"Научиться можно лишь тому, что любишь..." (И.В. Гете)
Цели занятия:
- Обучающие: формирование устойчивого интереса детей к предмету информатики, повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях, взаимодействие с другими предметами.
- Развивающие: развитие устойчивого интереса к занятиям, творческой активности, развивать творческие способности, логическое мышление.
- Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, стремления к получению конечного результата;
- Коррекционная: коррекция личностных проявлений учащихся, отношения к результатам своей деятельности и к работе своих товарищей, эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование: персональные компьютеры в комплекте, мультимедиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Словарная работа: информация, энциклопедия, Интернет, сеть, мультимедиапроектор.
Занятие сопровождается слайдами, презентациями и мультимедийными фрагментами с CD-дисков “Мир информатики”, энциклопедии “Кирилла и Мефодия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I тур занятия – вводный.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное путешествие. Мы совершим “Путешествие в страну "Информатика"! Что же это за страна, “Информатика”?
Как вы думаете? Что изучают на занятиях по информатике?
Учащиеся: Информатика знакомит нас из каких частей состоит компьютер, с работой на компьютере, с Интернетом.
Педагог: Сейчас мы посмотрим, из чего состоит компьютер просмотр Детской энциклопедии “Кирилла и Мефодия” раздел “мир увлечений – персональный компьютер”
“Первые компьютеры появились в начале 20 века. Это были огромные машины, весом в несколько тонн и общими размерами с футбольное поле. С развитием компьютерной техники размеры машин становились все меньше, а их “способности” — все больше.
Современный настольный компьютер состоит из нескольких устройств. Основной частью любого ПК является системный блок. Для отображения компьютерной информации используется монитор, а для ввода информации и управления компьютером — клавиатура и мышь. Кроме этого, к компьютеру можно подключать множество дополнительных устройств: принтер, сканер, джойстик, колонки и т.д.
В переносных компьютерах — ноутбуках — системный блок, клавиатура и мышь объединены в одном небольшом корпусе.
Для работы любого компьютера требуется не только специальное оборудование, но и компьютерные программы. Именно они делают машину такой “умной” и полезной”.
Педагог: Слово “информатика” очень похоже на какое слово? “ИН……..
Учащиеся: Информация.
Педагог: Да, молодцы! Слово информация происходит от латинского слова information, что в переводе означает сведения, ознакомление, т.е. как можно информацию хранить, передавать, изменять.
Так вот, “Информатика – это наука, которая изучает способы и законы хранения, передачи и обработки информации с помощью компьютера”.
II тур занятия – основной.
Педагог: Важную, полезную, интересную информацию надо сохранять.
Приведите пример хранения информации.
Учащиеся: Библиотека с книгами; музей с картинами; CD-диски с музыкой, играми; DVD-диски с фильмами.
Педагог: Приведите пример, когда мы встречаемся с передачей информации?
Учащиеся: Передаем сообщение по телефону, отправляем телеграмму...
Педагог: Уточним, что же такое информация? Как вы думаете? Откуда мы можем получать информацию?
Учащиеся: получаем информацию по радио и телевидению; по электронной почте, по телефону, от собеседника, из Интернета.
Педагог: Уточните, пожалуйста, как происходит получение информации.
Учащиеся: мы получаем информацию, когда читаем книгу, смотрим телевизор, слушаем учителя, разговариваем с товарищем.
Педагог: значит, то, что мы видим, слышим и чувствуем является информацией.
Итак, можно сказать, что информация – это сведения об окружающем мире, которые мы получаем с помощью органов чувств: слышим, видим, чувствуем (например, запахи).
В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию.
Свойство информации – она должна быть понятна, достоверна.
Информация должна быть полной.
Например: девочка говорит: “Мне купили мяч”.
Понятно ли из этого сообщения, какой мяч куплен?
Учащиеся: Нет.
Педагог: Почему?
Учащиеся: Мяч может быть большим или маленьким; волейбольным или теннисным; резиновым или кожаным и т.д.
Педагог: Информация должна быть востребованной. Если я вам сейчас на занятии информатики буду рассказывать сказки, вам будет интересно?
Учащиеся: нет, нам интересно узнавать информацию о компьютерах.
Педагог: Выполним вместе с героями мультфильмов физкультминутку (через мультимедиапроектор на экран под музыкальное сопровождение выводится презентация, где герои мультфильмов выполняют зарядку).
Педагог: А сейчас давайте проследим историю развития человечества: первобытные люди, как сообщали друг другу информацию? (просмотр энциклопедии “Кирилла и Мефодия” раздел “эпоха первобытного человека”)
Первобытные люди общались жестами, мимикой, делали наскальные рисунки. Затем появилась речь, письменность, радио, телефон, телеграф. Затем телевидение и, наконец, компьютер.
Целые тома книг, энциклопедий, и другой важной информации сейчас хранится на магнитных, лазерных и др. дисках (просмотр энциклопедии “Кирилла и Мефодия” раздел “носители информации).
Педагог: Передавать информацию сейчас можно по глобальным сетям. Глобальная сеть INTERNET даёт возможность из любого уголка земного шара (при наличии ПК, конечно) получить, передать, найти любую информацию.
Учащиеся выполняют выход в INTERNET, знакомство с поисковыми программами.
Педагог: А что такое локальная сеть?
Учащиеся: Это когда объединены несколько (или даже много ) компьютеров, как в нашем компьютерном классе: можно общаться, играть в сетевые игры. Программа “Сетевой город образования” в нашем городе тоже является локальной.
Педагог: Что вы можете ещё сказать о “Сетевом городе образования”?
Учащиеся: В “Сетевом городе образования” находятся все сведения об учителях, учениках и родителях нашей школы. При выходе в “Сетевой город образования” с домашнего компьютера родители могут просмотреть оценки и посещаемость своего ребенка за каждый день, какую тему урока проходили и что задано на дом.
Педагог: Скажите, а ваши родители просматривают эту информацию часто.
Учащиеся: Да, просматривают.
Педагог: Ребята, мы продолжаем наше путешествие по стране “Информатика”.
Вы слышали слово “мультимедиа”?
Учащиеся: Да, слышали.
Педагог: Мультимедийные возможности современных ПК дают возможность обрабатывать любой вид информации: числовая, текстовая, аудио и видео, например:
Если компьютер принимает телевизионные передачи, то вы можете сохранить в памяти ПК кадр (например, любимого актера), сосканировать на сканере свою фотографию и создать свой портрет с любимым актером.
Можно создавать и монтировать фильмы с помощью ПК.
Давайте сейчас просмотрим клип о городе “Ноябрьск”, который смонтирован при помощи мультимедийных возможностей компьютера.
Педагог: При помощи мультимедийных возможностей компьютера вы можете, например, в микрофон произнести что-либо, а затем с помощью специальной программы изменить ваш голос на детский или, наоборот, бас. Это обработка звуковой информации.
Педагог: Всему этому вы будете учиться на занятиях информатики: создавать рисунки и печатать текст, создавать анимации и мультики, создавать презентации, сохранять созданные файлы и размещать их на сайтах в INTERNET и многому другому.
III тур занятия – заключительный.
Педагог: Сегодня мы совершили “Путешествие в страну Информатика" и сейчас мы подведём итоги в виде соревнования, разделимся на две команды – это левый и правый ряд.
Конкурс "Закончи стихотворение"
Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить.
За правильный ответ команда получает 1 балл.
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки, это… КОЛОНКИВ зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... М Ы Ш К АА теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... Д Ж О Й С Т И К
Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ... Д И С П Л Е ЙОколо дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... С И С Т Е М Н Ы МПо клавишам
Прыг да скок -
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово -
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот - ... К Л А В И А Т У Р АВ ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... Д И С К Е Т АИ компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил -
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... М О Д Е МДля чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые - строчка к строчке -
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Это ... П Р И Н Т Е Р
Конкурс капитанов
из данных букв составить слово, связанное с информатикой:
- информация
- компьютер
(раздаются вырезанные буквы, если учащиеся затрудняются можно назвать первую букву)
Конкурс "Кто больше"
Во время конкурса команды по очереди называют слова, связанные с информатикой. Побеждает команда, которая последняя называет слово.
А сейчас подведём итог нашего “Путешествие в страну "Информатика".
Посмотрите на экран и продолжите, пожалуйста, любое предложение:
- Сегодня на занятии мне понравилось…
- Сегодня на занятии мне не понравилось…
Победившей команде вручается диплом.
Спасибо, всем!
При подготовке к занятию использовались.
1. Энциклопедия персонального компьютера Кирилла и Мефодия. (Диск, представляющий исчерпывающую информацию о компьютерной технике и ее применении).
2. Обучающая система по Internet.
3. CD-диск - компьютерный курс "Основы информатики”.
4. Добро пожаловать в Internet, выпуск 2. Новые возможности популярных компьютерных игр в сетевом исполнении и путеводитель по миру игр пространства Internet.
5. Детская энциклопедия “Кирилла и Мефодия”. Раздел “Мир увлечений” .
6. Ресурсы сети Internet.