«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Овладение новыми информационными и компьютерными технологиями учителями является важной проблемой в свете модернизации современного образования. Именно они позволяют наилучшим образом решать основные задачи школы – повышение эффективности и качества образования выпускников, реализацию личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету,
- систематизировать усвоенные знания,
- психологически настроить на атмосферу экзамена,
- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
- сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
- сформировать навыки самоконтроля,
- сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Сегодня созданы электронные учебники, энциклопедии, справочники, репетиторы, появились мультимедийные установки и программы, расширяющие возможности применения компьютера, а также все активнее внедряются в образовательное пространство Интернет. Обладая необходимой техникой, уроки-презентации можно проводить в двух формах: в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит перед компьютером, и при использовании мультимедийной приставки. Урок сделанный в программе Microsoft Power Point позволяет повторить видеофрагмент с любого места, а также позволяет вернуться в наиболее трудную часть урока за считанные секунды. Очень важным этапом урока является закрепление. (Тесты для закрепления материала предлагаю выполнить сильным учащимся класса, а учащихся в совершенстве владеющих компютернвми знаниями предлагаю создать слайды). Такой урок поможет с лёгкостью усвоить даже очень сложного материал. В этой программе можно легко вернуться в начало и повторить.
Хочу предложить результаты своей работы по данной теме.
Показатели успеваемости и качества знаний (в %) по годам обучения в традиционных классах и классах РО.
КЛАСС | 2001–2002 |
2002–2003 |
2003–2004 | 2004–2005 | 2005–2006 | 2006–2007 |
6а (РО) | 100/75 |
100/90 |
100/92 |
100/89 |
100/100 |
– |
6ж (тр) | 100/45 |
100/54 |
100/54 |
100/52 |
– |
– |
6а (РО) | – |
100/89 |
100/89 |
100/91 |
100/86 |
100/100 |
6 ж (тр) | – |
96/52 |
100/23 |
100/36 |
100/36 |
– |
6 е (тр) | – |
100/85 |
100/90 |
100/67 |
100/54 |
– |
6 а (РО) | – |
– |
– |
– |
100/96 |
100/93 |
6 б (тр) | – |
– |
– |
– |
100/67 |
100/80 |
Как видно из таблицы, что в классах РО качество знаний в течение всего периода обучения оставалось высоким, а к 11-му классу (последнему году обучения по биологии) даже повышалась до максимального значения. В классах с традиционным обучением показатели ниже и, чаще всего, нестабильны.
Для примера хочу предложить рабочий урок биологии в 10 классе (Приложение). На уроке я использую учебное электронное пособие «Лабораторный практикум 6–11 класс».