Внеклассное мероприятие в начальной школе "Березовое шоу"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. познавательная: дать разносторонние сведения о берёзе;
  2. развивающая: выявить творческие способности детей;
  3. воспитывающая: экологическое воспитание.

Оборудование:

  • компьютер (файлы с изображением берёз, природы),
  • рисунки детей,
  • энциклопедии и справочники,
  • диск с записями мелодий,
  • листочки разных деревьев,
  • картины художников с изображением берёз.

Ход шоу

1.Приветствие.

2.Визитная карточка берёзы:

У нас в гостях Алёна,
На ней платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.

-Кто у нас в гостях?

3.Учитель:

-Много прекрасных слов сказано о берёзе.

Берёза, берёзка, берёзонька…Стройный ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Знаменитые поэты, писатели, художники и композиторы посвятили белоствольной красавице свои лучшие произведения.

Существует такая быль о берёзе:

Издавна на Руси почитали берёзу как священное дерево. Любили её не только за красоту. В старинной русской песне говорится о “делах” этого дерева:

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – больных исцелять,
Третье дело – скрип утишать,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

Сегодня некоторые из этих дел малопонятны. “Мир освещать” - не все знают, что основным светильником на Руси столетиями были берёзовые лучины. Преимущество их в том, что они могли долго гореть почти без копоти и искр.

“Больных исцелять” - для лечебных целей широко используются и почки берёзы, и листья, и кора.

“Скрип утишать” - дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телеги, чтобы они хорошо вращались и не скрипели.

“Чистоту соблюдать” - ароматный берёзовый веник в бане наводит чистоту тела, а берёзовыми мётлами наводят чистоту помещений и дворов.

Берёза является символом самого любимого на Руси народного праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу вокруг берёзы. Девушки надевали на голову берёзовые венки, берёзку украшали лентами и цветами. Вокруг неё водили хороводы.

(Все выступления сопровождаются демонстрацией файлов)

4.Ученик:

Стоит на пригорке,
Раскинувши косы,
Встречая рассветы
В туманах и росах,
И ей не страшны
Злые бури и грозы,
То символ России –
Родная берёза.

5.Учитель:

-Сегодня мы воздаём хвалу её величеству Берёзе!

6. Работа по группам:

  • учёные (биологи)
  • врачи
  • художники
  • модельеры
  • астрологи
  • журналисты
  • поэты
  • экологи

Слово учёным: (используют материал из “Русского языка” В.В.Волиной, с.395; “Я познаю мир”, “Растения”, с.62-67)

-Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “бер”, означающее “светлый, ясный, блестящий, белый”. Именно от “бер” образовалось сначала “берза”, а потом “берёза”.

Хотя мы и считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.

Кстати, название коры берёзы – бересты – связано с тем же корнем.

Слово врачам: (используют материал из “Домоводства”, с.126-127, “Зелёная аптека Татарстана”, с.35, “Справочник лекарственных растений”, с.134):

-С лечебной целью используют почки, листья, берёзовый сок и берёзовый гриб (чагу) всех видов берёз. Почки заготавливают зимой и ранней весной до начала их распускания. Листья собирают в мае во время цветения берёзы. Берёзовый сок – весной в период сокодвижения. Используют его в роли лекарства только в свежем виде. Берёзовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года.

Вытяжки из почек и листьев берёзы являются витаминоносителями и вместе с вытяжкой из чаги обладают общеукрепляющим действием. Вытяжки из листьев берёзы и почек используются как противомикробные, противовоспалительные, ранозаживляющие и мочегонные средства.

Слово художникам (на доске картины художников А.И.Куинджи “Берёзовая роща”, И.И.Левитана “Берёзовая роща”, “Золотая осень”, детские рисунки с изображением берёз):

-Группа художников приглашает вас в Государственную Третьяковскую галерею. С вами экскурсовод – Иванова Мария. Сегодня мы поговорим о картине художника Исаака Ильича Левитана “Берёзовая роща”. На первом плане картины мы видим несколько белоствольных берёзок и высокую сочную траву. Далее – берёзовая роща. Вся картина пронизана ярким летним солнцем. Под лучами солнца серебром отливает густая изумрудная зелень травы и листьев берёз. От картины веет радостным, праздничным настроением яркого летнего дня.

Также здесь представлены картины Левитана “Золотая осень” и Куинджи “Берёзовая роща”.

А сейчас состоится презентация картин начинающих художников (учащихся нашего класса).

Я надеюсь, что картины наших юных художников займут достойное место в картинной галерее.

Слово астрологу:

-Для людей, родившихся 24 июня и 22 декабря, берёза является деревом талисманом. Люди, родившиеся в эти дни, как правило щедры, жертвенны. Любят общество. Трудолюбивы. Красивы, стройны. Не выносят грубости. Любят дарить и получать подарки. В час невзгод, неприятностей найди берёзу, прикоснись к ней, обними ствол руками, прислонись спиной, доверься ей и попроси у неё помощи. Общайся с ней 20-30 минут и тебе станет намного легче, ты обретёшь душевное спокойствие.

Слово поэтам:

Чтение детьми стихотворений С.Есенина “Белая берёза”, А.Прокофьева “Люблю берёзу русскую”.

Творчество детей (стихи собственного сочинения)

Дополнительный материал:

А.А.Фет

Печальная берёза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Слово модельеру.

Презентация новой коллекции одежды в стиле берёзы “Зима-2007”, “Весна-2008”, “Лето-2008”.

Слово экологам:

-К нам поступает много жалоб от несчастных берёз. Особенно весной берёзы плачут горькими слезами. Вот одна из жалоб: “Чтобы напиться моего сока, меня по-варварски разрубили топором. Погубили мою белую кору. До сих пор на мне глубокие, незаживающие раны. По счастливой случайности я не погибла, потому что рядом оказались ученики вашего класса. Они залечили мои раны. Спасибо вам, ребята!”

-Группа экологов доводит до вашего сведения: “Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведённых для рубки леса. К нарушителям будут применены самые строгие меры наказания.

Люди, не губите берёзы!”

7.Учитель:

-Да, ребята, природа в опасности. Много ран наносит ей человек. Сохраним природу для будущих поколений!

8.Игра “Это я, это я, это все мои друзья”:

- Кто природу обожает, весной деревца сажает?

- Это я …

- Кто любитель отдыхать и поляны захламлять?

- Это не я…

- Кто желает помогать деревца весной сажать?

- Это я…

- Кто желает помогать деревца, кусты ломать?

- Это не я…

- Кто в любую непогоду любит матушку природу?

- Это я…

Игра “С какого дерева упал листочек?”

(Узнать на ощупь листок).

9.Итог.

- Что нового узнали о берёзе?

- Для чего нужно охранять берёзы?

10.Заключение.

Учитель:

-Я надеюсь, ребята, что вы вырастите добрыми, заботливыми, здоровыми и сильными. Сила и доброта рядом. Красота и доброта рядом.

Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…