Тема: «Диагностика успешности учителя»
Ход работы
(Завучи заранее делятся на 3 рабочих группы)
Ведущий-психолог. Есть много точек зрения на вопрос диагностики успешности учителя. С одной стороны, ничем нельзя измерить благородство души учителя, озарения, которые не берутся ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом и бесконечным диалогом учителя с самим собой. С другой стороны, руководитель должен владеть объективной информацией об уровне деятельности педагога, другими словами, накапливать «досье успехов» своего учителя.
В течение нашего семинара мы ответим на вопросы о том, что такое успешность учителя, как ее измерить, продиагностировать, в чьей компетенции находится эта деятельность. Нам предстоит обсуждать эти вопросы в необычной форме, в форме игры – аукциона.
С нами работает жюри (представление членов жюри)
Итак, начинаем аукцион.
На аукцион выставляется лот № 1. Это вопрос: «Что такое педагогическая диагностика?»
(Группы предлагают различные варианты ответов, побеждает группа, представившая наибольшее количество ответов).
Педагогическая диагностика – психолого-педагогическое изучение и анализ всей деятельности педагога, педагогического процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы [2]
На аукцион выставляется лот №2. Это вопрос: «Какие аспекты включает в себя понятие «успешность учителя»?
(Группы предлагают различные варианты ответов, побеждает группа, представившая наибольшее количество ответов).
Ведущий раздает таблицы «Успешность учителя» [1] (приложение 1). Обсуждение
Ведущий. Поработаем в группах. На листах (приложение 2) обозначены аспекты успешности учителя. В течение 7 минут группа готовится ответить на вопросы:
- Расшифруйте ваш аспект.
- Какими средствами диагностируется данный аспект.
- В чьей компетенции (завуча или психолога) находится диагностика данного аспекта
( Каждой из трех групп достается по два аспекта).
Выступление групп. Обсуждение.
Ведущий раздает таблицы (приложение 3). Обсуждение. Уточнение деталей.
Ведущий. И снова – аукцион.
На аукцион выставляется лот № 3. Это вопрос: «Что необходимо учитывать, чтобы соблюдать экологичность педагогической диагностики?»
(Группы предлагают различные варианты ответов, побеждает группа, представившая наибольшее количество ответов).
Экология педагогической диагностики.
1) Высокий профессионализм руководителя
- Принцип «Не навреди!»
- Соблюдение конфиденциальности, этических норм и правил
- Результаты не должны восприниматься как нечто раз и навсегда данное, особенно, когда они благополучные
- 1 – 2 теста могут лишь наметить тенденцию, а не подведут итог
- Не увлекаться диагностикой
- Изучая, понимать и помогать
- Прежде чем диагностировать, ставить цели, для чего и для кого это нужно
- Сотрудничать с психологом для осуществления технологии и интерпретации результатов
- Создавать доверительные отношения с коллегами
- Пользоваться валидными (проверенными, надежными) методиками
Ведущий. Прежде чем начать диагностику, необходимо поставить цель. Основная работа – коррекция, консультирование, помощь и поддержка учителя.
В группах в течение 5 минут продумайте ответы на вопросы:
- Область применения полученных данных
- Деятельность завуча по результатам диагностики
(Участники групп заполняют в таблице (приложение 3) последнюю графу)
Выступление групп. Обсуждение.
Области применения полученных данных.
- Подготовка педсоветов
- Создание групп инновационной деятельности
- Организация работы в форме наставничества
- Аттестация педагогических кадров
- Оказание методической помощи
- Распространение положительного опыта
Ведущий. Как вы считаете, какие аспекты успешности учителя приоритетны?
(Высказывания участников групп)
Приоритеты расставляются в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения.
Предлагаем вам анкету «Оценка уровня творческого потенциала личности» [1] (приложение 4), по которой вы сами можете определить уровень собственного творческого потенциала, а также использовать в работе с педагогами.
(Участники группы заполняют анкету, определяют результаты).
По итогам игры проводится подведение итогов игры-аукциона (отмечается группа – победитель), участники делятся своими впечатлениями о прошедшем мероприятии.
Литература.
- «Диагностика успешности учителя» /Сост. Т.В. Морозова – М, 2001 г.
- «Коммуникативная культура учителя» /Сост. О.В. Фромушкина – СПб, 1996 г.