Цели:
- развить интерес у учащихся к информатике, к информационным технологиям;
- повторить и одновременно проверить усвоение пройденного материала;
- формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер;
- выявить лучших игроков-эрудитов.
Задачи:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по составу и программному обеспечению компьютеров.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование: компьютеры, проекторы, экраны.
Место проведения: актовый зал.
ХОД БОЯ
1. Сообщение цели и темы
– Сегодня у нас Информатический бой между
командами 10б и 11б классов. Темы, затронутые в
заданиях это: информатика, текстовый процессор
Microsoft Word,
создание презентации в среде Microsoft Power Point. Из
каждого класса участвуют по 9 человек.
– Оба класса подготовили домашние задания, первое из которых визитная карточка команды. Каждая команда представляет своих участников в виде представления-презентации. Слово для представления – 11б классу. (Представление 11б класса.)
Жюри оценивает по 10 балльной системе.
– Сейчас слово 10б классу. (Представление 10б класса).
– Слово жюри.
2. Отгадывание кроссворда
Для обеих команд включаем кроссворды.
– А сейчас очень интересный конкурс: команда, которая быстрее ответит на все вопросы кроссворда, получит столько баллов, сколько вопросов в кроссворде. Если будет ошибка хотя бы в одной букве, ответ не засчитывается.
На экраны выводятся кроссворды) <Приложение 1> и <Приложение 2>. На листах раздаются вопросы. <Приложение 3>
– Слово жюри.
3. Индивидуальное задание
– Каждому участнику задаётся по одному вопросу, если вы все ответите, то каждая команда получит по 9 баллов.
Вопросы команде 11б класса:
1) Что означает слово кибернетика (греч.)?
а) Искусство управления.
б) Быстрый счет.
в) Божественное знание.
г) Направленное действие.
2) Как Бэббидж в словесном описании своего компьютера называл запоминающее устройство, способное хранить исходные данные и промежуточные результаты?
а) Базар.
б) Склад.
в) Мельница.
г) Шахта.
3) Как называют все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технологических процессах?
а) Эра.
б) Поколение.
в) Цивилизация.
г) Популяция.
4) Как называется наука о защите информации?
а) Криптология.
б) Семиотика.
в) Нумерология.
г) Криминология.
5) В какой системе счисления запись одного и того же десятичного числа будет самой короткой?
а) В двоичной.
б) В пятеричной.
в) В восьмеричной.
г) В 16-ричной.
6) Как называется единица емкости магнитного диска?
а) Сектор.
б) Диаметр.
в) Радиус.
г) Хорда.
7) Какой процесс необходимо осуществить для ускорения доступа к хранящимся на диске данным?
а) Депиляция.
б) Деформация.
в) Демонополизация.
г) Дефрагментация.
8) Какое из предложенных слов является синонимом имени файла?
а) Параметр.
б) Атрибут.
в) Идентификатор.
г) Опция.
9). В каких файлах используется самый эффективный способ сжатия графической информации (цветное фото)?
а) .BMP
б) .GIF
в) .TIFF
г) .PCX
Вопросы команде 10б класса:
1) Какой первоначальный смысл английского слова «компьютер»?
а) Телескоп.
б) Электронный аппарат.
в) Электронно-лучевая трубка.
г) Человек, производящий расчеты.
2) Когда появилась первая ЭВМ?
а) В 1823 году.
б) В 1946 году.
в) В 1949 году.
г) В 1951 году.
3) Элементную базу какого поколения ЭВМ составляют полупроводниковые элементы, транзисторы?
а) I
б) II
в) III
г) IV
4) Что в компьютерном мире называют «Голубым гигантом»?
а) Оболочку Norton Commander (NC).
б) ЭВМ БЭСМ.
в) Фирму IBM.
г) Основателя Microsoft Билла Гейтса.
5) Отраслью какой науки является информатика?
а) Кибернетика.
б) Бионика.
в) Кинематика.
г) Филология.
6) Как называется наука о законах и формах мышления?
а) Логистика.
б) Логопедия.
в) Логарифмика.
г) Логика.
7) В какой системе счисления таблица умножения состоит всего из четырех строк?
а) В двоичной.
б) В пятеричной.
в) В десятичной.
г) В 16-ричной.
8) Сколько бит в слове «байт»?
а) 8.
б) 4.
в) 32.
г) 16.
9) Без кристаллов какого удивительного химического элемента не было бы персональных компьютеров?
а) Железо.
б) Медь.
в) Кремний.
г) Кальций.
– Сколько же баллов набрала каждая команда? Слово жюри.
4. Презентация-поздравление
– Каждая команда приготовила
презентацию-поздравление с 8 Марта. Поздравление
можно было посвятить любимой маме, учительнице,
девочке или вообще женщинам.
– Первым покажет и прокомментирует свою
презентацию 10б класс.
(Выступление 10б класса)
– Сейчас слово 11б классу.
(Выступление 11б класса.)
(Слово жюри.)
5. Найдите ошибки
– Один мальчик написал два рассказа о том, как он работает с компьютером. По ходу чтения этих рассказов, исправляйте ошибки.
Первый рассказ 10б классу.
- «Для работы за компьютером я обязательно включаю монитор и сканер, набираю буквы с помощью мыши, а если мне необходимо нарисовать картинку, использую сканер. Чтобы ввести в компьютер текст, не набирая его вручную, применяю джойстик, а для распечатки текста вставляю в системный блок бумагу. Музыку прослушиваю с помощью принтера, а сохраняю документы на графопостроителе, который иногда называют колонками». (8 ошибок)
Второй рассказ 11б классу.
- «Я люблю рисовать на компьютере. На мой взгляд, самой лучшей программой для рисования изображений является графический редактор Word. С его помощью я умею не только рисовать картинки, но и выполнять закраску любой части объектов. Например, недавно я нарисовал снеговика и закрасил его левую сторону желтым цветом, а правую – зелёным. С помощью инструмента «карандаш» у меня потрясающе получается строить прямоугольники и окружности, они получаются такие ровные, как будто я использовал транспортир. Кроме того, в данной программе можно сохранять изображения. Результаты своей работы я сохраняю в векторном формате .BMP, хотя можно использовать и растровый формат .GIF, но качество изображения при этом ухудшается». (6 ошибок)
6. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок-схеме.
– Для 10б класса:
(Куй железо, пока горячо.)
– Для 11б класса.
(С глаз долой – из сердца вон.)
7. Теперь каждой команде задается по две анаграммы. Расшифруйте их. (Выводятся на экран <Приложение 4>).
8. Конкурс «Крылатые слова». К какому варианту ответов подходят выделенные крылатые слова? Команда ответившая быстрее получит 1 балл. (Выводятся на экран <Приложение 5>).
9. Назовите слова, подходящие к данным почти как антонимы. (Выводятся на экран <Приложение 6>).
10. Назовите лишнее высказывание. Команда назвавшая быстрее и правильно, получает балл. (Выводятся на экран <Приложение 7>).
11. Подведение итога. Слово жюри.