Создание учебных и учебно-методических материалов с помощью ИКТ. Мультимедийное приложение к учебному курсу немецкого языка "Deutschland"

Разделы: Иностранные языки


Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников после окончания школы. Я знаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.

Как мне, учителю немецкого языка, использовать информационные технологии? Как ИКТ могут помочь повысить эффективность урока в условиях, когда немецкий язык практически исчезает из образовательного пространства современной школы? Как они впишутся в традиционный процесс обучения? Как побудить ребят, особенно мальчиков подросткового возраста (в моих группах их особенно много – до 60-70%) к довольно трудоемкой работе над проектом по окончании практически каждой темы, как это заложено в УМК? Как устаревшие факты в содержании учебника дополнить современной информацией, сделать его более ярким и наглядным? Вместе с тем за последние годы у многих ребят появились персональные компьютеры и им, конечно, хочется пользоваться своими ПК как можно чаще. Как использовать этот интерес учащихся в условиях понижения мотивации и, как следствие, эффективности обучения немецкому языку?

На мой взгляд, решить эти вопросы можно, создавая учебные и учебно-методические материалы с помощью ИКТ, в сотрудничестве с учащимися, в форме мультимедийного приложения к учебному курсу “Немецкий язык”.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Необходимо также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения.

На уроках иностранного языка с помощью программы Power Point можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения школьников во всех видах речевой деятельности; пополнять словарный запас учащихся; учить работать с информацией; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, с применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке. Компьютер помогает при обучении и контроле, являясь беспристрастным и абсолютно объективным. Таким образом, компьютер оказывает значительное воздействие на ход обучения. С помощью компьютерной техники успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительно-речевой деятельности учащихся при изучении иностранного языка.

В ходе многолетней практики выявилось то место в учебном процессе, где использование ИКТ предлагает сама жизнь. Так в учебниках по немецкому языку И.Л. Бим (с 5 по 9 классы), по которым я работаю, в качестве итога по пройденному учебному материалу задается проект. Одной из форм, предлагаемых автором проектной деятельности, является сбор информации по изучаемой теме, её красочное оформление презентация своей работы. На начальном этапе работы в 5, 6 классах - это коллажи и рисунки с подписями; письменное монологическое высказывание, подкрепленное фотографиями и иллюстрациями, подбор стихов и песен, комментарии к подобранному материалу. По мере взросления детей (8-9 классы) подобные задания усложняются до создания школьной газеты в форме журнала с информативными текстами, фотографиями и статистикой. До недавнего времени ребята выполняли эти задания вручную и на бумажных носителях: рисовали, искали различную информацию в библиотеках, вырезали необходимые картинки, наклеивали фотографии. Но с каждым годом количество желающих качественно и творчески выполнить эту трудоемкую работу уменьшалось. С появлением у многих из них персонального компьютера, появилась возможность сделать подобную работу быстрее, эффективнее, красочнее, интереснее и, как следствие, повысить мотивацию выполнения данных заданий и обучения немецкому языку в целом, повысить свою ИКТ-компетентность.

За годы работы в школе скопилось огромное количество творческих ученических работ на бумажных носителях. Лучшие работы участвуют в выставках, используются в качестве наглядного образца и примера для подражания при выполнении подобных заданий. И все же большую часть времени они не используются. Сегодня материалы этих работ применяются в активном режиме, в форме наглядного мультимедийного пособия.

Как систематизировать накопленный опыт и объединить его в единое целое вновь подсказала профессиональная практика. В силу разных причин сложилась ситуация, когда одну и ту же тему “Города Германии” мне пришлось предъявлять одновременно в 6 и в 8 классах. Естественно, что начать введение нового материала нужно было с повторения темы “Германия”. Раньше я делала это с помощью опорно-смысловых таблиц (разных по уровню сложности), приносила достаточно большое количество наглядного материала, так как в учебнике весь материал по теме рассредоточен, а картинки мелкие и невыразительные. Эту тему я считаю одной из основных и поэтому всегда стараюсь дать учебный материал более полно, использовать дополнительный материал. Закрепление и контроль темы проводила в зависимости от уровня обученности: в форме игры, теста, воображаемого путешествия и т.д. К моменту повторения темы в этом году у меня возникла идея создания некоего мультимедийного приложения к ней, куда позже войдут лучшие проектные работы учащихся. Таким образом, я нашла способ решения многих проблем:

- используя интерес ребят к компьютеру, побуждаю и учу их (на элективных курсах, на примерах интересных работ) выполнять учебные проекты по итогам пройденной темы в режиме Рower Point, что способствует повышению мотивации изучения немецкого языка;

- создавая мультимедийное приложение к темам учебника я облегчаю восприятие нового материала учениками и экономлю время на уроке;

- в приложение можно заложить работу над развитием всех видов речевой деятельности и их контроль, а также заложить уровни предъявления материала в соответствии с возрастом учащихся;

- используя возможности компьютера я могу, наконец, упорядочить весь наглядный материал по теме, а также найти практическое применение лучшим работам учащихся (в качестве дополнительного или учебного материала);

- создание подобного мультимедийного приложения – это длительный процесс, который дает возможность корректировать устаревший материал, создавать банк лучших работ учащихся, используя мультимедийные новинки освежать уже известный материал и т.д.

- кроме того, данная работа носит практико-ориентированную направленность, что помогает учащимся эффективнее усваивать учебный материал.

- Использование Интернет-ресурсов для выполнения творческих работ по теме дает возможность практического применения ИЯ.

Мультимедийное приложение к учебному курсу немецкого языка „Deutschland“

Данное приложение создано в MO Power Point, предназначено для учащихся 3-11 классов, обучающихся по общеобразовательной программе. В работе я попыталась систематизировать, визуально представить весь страноведческий материал по теме “Германия”.

Материал приложения группируется по разделам:

  • Географическое положение
  • Политическое положение
  • Экономика
  • История
  • Столица
  • Города
  • Известные люди
  • Нравы и обычаи
  • Архитектура

Каждый раздел направлен на формирование и контроль навыков и умений во всех видах речевой деятельности: например, здесь есть ситуации для диалога, монологического высказывания. В приложении есть тесты разного рода (в том числе игровые – для учеников младших классов). Приложение - это совместная работа с учениками, включает в себя учебно-исследовательские работы (по темам “ Немецкая поп-музыка”, “Немецкие подростки”), работы учащихся с элективных курсов, лучшие проекты по итогам пройденных тем. Работа постоянно дополняется, так как объем заявленной темы очень велик. Содержание приложения имеет несколько уровней сложности (для учеников старшего и среднего звена закладываются разные тесты и разное по уровню сложности содержание), а также программный и дополнительный материал.

Следуя условиям конкурса, предлагаемое мультимедийное приложение представлено в сокращенном виде, дается только общее представление: ссылки работают только

- по разделу “Географическое положение” (3 слайда –соседние государства, ландшафт-общий слайд в форме меню, ссылка на слайд горы (Гарц) возврат на слайд “Географическое положение”, где работает ссылка на тесты (представлен 1 тест – реки);

- по разделу “Политическое положение” (слайд поделен на 2 части: слева –информация о парламенте, справа- о федеральных землях” (1 слайд о Верлине); выход со слайдов по красной стрелке;

- по разделу “Столица” (4 слайда с выходом на меню с достопримечательностями Берлина – здесь 1 ссылка на телебашню).

К данному приложению разработан тематический план по классам и темам. Особенно удачно разработанной считаю тему “Рождество”, здесь есть не только информация с яркими картинками праздника, но и рождественские песенки с музыкальным оформлением.

Полную версию можно найти на сайте школьного методобъединения учителей ИЯ по адресу: http://59428s001.edusite.ru/

В разделе – “Учителя” - Хаматова Л.Ф., Конкурсы – “Коллекция Электронных материалов…”.

Заключение.

Работая над данной темой, я еще раз убедилась в эффективности использования ИКТ в учебном процессе. Это один из способов повышения мотивации обучения немецкому языку в условиях компьютеризации сегодняшних школьников. Мои ученики, даже пятиклассники, с удовольствием выполняют задания с помощью компьютера.С помощью этой технологии можно сделать материал урока более доступным, наглядным, понятным, а контроль знаний и умений объективным, психологически приятным и индивидуализированным. В перспективе мне хотелось бы создать по просьбе старшеклассников систематизированный обучающий материал по грамматике, думаю в сотрудничестве. На уроках, на которых используется мультимедийный материал, ребята обычно не отвлекаются, активнее работают, воспринимают большее количество учебного материала. А после таких уроков ребята очень неохотно возвращаются к работе с учебником и просят новых мультимедийных приложений. Использование программы Microsoft Power Point дает возможность не только научиться презентовать обработанную информацию, но и развивать творческие способности ребят. А поиск информации в Интернете развивает самостоятельность и познавательный интерес. Особенно хорошие результаты здесь показывают ребята – участники ученической конференции учебно-исследовательских работ. В том, что их работы прошли на муниципальный и региональный туры не последнюю роль играет их умение самостоятельно находить нужную информацию, творческий подход к презентации своей работы, умение подать себя в незнакомой аудитории. Кроме того, эти ребята применяют полученные навыки и умения в других областях учебной и внеучебной деятельности. Использование ИКТ позволяет подготовить ученика к жизни в информационном обществе, дает возможность преодоления растущего неравенства в доступе к образовательным услугам. Приняв участие в международном конкурсе мультимедийных проектов, мои ученики преодолели не только государственные границы, но, прежде всего, осознали свои возможности в современном мире, почувствовали уверенность в себе.