Путешествие в страну "Информатика"

Разделы: Информатика


"Научиться можно лишь тому, что любишь..." (И.В. Гете)

Цели занятия:

  • Обучающие: формирование устойчивого интереса детей к предмету информатики, повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях, взаимодействие с другими предметами.
  • Развивающие: развитие устойчивого интереса к занятиям, творческой активности, развивать творческие способности, логическое мышление.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, стремления к получению конечного результата;
  • Коррекционная: коррекция личностных проявлений учащихся, отношения к результатам своей деятельности и к работе своих товарищей, эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: персональные компьютеры в комплекте, мультимедиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Словарная работа: информация, энциклопедия, Интернет, сеть, мультимедиапроектор.

Занятие сопровождается слайдами, презентациями и мультимедийными фрагментами с CD-дисков “Мир информатики”, энциклопедии “Кирилла и Мефодия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I тур занятия – вводный.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное путешествие. Мы совершим “Путешествие в страну "Информатика"! Что же это за страна, “Информатика”?

Как вы думаете? Что изучают на занятиях по информатике?

Учащиеся: Информатика знакомит нас из каких частей состоит компьютер, с работой на компьютере, с Интернетом.

Педагог: Сейчас мы посмотрим, из чего состоит компьютер просмотр Детской энциклопедии “Кирилла и Мефодия” раздел “мир увлечений – персональный компьютер”

“Первые компьютеры появились в начале 20 века. Это были огромные машины, весом в несколько тонн и общими размерами с футбольное поле. С развитием компьютерной техники размеры машин становились все меньше, а их “способности” — все больше.

Современный настольный компьютер состоит из нескольких устройств. Основной частью любого ПК является системный блок. Для отображения компьютерной информации используется монитор, а для ввода информации и управления компьютером — клавиатура и мышь. Кроме этого, к компьютеру можно подключать множество дополнительных устройств: принтер, сканер, джойстик, колонки и т.д.

В переносных компьютерах — ноутбуках — системный блок, клавиатура и мышь объединены в одном небольшом корпусе.

Для работы любого компьютера требуется не только специальное оборудование, но и компьютерные программы. Именно они делают машину такой “умной” и полезной”.

Педагог: Слово “информатика” очень похоже на какое слово? “ИН……..

Учащиеся: Информация.

Педагог: Да, молодцы! Слово информация происходит от латинского слова information, что в переводе означает сведения, ознакомление, т.е. как можно информацию хранить, передавать, изменять.

Так вот, “Информатика – это наука, которая изучает способы и законы хранения, передачи и обработки информации с помощью компьютера”.

II тур занятия – основной.

Педагог: Важную, полезную, интересную информацию надо сохранять.

Приведите пример хранения информации.

Учащиеся: Библиотека с книгами; музей с картинами; CD-диски с музыкой, играми; DVD-диски с фильмами.

Педагог: Приведите пример, когда мы встречаемся с передачей информации?

Учащиеся: Передаем сообщение по телефону, отправляем телеграмму...

Педагог: Уточним, что же такое информация? Как вы думаете? Откуда мы можем получать информацию?

Учащиеся: получаем информацию по радио и телевидению; по электронной почте, по телефону, от собеседника, из Интернета.

Педагог: Уточните, пожалуйста, как происходит получение информации.

Учащиеся: мы получаем информацию, когда читаем книгу, смотрим телевизор, слушаем учителя, разговариваем с товарищем.

Педагог: значит, то, что мы видим, слышим и чувствуем является информацией.

Итак, можно сказать, что информация – это сведения об окружающем мире, которые мы получаем с помощью органов чувств: слышим, видим, чувствуем (например, запахи).

В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию.

Свойство информации – она должна быть понятна, достоверна.

Информация должна быть полной.

Например: девочка говорит: “Мне купили мяч”.

Понятно ли из этого сообщения, какой мяч куплен?

Учащиеся: Нет.

Педагог: Почему?

Учащиеся: Мяч может быть большим или маленьким; волейбольным или теннисным; резиновым или кожаным и т.д.

Педагог: Информация должна быть востребованной. Если я вам сейчас на занятии информатики буду рассказывать сказки, вам будет интересно?

Учащиеся: нет, нам интересно узнавать информацию о компьютерах.

 Педагог: Выполним вместе с героями мультфильмов физкультминутку (через мультимедиапроектор на экран под музыкальное сопровождение выводится презентация, где герои мультфильмов выполняют зарядку).

Педагог: А сейчас давайте проследим историю развития человечества: первобытные люди, как сообщали друг другу информацию? (просмотр энциклопедии “Кирилла и Мефодия” раздел “эпоха первобытного человека”)

Первобытные люди общались жестами, мимикой, делали наскальные рисунки. Затем появилась речь, письменность, радио, телефон, телеграф. Затем телевидение и, наконец, компьютер.

Целые тома книг, энциклопедий, и другой важной информации сейчас хранится на магнитных, лазерных и др. дисках (просмотр энциклопедии “Кирилла и Мефодия” раздел “носители информации).

Педагог: Передавать информацию сейчас можно по глобальным сетям. Глобальная сеть INTERNET даёт возможность из любого уголка земного шара (при наличии ПК, конечно) получить, передать, найти любую информацию.

Учащиеся выполняют выход в INTERNET, знакомство с поисковыми программами.

Педагог: А что такое локальная сеть?

Учащиеся: Это когда объединены несколько (или даже много ) компьютеров, как в нашем компьютерном классе: можно общаться, играть в сетевые игры. Программа “Сетевой город образования” в нашем городе тоже является локальной.

Педагог: Что вы можете ещё сказать о “Сетевом городе образования”?

Учащиеся: В “Сетевом городе образования” находятся все сведения об учителях, учениках и родителях нашей школы. При выходе в “Сетевой город образования” с домашнего компьютера родители могут просмотреть оценки и посещаемость своего ребенка за каждый день, какую тему урока проходили и что задано на дом.

Педагог: Скажите, а ваши родители просматривают эту информацию часто.

Учащиеся: Да, просматривают.

Педагог: Ребята, мы продолжаем наше путешествие по стране “Информатика”.

Вы слышали слово “мультимедиа”?

Учащиеся: Да, слышали.

Педагог: Мультимедийные возможности современных ПК дают возможность обрабатывать любой вид информации: числовая, текстовая, аудио и видео, например:

Если компьютер принимает телевизионные передачи, то вы можете сохранить в памяти ПК кадр (например, любимого актера), сосканировать на сканере свою фотографию и создать свой портрет с любимым актером.

Можно создавать и монтировать фильмы с помощью ПК.

Давайте сейчас просмотрим клип о городе “Ноябрьск”, который смонтирован при помощи мультимедийных возможностей компьютера.

Педагог: При помощи мультимедийных возможностей компьютера вы можете, например, в микрофон произнести что-либо, а затем с помощью специальной программы изменить ваш голос на детский или, наоборот, бас. Это обработка звуковой информации.

Педагог: Всему этому вы будете учиться на занятиях информатики: создавать рисунки и печатать текст, создавать анимации и мультики, создавать презентации, сохранять созданные файлы и размещать их на сайтах в INTERNET и многому другому.

III тур занятия – заключительный.

Педагог: Сегодня мы совершили “Путешествие в страну Информатика" и сейчас мы подведём итоги в виде соревнования, разделимся на две команды – это левый и правый ряд.

Конкурс "Закончи стихотворение"

Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить.

За правильный ответ команда получает 1 балл.

Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки, это… КОЛОНКИ

В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... М Ы Ш К А

А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... Д Ж О Й С Т И К

Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ... Д И С П Л Е Й

Около дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... С И С Т Е М Н Ы М

По клавишам
Прыг да скок -
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово -
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот - ... К Л А В И А Т У Р А

В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... Д И С К Е Т А

И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил -
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... М О Д Е М

Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые - строчка к строчке -
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Это ... П Р И Н Т Е Р

Конкурс капитанов

из данных букв составить слово, связанное с информатикой:

  • информация
  • компьютер

(раздаются вырезанные буквы, если учащиеся затрудняются можно назвать первую букву)

Конкурс "Кто больше"

Во время конкурса команды по очереди называют слова, связанные с информатикой. Побеждает команда, которая последняя называет слово.

А сейчас подведём итог нашего “Путешествие в страну "Информатика".

Посмотрите на экран и продолжите, пожалуйста, любое предложение:

  •  Сегодня на занятии мне понравилось…
  • Сегодня на занятии мне не понравилось…

Победившей команде вручается диплом.

Спасибо, всем!

При подготовке к занятию использовались.

1. Энциклопедия персонального компьютера Кирилла и Мефодия. (Диск, представляющий исчерпывающую информацию о компьютерной технике и ее применении).

2. Обучающая система по Internet.

3. CD-диск - компьютерный курс "Основы информатики”.

4. Добро пожаловать в Internet, выпуск 2. Новые возможности популярных компьютерных игр в сетевом исполнении и путеводитель по миру игр пространства Internet.

5. Детская энциклопедия “Кирилла и Мефодия”. Раздел “Мир увлечений” .

6. Ресурсы сети Internet.