-2008”.
Слово экологам:
-К нам поступает много жалоб от несчастных берёз. Особенно весной берёзы плачут горькими слезами. Вот одна из жалоб: “Чтобы напиться моего сока, меня по-варварски разрубили топором. Погубили мою белую кору. До сих пор на мне глубокие, незаживающие раны. По счастливой случайности я не погибла, потому что рядом оказались ученики вашего класса. Они залечили мои раны. Спасибо вам, ребята!”
-Группа экологов доводит до вашего сведения: “Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведённых для рубки леса. К нарушителям будут применены самые строгие меры наказания.
Люди, не губите берёзы!”
7.Учитель:
-Да, ребята, природа в опасности. Много ран наносит ей человек. Сохраним природу для будущих поколений!
8.Игра “Это я, это я, это все мои друзья”:
- Кто природу обожает, весной деревца сажает?
- Это я …
- Кто любитель отдыхать и поляны захламлять?
- Это не я…
- Кто желает помогать деревца весной сажать?
- Это я…
- Кто желает помогать деревца, кусты ломать?
- Это не я…
- Кто в любую непогоду любит матушку природу?
- Это я…
Игра “С какого дерева упал листочек?”
(Узнать на ощупь листок).
9.Итог.
- Что нового узнали о берёзе?
- Для чего нужно охранять берёзы?
10.Заключение.
Учитель:
-Я надеюсь, ребята, что вы вырастите добрыми, заботливыми, здоровыми и сильными. Сила и доброта рядом. Красота и доброта рядом.
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…