Дидактическая цель: отработать навыки построения развертки и макетирования пирамиды с сечением.
Воспитательная цель: воспитывать эстетическое восприятие архитектурных объемов, закрепить имеющиеся знания, умения, навыки и новый материал.
Развивающая цель: развивать объемно-пространственное мышление.
Межпредметные связи: объемно-пространственная композиция, конструкции зданий и сооружений, история архитектуры, макетная практика.
Тип урока: урок применения знаний.
Вид урока: практическое занятие.
Оборудование: чертежные столы (парты), чертежные инструменты и материалы для работы, методические указания для выполнения графических работ, карточки – задания на практическую работу, критерии оценок практической работы, памятки с алгоритмом построения сечения. Наглядность: доска, мел, студенческий макет здания, плакаты, фотографии зданий и сооружений, сувениры пирамидального объема.
Ход урока
№ п\п | Структурный элемент | Содержание | Метод | Время |
1 | Организационный момент | Приветствие студентов | Словесный | 1 мин. |
2 | Сообщение темы и цели занятия | Тема: “Развертка поверхности
пирамиды с сечением” Цель занятия: отработать навыки построения развертки и макетирования пирамиды с сечением |
Словесный | 3 мин. |
3 | Мотивация | Необходимая профессиональная
компетенция Составляющая подготовки к экзамену Зависимость макетного изделия от правильности построения чертежа |
Словесный, наглядный | 5 мин. |
4 | Актуализация знаний учащихся | Что такое пирамида? Какими по своему виду могут быть пирамиды? Для чего необходим чертеж развертки? Какие исходные данные необходимы для построения развертки призмы? Из каких частей будет состоять развертка пирамиды? |
Словесный, наглядный | 8 мин. |
5 | Практическая работа (закрепление) |
Инструктаж по проведению практической
работе. Предупреждение о типичных ошибках. Построение сечения пирамиды на индивидуальных карточках – заданиях. Построение развертки и склеивание макета. Выполнение практической работы под руководством преподавателя |
Словесный, практический, наглядный | 45 мин. |
6 | Обсуждение результатов работы | Взаимооценка студентов. Анализ проделанной работы, выявление общих ошибок и подхода к заданию | Словесный, наглядный | 10 мин. |
7 | Домашнее задание | Задание на доработку практической работы | Словесный | 2 мин. |
8 | Подведение итогов | Выставление отметок за практическую работу | Словесный, наглядный | 6 мин. |
Стенограмма урока.
Организационный момент. Продолжаем занятия. Напомню, что мы с вами занимаемся изучением и построением разверток геометрических тел. Вы уже знаете, как построить развертки тел вращения и гранных тел, как строить развертки правильных и неправильных геометрических тел, с сечением и без сечения.
Сообщение темы и цели занятия. А сейчас я предлагаю вам выполнить практическую работу по теме “Развертка поверхности пирамиды с сечением”. Вам сначала нужно будет построить сечение пирамиды, затем ее развертку, а из полученной развертки склеить макет. Как вы думаете, с какой целью будет выполняться эта работа? Отработать навыки построения развертки и макетирования пирамиды с сечением. Что такое навык? Навык – это умение, выработанное упражнениями или привычкой.
Мотивация. А теперь у меня такой вопрос: “Для чего вам эти навыки, зачем вам умения делать развертки и склеивать их в макет?”. Если затрудняетесь, то ответите на вопрос чуть позже.
Давайте рассуждать. Какую роль играют геометрические тела в архитектуре? Как утверждали конструктивисты: “Тектоника зданий видна лишь там, где геометрический порядок, где цилиндр похож на цилиндр, а пирамида на пирамиду”.
Итак, геометрические тела – это основа любого объема, будь это архитектура или предмет быта.
Но так как сегодняшнее наше занятие посвящено развертке пирамиды, вернемся к ней. Что такое пирамида? А что такое развертка? Не умея строить развертки, студент не склеил бы этот макет. (Демонстрация студенческого макета. Рисунок 1). Но в этом макете не используется пирамидальный объем. А как вы думаете, где он используется? Давайте посмотрим на эти фотографии… (Демонстрация фотографий зданий и сооружений. Рисунок 2, 3, 4, 5). Пирамида часто становится составляющей общего объема, а иногда доминирующей или просто единственной (Рисунок 6). Посмотрите на эти два сувенира: один состоит из четырех усеченных пирамид, а другой из единственной правильной пирамиды (Рисунок 7). Кстати, “золотое сечение”, как самые гармоничные пропорции треугольника, чаще всего ложится именно в основу пирамид.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Ну что, нужна пирамида архитектуре? А архитектору знания ее построения? Развертка же пирамиды нужна непосредственно для определения длины ее ребер и для создания макета. Теперь вы знаете ответ на вопрос: “Для чего вам навыки и умения делать развертки и склеивать их в макет?”.
Актуализация знаний учащихся. Давайте вспомним, какие знания необходимы для построения пирамиды и ее развертки. О том, что вы помните, я не сомневаюсь, мы с вами изучали эту тему на прошлых двух занятиях. Я предлагаю поменяться местами. Теперь вы будите в роли строгих учителей, которые забрасывают студента, то есть меня, каверзными вопросами (приложение 1). Только не забывайте, что учитель должен правильно формулировать вопрос и, конечно же, знать на него ответ.
Итак, я на ринге и готова к бою. Мои победы и промахи будите считать сами, а я буду ставить вам баллы за вопросы. Количество набранных баллов за урок определит вашу оценку в конце занятия. А вы пока, господа учителя, готовьте вопросы. Вопросы должны касаться пирамиды, ее ортогональных проекций, сечения, развертки и макета.
Хороший получился ринг, активный с вашей стороны. Давайте посмотрим на турнирную таблицу. Кто больше всех задал грамотных вопросов? А кто вообще не принимал участия в этом мероприятии? (анализ турнирной таблицы)
Практическая работа. Я вижу, что теорией вы владеете, а практикой? Предлагаю перейти непосредственно к практической работе.
Приготовьте все необходимые инструменты для работы. Каждый из вас сейчас получить карточку – задание (приложение 2), на которой построены ортогональные проекции различных пирамид. Ваша задача – построить на этих карточках сечение пирамиды и на чистых листах развертку этой пирамиды с сечением. После чего, из полученной развертки склеить макет. Выбирайте варианты (жеребьевка). У вас на карточках подробно написано задание, а так же дополнительные вопросы, на которые вам необходимо ответить. Обратите внимание, внизу карточки нужно подписать фамилию и группу.
В результате практической работы у вас должен получиться макет. Но хороший макет получится лишь в том случае, если вы правильно построите сечение, определите действительные длины ребер и точно перенесете основание с фигурой сечения. Ваша цель: научиться строить развертку с максимальной точностью, что бы в процессе вашей дальнейшей макетной деятельности не возникали трудности.
В решении этой задачи вам помогут методические указания стр. 30–31 (приложение 3). Указания к выполнению графической работы №7, задания 11 и 12. А так же у вас есть памятки с алгоритмом построения сечения (приложение 4). Пользуйтесь чертежами в тетради, на доске и на плакатах (Рисунок 8, 9). Если будут вопросы по заданию – спрашивайте.
После того, как макет будет закончен, вы поставите друг другу оценки. Мы вместе проанализируем вашу работу, отметим все ошибки и недочеты, пробелы в теории. Приступайте к работе.
(Преподаватель контролирует процесс выполнения практической работы)
Рис. 8
Рис. 9
Обсуждение результатов практической работы. Итак, все закончили работу или близятся к завершению. Подпишите свои макеты на основании. Давайте их составим в ряд. У вас у всех есть критерии оценок (приложение 5). За хороший анализ я буду ставить баллы в нашу турнирную таблицу. Итак, давайте посмотрим на этот макет, выявим его общие “плюсы” и “минусы”. Теперь я раздаю каждому разные макеты, вы на его основании ставите оценку и вслух объясняете ошибки или их отсутствие. Не заметить ошибки, если они есть, невозможно.
Ваши оценки выставлены. Кто готов первым провести анализ?
Теперь поговорим о типичных ошибках.
Давайте вспомним цель занятия. На сегодняшнем уроке необходимо было отработать навыки построения развертки и макетирования пирамиды с сечением. Вы их отработали?
Домашнее задание. Некоторые из вас не успели ответить на вопросы, заданные в карточках, а некоторые, я вижу, макет сложили, но не склеили. Все в тетрадях запишите домашнее задание. Доделать практическую работу, то есть выполнить все задание по карточке, склеить макет, подписать ребра, обозначить сечение. Работу сдать на следующем уроке. Напомню, что при выполнении практической работой можно и нужно пользоваться методическими рекомендациями и памяткой с алгоритмом.
Подведение итогов. А теперь я бы хотела подвести итоги сегодняшнего занятия. Снова обратимся к турнирной таблице. Все видят активное участие этих (конкретных) студентов в сегодняшнем уроке? Они, безусловно, заслуживают отметки “отлично”. Молодцы! Будьте всегда такими же участвующими в следующих занятиях. А вот эти студенты, к сожалению, не набрали баллов, а значит, просто отсиживались, что очень печально. На следующем занятии я обязательно дам вам задание для выполнения у доски. Готовьтесь, повторите последние пройденные темы.
До свидания, урок закончен.