Пояснительная записка
Большое влияние на развитие личности ребенка оказывает коллектив, формируя моральные качества, определенные убеждения и совершенствуя способности и природные дарования.
Процесс формирования личности ребенка, как правило, осуществляется не в одном, а в нескольких коллективах, в которые он входит. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «…каждый человек имеет свои духовные запросы и интересы, и нет такого универсального коллектива, в котором все они могли бы найти полное удовлетворение. Удовлетворить их можно лишь при том условии, когда духовная жизнь воспитанника проходит в нескольких коллективах, причем каждый из них имеет специфические цели и сферу деятельности».
Детский оздоровительно-образовательный лагерь представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Встречи с новыми людьми, знакомства со сверстниками, новые впечатления, радость общения с природой - все это создает особые условия для внедрения в сознание ребенка интересных и полезных знаний о здоровом образе жизни в увлекательной и ненавязчивой форме.
Программа выполняет следующие образовательные функции:
- Оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через подвижные игры, спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе и на воде.
- Социальная, коммуникативная - находясь в лагере, ребенок включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки проживания в коллективе.
- Воспитывающая – проявление и формирование качеств личности в игровых моментах, в моделях жизненных ситуаций.
- Развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности.
- Обучающая - развитие умений и навыков: внимание, фантазия, память, общение, умение организовать дело.
- Развлекательная - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере, превращение любой деятельности, даже скучной на первый взгляд (трудовой десант, уборка территории), в увлекательные приключения.
Настоящая программа позволяет раскрыть индивидуальность и творческие способности каждого, научить коллективному творчеству. Она способствует нравственному социально-духовному развитию личности, расширяет кругозор ребенка, дает возможность попробовать себя в различных социальных ролях. Основу программы составляет игровая деятельность, так как игра приучает человека к тем физическим и психическим условиям, которые необходимы для жизни, являясь формой саморазвития человека.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий (под руководством квалифицированных тренеров- преподавателей) и различных игровых развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей науки. Тренировочные занятия проводятся в соответствии с планом работы опытных тренеров- преподавателей. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.
Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет. Именно в этом возрасте у подростков появляется особая восприимчивость к усвоению способов, норм поведения взрослого человека, общая активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, педагога) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
Цель данной программы – снять физическое и психологическое напряжение детского и подросткового организма, накопившееся за учебный год, посредством игровой деятельности.
Задачиработы педагогов по данной программе состоят в том, чтобы:
- организовать отдых и укрепление здоровья детей через спортивные игры, соревнования и тренировочные занятия;
- повысить уровень знаний детей в области здорового образа жизни;
- повысить мотивацию детей к выбору поведения, не наносящего ущерба здоровью, в том числе через максимальное включение собственного опыта детей;
- укрепить здоровье детей;
- активизировать действия по защите здоровья детей.
Срок реализации программы – 14 дней.
Программа предусматривает 4 этапа.
1. Подготовительный этап
Методист разрабатывает программу, форму проживания в лагере и виды деятельности на основе изучения опыта предыдущего года. Предусмотрено проведение следующих мероприятий:
№ |
Мероприятия |
Участники |
Сроки |
1 |
Творческие мастерские по обмену опытом |
Методист, педагог- организатор, тренеры- преподаватели ДЮСШ |
Февраль- март |
2 |
Консультации с психологом. Темы: |
Методист, педагог- организатор |
Январь- март |
3 |
Индивидуальные консультации педагогов. |
Методист, педагог- организатор, тренеры- преподаватели |
В течение года |
4 |
Подготовка дидактического материала, технического и информационного обеспечения программы |
Методист, педагог- организатор |
В течение года |
Задача: подготовка педагогического коллектива к реализации программы смены: подвижные и сюжетно-ролевые игры, спортивные тренировки и состязания, их разновидность, организация досуга, праздников, тематических дней, дискотек.
В ходе данного этапа проводится подготовка дидактического материала, технического и информационного обеспечения программы.
2. Организационный этап
Задача: помочь участникам смены адаптироваться в условиях лагеря, познакомиться с режимом работы смены, сформировать отряды, судейские коллегии.
На этом этапе предусмотрено проведение праздничной линейки, игры – знакомства. Необходимо проинструктировать подростков о правилах безопасности:
- пребывание на воде;
- правила пользования электроприборами;
- правила поведения в походах;
- о противопожарных средствах;
- о выполнении режима;
- о санитарии и гигиене;
- напомнить о законах дружбы и товарищества, общения, сотрудничества.
3. Основной период, самоопределение
Задача: включить участников смены в тренировочные занятия и различные формы игровой деятельности.
В этот период проводится работа по наращиванию спортивного и творческого потенциала участников. Проводятся игры, организуются командные конкурсы, идет подготовка детей к соревнованиям.
Первые дни ребята переполнены впечатлениями. У них есть потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось ребятам. С этой целью программой предусмотрено проведение конкурса рисунков и «Вечера веселых вопросов».
В дальнейшем проводятся конкурсы, соревнования и викторины, призванные пополнить багаж знаний ребят в области кубановедения, экологии, обществознания и этикета. Ребята примут участие в «Суде над вредными привычками». Все это перемежается большим количеством развлекательных мероприятий.
4. Заключительный этап
Задача: подвести итоги смены, провести сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками смены, как среди педагогического коллектива, так и среди детей. Провести итоговую диагностику и соревнования среди воспитанников.
Заключительный этап реализации программы состоит не только в проведении состязания, чтобы выявить самых ловких и сильных. Анализ проведенной работы позволит понять результативность педагогической деятельности смены.
Организаторские способности участников смены будут зависеть от того, насколько хорошо они научились анализировать, оценивать проведенное дело, умеют ли учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.
Качество смены определяется по трем критериям.
1. Самооценка каждого участника смены. Это ответы на вопросы:
- что мне удалось сегодня и почему?
- как можно использовать достигнутое?
- что мне не удалось и почему?
2. Оценка качества смены педагогами
Здесь имеют место следующие диагностические параметры, которые оцениваются каждым взрослым по баллам (предлагается 10 балльная система оценки).
- Уровень организации: насколько четко было организовано проведение смены?
- Содержательная (информационная) насыщенность смены: насколько интересной, насыщенной была смена по содержанию? Формы подачи - соответствуют ли они задачам?
- Эмоциональная составляющая смены: вызвала ли работа педагогического коллектива смены эмоциональный отклик? Захотелось ли сопереживать? Думать? Спорить? Рассуждать? Работать над собой?
- Включенность детей: насколько активно были включены в проведение мероприятий дети: проявили активность сами, или пришлось убеждать?
- Качество работы, профессиональный уровень: какие новые (интересные или забытые) педагогические средства были использованы при проведении мероприятий? Что вы лично взяли для себя на заметку? Кого из коллег вы увидели в новом для вас свете? Какие явные педагогические промахи вы заметили?
- Мой личный вклад, моя помощь: обращалась ли ко мне творческая группа за помощью? Чем я лично помог?
3. Оценка смены детьми. Это могут быть отзывы в альбомах и в стенной печати, в «почте откровения».
Во время проведения смены «Быстрее, выше, сильнее!» предусматривается награждение победителей всех соревнований, а по окончании награды ждут победителей конкурсов «Самый чистый домик» и «Самый дружный и активный отряд» (для подведения итогов используется таблица, выданная отрядам в 1-й день на вечернем мероприятии. В ней имеются следующие графы: «Самый дружный», «Самый творческий», «Самый самостоятельный», «Самый музыкальный», «Самый спортивный», «Самый трудолюбивый»).
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей;
- разностороннее физическое развитие;
- развитие коммуникативных способностей;
- дальнейшее совершенствование общих и специальных физических качеств;
- формирование у детей отрицательного отношения к вредным привычкам.
План проведения смены
1 день
Заезд в лагерь.
Линейка по случаю открытия смены.
Операция «Уют».
Оформление отрядных уголков, выбор названия, девиза, песни.
Пресс- конференция «Здравствуй, лагерь!»
Игра «Давайте познакомимся».
2 день
Тренировочные занятия.
Игровая программа «Веселые поварята».
Познавательная программа «Экологическое казино».
«Я - лидер»- дискотека.
3 день
Водноспортивные соревнования.
Тренировочные занятия.
Игровая программа «Веселые старты».
Дискотека.
4 день
Тренировочные занятия.
Беседа о вреде курения.
Игра «Поиск клада».
Конкурсная программа «Вечер веселых вопросов».
5 день
Тренировочные занятия.
«День приколов»- игровая программа.
Игра «Счастливый случай».
Конкурс караоке.
Дискотека.
6 день
Тренировочные занятия.
Игровая развлекательная программа «Путешествие в страну «Фантазия»».
Конкурсная программа «Все цвета радуги».
Дискотека.
7 день
Тренировочные занятия.
«Веселый репортаж»- конкурс рисунков на спортивную тему.
Игровая программа «Рыцарский турнир»
Караоке.
8 день
Тренировочные занятия.
Беседы об этикете.
Игровая программа «День рыболова».
Вечер добрых друзей.
Дискотека.
9 день
Тренировочные занятия.
«Суд над вредными привычками»- познавательная программа.
Вечер у костра.
Дискотека.
10 день
Тренировочные занятия.
Конкурс «Я рисую свои права».
Викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину Кубань?»
Караоке.
11 день
Тренировочные занятия.
Викторина «В дыму табачного дыма».
Игра- путешествие «Малые Олимпийские игры».
«Комический футбол».
Дискотека.
12 день
Тренировочные занятия.
Конкурс «Эмблема смены».
«Музыкальная карусель» музыкальная программа.
Дискотека.
13 день
Тренировочные занятия.
Игровая развлекательная программа «Веселый карнавал»
Игровая развлекательная программа «День Нептуна».
«Владыка морской приглашает»- конкурс «Мисс лагерь», дискотека.
14 день
Закрытие смены.
«Расстаются друзья…»- подведение итогов смены.
Отъезд детей домой.