Цель: Систематизировать знания учащихся через групповую форму работы.
Задачи:
- Учить применять различные способы решения основных проблем, вызванных ограниченностью ресурсов, во всех экономических системах, рассматривая различные методы решения основных вопросов экономики.
- Развивать память, абстрактное мышление.
- Воспитывать культуру коллективного общения, умение отстаивать корпоративные интересы.
Форма проведения урока: урок-конференция, обсуждение проблем в группах.
Ход урока
I. Оргмомент. (1 минута)
II. Вступительное слово учителя об уроке. (3 минуты)
III. Выступление групп. (20 минут)
IV. Вопросы участников конференции. (5 минут)
V. Подведение итогов конференции. (3 минуты)
VI. Решение экономических ситуаций. (10 минут)
VII. Подведение итогов урока. (2 минуты)
VIII. Домашнее задание. (1 минута)
Общее время урока 45 минут.
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение темы «Типы экономических систем» и подводим её итоги. И для того, чтобы это было интересно, мы проведем этот урок в виде конференции представителей стран с разными типами экономических систем и представителями правительства новообразованного государства. Для этого вы разделитесь по интересам на 5 групп по 5 – 6 человек, в соответствии с четырьмя экономическими системами: традиционной, командной, смешанной и рыночной, а пятая группа - это правительство нового государства. У нас конференция и, как вы знаете, в политических и экономических спорах побеждает тот, кто умеет привести качественные доводы и не отмалчивается за спинами своих коллег. Сразу оговорим регламент конференции: выступления не должны превышать 5 минут. Ваши задачи:
- Представить самые положительные моменты вашей экономической системы.
- Привести примеры государств, с обязательным показом на карте, в которых действует эта экономическая система.
- На основе ЭГП и примера хозяйства конкретных стран привести доказательства выгодности для государств именно этой экономической системы.
В ходе ваших выступлений группа представителей правительства нового государства готовит вопросы для уточнения и прояснения неконкретных моментов для каждого из типов экономических систем. А теперь я предоставляю слово группе экспертов стран с традиционной экономической системой.
III. Далее в течение 18-20 минут учащиеся защищают свои экономические системы.
Для защиты можно посоветовать учащимся взять государства, которые наиболее точно отражают тип, выбранной ими экономической системы. Например:
- Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде этнических групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.
- Командная экономическая система: Куба, Вьетнам, Северная Корея. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.
- Смешанная экономическая система: Россия, Венгрия, Болгария, Польша, Чехия. Страны с переходной экономикой. Достаточно высокий ВНП на душу населения. Развито большое количество отраслей промышленности. Обширные международные торговые связи. В сельском хозяйстве доминирует частный сектор. Высокий рост производства. Привлечение иностранного капитала.
- Рыночная экономическая система. Стран со 100%-рыночной экономической системой не существует. Наиболее под это определение подходят Германия, США, Япония, Великобритания и некоторые другие, высоко развитые страны.
- После защиты своих экономических систем, представители вновь образованного государства задают свои вопросы.
- На основе полученных ответов, после всех выступлений, делает выводы о наиболее выгодной и лучше всего защищенной экономической системе и поясняет, почему они выбрали именно эту экономическую систему.
- Спасибо, все группы потрудились очень хорошо! А сейчас несколько экономических ситуаций, которые необходимо разобрать:
- Как вы понимаете, почему устройство жизни по принципу уравнительности (рецепт утопистов, город «Солнца») неизбежно ведёт к возникновению диктаторских режимов и насилия над людьми и личностью человека со стороны государства?
Ответ: Люди могут и хотят (но не все) зарабатывать как можно больше, этим выделяются из общего числа сограждан и, естественно, вызывая недовольство толпы, так как способностями одарены все совсем не одинаково, а проблемы в виде недовольных граждан государству невыгодны.
- Почему некоторые отдельные люди и предприятия так боятся экономики с преимущественно рыночными методами регулирования пропорций и предпочитают, чтобы вся экономическая и политическая жизнь регулировалось государством?
Ответ: Из страха не выдержать конкуренции с соседями-предпринимателями, а больше всего с самим государством. Искать рынки сбыта и заказчиков довольно сложно, а при государственном регулировании государство скажет, сколько произвести и куда отвезти, что, естественно, много проще.
- Перечислите экономические традиции, сохранившиеся в современной российской экономике. Существуют ли в национальном хозяйстве России элементы рыночной и командной экономических систем? Приведите примеры.
- Назовите достоинства и недостатки рыночной экономики.
Достоинства:
- Большая свобода выбора для производителей и потребителей.
- Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников.
- Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товар и услуг.
- Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм.
- Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг.
- Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей.
- Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.
Недостатки:
- Неравенство. Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости. Существование возможности получения богатства по наследству, а не своим трудом.
- Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников.
- Неустойчивость экономики: ей присущи подъёмы и спады.
- Безработица.
- Неустойчивость цен.
- Неуверенность в завтрашнем дне.
- Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан.
- Большое количество бездомных людей, беспризорных детей.
- Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. Процветание наркобизнеса.
- Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство.
- Рынок не обеспечивает оборону страны (национальную оборону нельзя продавать на рынке). Ответственность за оборону берет на себя государство.
- Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции. Экологические проблемы также можно решать только на государственном уровне.
IV. Подведение итогов урока.
Вы все поработали сегодня очень хорошо! На основе ваших выводов новое государство сможет определить достойный для себя экономический путь. Большое спасибо экспертам стран с традиционной и командной экономикой. Они нашли положительные черты в своих экономических системах, но нельзя забывать, что у всего человечества есть опыт жизни и работы в этих экономичеких системах. Мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти свое место в этом сложном мире и развиваться всё лучше и качественнее.
V. Домашнее задание.
Повторить параграфы 5-8, подготовиться к контрольной работе.