Авторский учебно-методический материал "Волшебная вода"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОНЕДЕЛЬНИК

Основные задачи:

  • развивать познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни;
  • развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы.

УТРО

Утренняя гимнастика с Капитошкой (приложение1)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания детей о воде.

Сюрпризный момент

В группе появляется Волшебная книга, а в ней изображение Земного шара с реками, морями и океанами.

ДЕНЬ

Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Педагог с детьми рассматривает глобус, объясняет, что цвет воды на нем голубой. Обращает внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши. Объясняет, что в озерах и реках вода без вкуса – пресная. А в морях, океанах вода соленая.

Педагог просит детей подумать, откуда берется вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

Кажется, что воды на Земле много – вон, сколько голубой краски на глобусе! Но это не значит, что ее можно расходовать не экономя: воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Педагог просит детей порассуждать, для чего человеку вода (приготовление пищи, купание, мытье посуды и т.д.).

В заключение дети еще раз перечисляют, в каком виде и где можно найти воду, педагог подчеркивает, какая она разная.

ПРОГУЛКА

Наблюдение за лужей

Выбрать с детьми лужу, за которой будет вестись наблюдение. Очертить лужу по контуру для дальнейшего наблюдения за ней.

Подвижная игра “Море волнуется”

Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

ВЕЧЕР

Закаливание – топтание в тазу с холодной водой

Педагог задает вопрос детям:

- Что нужно, чтобы быть здоровым?

Дети:

  • Закаляться.
  • Нужно гулять в любую погоду.
  • Купаться в открытом водоеме.
  • Принимать каждый день душ.
  • Обливаться холодной водой круглый год.

Совместный труд с воспитателем “Замена воды в аквариуме”

Цель: формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Педагог предлагает посмотреть ребят на отсаженных в банку рыбок. Поясняет, что им там тесно. Надо поскорее подготовить для них аквариум с чистой, отстоявшейся водой. Воспитатель и дети определяют объем работы и распределяют ее между всеми участниками труда. Дети с помощью педагога выстраивают алгоритм замены воды в аквариуме (приложение 2)

В процессе деятельности воспитатель дает детям советы, высказывает мнение об их действиях, подбадривает. По окончании труда педагог предлагает детям навести порядок после работы: вымыть губки, щетки, положить на просушку, протереть и убрать на место ведра, подтереть пол, снять и повесить клеенчатые фартуки.

Затем воспитатель обращает внимание на рыбок в банке. Дети пересчитывают их, вспоминают названия, воспитатель запускает рыб в аквариум. Обратить внимание, как рыбки радуются простору, чистой воде.

Маленькое море есть у нас с тобой.
Нет на море шторма. Здесь всегда покой.
Только веселятся сказочные рыбки,
Медленно и важно ползают улитки.

Работа с родителями.

Педагог предлагает родителям дома совместно с детьми составить рассказ и оформить книжку – малышку по теме “Волшебница вода” (приложение 3).

ВТОРНИК

Основные задачи:

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
  • развивать любознательность, пытливость.

Игровой персонаж: капелька.

УТРО

Утренняя гимнастика с Капитошкой (приложение1)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания детей о круговороте воды в природе.

Сюрпризный момент

В гости к ребятам приходит капелька (воспитатель) и рассказывает про разные облака, плывущие по небу: веселые, грустные, грозные и удивленные. Капелька предлагает детям послушать стихотворение и передать эмоциональное состояние облаков в соответствии с текстом (приложение 4).

ДЕНЬ

Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Педагог знакомит детей с круговоротом воды в природе в доступной для дошкольников форме, через экспериментирование (приложение 5).

ПРОГУЛКА

Наблюдение за облаками

Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковые? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предложить каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя. Подойти с детьми к уже знакомой луже, посмотреть, как в ней отражаются облака.

Подвижная игра “Мы – капельки”.

Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

ВЕЧЕР

Экспериментально-познавательная деятельность

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Педагог спрашивает, что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем педагог бросает в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Педагог предлагает детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.

Педагог интересуется, почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

 

2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”

Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.

Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.

Педагог предлагает ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство? Дети придумывают различные варианты очистки воды. Воспитатель предлагает сделать различные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки) (приложение 6). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?

СРЕДА

Основные задачи:

- закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения на воде, и строго следовал им.

Игровой персонаж: Злючка-Грязнючка.

УТРО

Утренняя гимнастика с Капитошкой (приложение1)

Цель: Поднять эмоциональный и мышечный тонус создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания детей о правилах безопасности в природе.

Сюрпризный момент

В группу приходит Злючка-Грязнючка (ребенок), обращается к детям: “Я Злючка-Грязнючка снова с вами. Я живу везде – в вохлопных газах автомобилей, в заводских трубах, в сточных водах и вся эта грязь стекает в водоемы. Люблю, когда люди загрязняют все вокруг! У меня даже книга про это есть (показывает книгу детям)”. Воспитатель предлагает детям рассмотреть книгу.

ДЕНЬ

Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

Чтение рассказа: “Как люди речку обидели”.

Воспитатель читает рассказ Н.А.Рыжовой “Как люди речку обидели”. По окончании чтения педагог задает детям вопросы по прочитанному (приложение 7).

ПРОГУЛКА

Экскурсия на Жигулевское водохранилище.

Цель: Прививать навыки экологически грамотного, осмысленного отношения к водным ресурсам. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: чтение стихотворения Б.Заходера “Течет река” (приложение 8)

Педагог с детьми обследует берег водохранилища, дети определяют места, где отдыхали люди. Какой мусор они оставили на берегу. Есть ли на берегу места, где не видно следов посещения людей.

 

Может быть, сюда приходили люди, которые знают, как вести себя во время отдыха на реке. Воспитатель раздает перчатки и пакеты и предлагает помочь убрать мусор с берега водохранилища, чтобы он не загрязнил реку.

 

Воспитатель беседует с детьми о жителях водоема – рыбах, обитающих в Жигулевском водохранилище.

Подвижная игра “На болоте”

Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Последующая работа: Изготовление плана-схемы маршрута экскурсии на Жигулевское водохранилище (приложение 9).

ВЕЧЕР

Беседа по основам безопасной жизнедеятельности “Вода друг – вода враг”

Цель: Объяснить детям, что купаться и плавать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и раскрасить шапочки детей, которые ведут себя правильно – красным цветом, а неправильно – желтым. Дети объясняют свое решение (приложение 10).

ЧЕТВЕРГ

Основные задачи: закрепить знания детей о том, что чистоплотность во многом зависит от воды и является не только одной из обязательных норм хорошего тона, но и непременным условием здорового образа жизни.

Игровой персонаж: Мойдодыр.

УТРО

Утренняя гимнастика с Капитошкой (приложение1)

Цель: Поднять эмоциональный и мышечный тонус создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания детей о соблюдении правил личной гигиены и закаливании.

Сюрпризный момент

К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах щетки, в руках – таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит во время утреннего умывания и предлагает детям показать умеют ли они правильно мыть руки.

Мытье рук

Цель: Закреплять навыки умывания и пользования личным полотенцем. Проявлять самостоятельность. Формировать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду). Воспитывать культуру общения.

Мойдодыр допускает детей к завтраку только после проверки чистоты рук.

ДЕНЬ

Беседа “Чистота та же красота”.

Воспитатель рассказывает, что с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом – кожей, волосами, зубами и т.д. и главная помощница ему в этом – вода.

Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеет правильный уход за кожей, т.к. она не только защищает наш организм от жары, холода и инфекции. Она помогает человеку дышать и вырабатывать иммунитет.

Наилучший способ ухода за кожей – регулярно принимать ванну, чтобы на долгие годы сохранить здоровье кожи.

Волосы требуют постоянного ухода. Далеко не все дети любят мыть голову, но это необходимая процедура для поддержания волос в чистоте.

В правилах личной гигиены важное место отводиться мерам по уходу за ногами. Ноги необходимо тщательно мыть теплой водой с мылом ежедневно.

Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть теплой водой с мылом не реже двух раз в день – утром и перед сном. Мыть руки надо постоянно: утром и вечером; перед едой и после еды; после туалета, улицы, игр и т.д.

Педагог напоминает, что вода самый главный помощник личной гигиены.

ПРОГУЛКА

Продолжить наблюдение за изменениями, происходящими с лужей. Что с ней происходит? Куда исчезает вода? Когда лужа быстрее уменьшается: в солнечную или пасмурную погоду?

Подвижная игра “Караси и щука”

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

ВЕЧЕР

“Наш веселый игромир”

Вечер дидактических игр и игр на развитие чувств (приложение 11)

ПЯТНИЦА

Основные задачи:

  • закрепить знания детей об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни;
  • акцентировать внимание детей на том, что вода вокруг нас требует нашего внимания и заботливого отношения.

Игровой персонаж: Волшебная шкатулка с загадками.

УТРО

Утренняя гимнастика с Капитошкой (приложение1)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни.

Сюрпризный момент

Воспитатель вносит волшебный сундучок с загадками, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка и правильных ответах детей (приложение 12)

ДЕНЬ

Интегрированное занятие-развлечение “Эти разные ручейки” (приложение 13).

ПРОГУЛКА

Навестить с детьми знакомую лужицу. Педагог обращает внимание детей на то, что она выросла. Почему это произошло? Откуда взялась вода? (ответы детей).

Игра малой подвижности “Ручеек”

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.

ВЕЧЕР

Творческая деятельность – рисование “Кому нужна вода”

Цель: расширять представление детей о водном мире, ее обитателях. Учить задумывать композицию рисунка его содержание, строить многоплановый рисунок. Учить рисовать обитателей моря восковыми мелками, затем акварелью. Закреплять умение вливать цвет в цвет для передачи состояния воды. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. (Рисунки детей приложение 14).

Приложение 15

Приложение 16