Данный урок технологии по теме “Штриховка древесины” относится к блоку занятий “Выжигание по дереву” в программе 5-го класса.
В процессе занятий дети знакомятся с приемами выполнения “косой” и “равномерной косой штриховки”; совершенствуют умение работать по технологическим картам.
Конспект открытого занятия по технологии
Раздел: Штриховка древесины
Тема: Косая штриховка. Равномерная косая штриховка.
Цель: Освоить новые способы штриховки древесины: косая штриховка, равномерная косая штриховка для создания более сложных рисунков.
Задачи:
1. Научить пользоваться электровыжигателем при выполнении различных способов штриховки.
2. Совершенствовать умение работать по технологическим картам, эскизам.
3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение, доброжелательное отношение в коллективе, гордость за свой труд.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом
Методы и формы: Повторение изученного материала в форме устного контроля – в виде разгадывания кроссворда; изучение нового материала – в виде путешествия в сказку; закрепление изученного материала – практическая работа по технологическим картам.
Наглядные пособия: технологические карты, образцы, изучаемых способов штриховки на фанере, иллюстрированные образцы различных штриховок из книги Д.Райта “Искусство выжигания по дереву”, нарисованный на ватмане кроссворд, нарисованное на ватмане шахматное поле, разлинованное, но маленькие квадраты все белые, шахматные фигуры, персонажи: шахматная королева, король.
Оборудование: электровыжигатели, карандаши простые, линейка, ластик, фанерные заготовки, 1/2 альбомного листа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. У вас хорошее настроение, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите частичку своего настроения. Какие вы сегодня красивые и доброжелательные!
Цель нашего занятия – освоить выполнение косой штриховки и равномерной косой штриховки древесины для создания более сложных рисунков без применения акварельных красок и гуаши.
2. Повторение пройденного материала.
– Ребята, к нам на занятие пришла шахматная королева и принесла кроссворд, чтобы проверить ваши знания, полученные на предыдущих занятиях. (Приложение 1.)
Педагог читает вопросы, дети отвечают, ответы записываются в кроссворд по порядку, по вертикали, при их правильном написании в сетке кроссворда в горизонтальном ряду, выделенным красным цветом, должно получиться слово, обозначающее название новой темы. Дети произносят вслух слово “штриховка”.
Вопросы к кроссворду: 1. Тонкий слой древесины, срезанный с короткого бревна. 2. Мера длины, применяемая для измерения лесо- и пиломатериала. 3. Листовой древесный материал, получаемый склеиванием трех и более листов шпона. 4. Разрыв древесины вдоль волокон от морозов, жары, при сушке. 5. Спиленный и очищенный от ветвей и сучьев ствол дерева. 6. Что может испортить древесину? 7. Часть дерева, из которой получают деловую древесину. 8. Невидимая часть дерева. 9. Многорезцовый режущий инструмент с зубьями-резцами, которыми перерезают волокна древесины.
Ответы: 1. Шпон. 2. Метр. 3. Фанера. 4. Трещины. 5. Хлыст. 6. Сырость. 7. Ствол. 8. Корни. 9. Пила.
– Ребята, свой экзамен на проверку пройденного материала вы прошли. Шахматная королева довольна вашими знаниями. Отгаданное слово “штриховка”.
3. Изучение новой темы.
– Шахматная королева пришла не только с кроссвордом для проверки знаний, она рассказала историю, которая произошла в ее королевстве. Послушайте ее, ребята.
“...В давние-стародавние времена, в давней-предальней стране жил- был король. Он не был ни добрым, ни справедливым, ни умным. И, наверное, поэтому он часто воевал с соседями, стараясь захватить у них поля, сады, города. И вот однажды задумал король новый поход за чужими богатствами, да не знал – будет ему удача или нет. Для верности решил спросить совета у самого старого и самого мудрого человека в королевстве. Привели во дворец белобородого старика, и обратился к нему король:
– Слушай, старец: задумал я идти войной на соседе. Скажи, будет ли мне удача? Докажу ли, что я умней и сильней других правителей? Разобью ли неприятельские армии? Завоюю ли новые страны? Подумал мудрец и ответил так:
– Не торопись, о владыка! Прежде чем затевать большую войну, выиграй маленькую. Прежде чем бросить в бой свои несметные полки, научись управлять игрушечным войском. Прежде чем пытаться захватить обширные страны, овладей крошечным королевством...
– Что ты мелешь, старик? – рассердился король. – Какая маленькая война? Что за игрушечное войско? Где это крошечное королевство?
– Вот оно, могучий король – спокойно ответил старец и, вынув из мешка клетчатый деревянный квадрат, положил его перед троном. Педагог показывает детям, нарисованное на ватмане шахматное поле, где все квадраты пустые – белые. (Приложение 2.)
– Что это за королевство? – еле сдерживая гнев, воскликнул король.
– Здесь и шагу сделать нельзя! Поле разлиновано на какие-то маленькие квадраты и все пустые. Как ходить? В каком порядке? И зачем мне это нужно? Приятнее ощущать в руках реальные золотые монеты.
– Прости меня, владыка, но ты не прав. Посмотри, сколько здесь путей- дорог – и прямо, и наискосок, и вперед, и назад! А вот и армия, командуя которой ты можешь проявить себя.
Тут старик высыпал из мешка множество странных фигурок. (Педагог высыпает из мешочка, где лежало чистое шахматное поле, настоящие шахматные фигуры.)
– Присмотрись к этим деревянным фигуркам, о владыка! Они все время воюют, наступают, отступают, устраивают засады, переживают чудесные приключения, Но они деревянные, поэтому здесь никогда не льется кровь, не рушатся дома, не плачут сироты. Вот где бывают удачные войны! Научись побеждать в этой бескровной войне, и слава о твоей мудрости дойдет до самых отдаленных уголков земли.
Задумался король. Очень хотелось ему прославиться на весь свет, и он стал учиться играть в шахматы – так старик назвал свою замечательную игру”.
– Ребята, если вы внимательно слушали сказку, то помните, что шахматное поле, которое принес старец чистое и белое и наша задача помочь королю – в правильном порядке заполнить маленькие квадраты. А тема нашего занятия “Штриховка древесины” поможет нам.
– Для выполнения более сложных и соответственно красивых работ нам необходимо освоить основные способы штриховки древесины. Посмотрите сколько способов штриховки древесины. (Педагог показывает иллюстрированные образцы штриховок из книги Д.Райта “Искусство выжигания по дереву”.) Используя штриховку можно создавать оптические иллюзии. Выжигая рисунки, где изображен пейзаж или архитектура с помощью штриховки удается достичь эффекта зрительного объема, натуральности.
Сегодня мы рассмотрим, как выполняется косая штриховка и равномерная косая штриховка. Посмотрите на образцы. (Педагог показывает два образца, изучаемых штриховок, выполненных на фанере.)
– Выполняя косую штриховку, рисуют ровные тонкие линии, пересекающиеся не под прямым углом, получаются сильно вытянутые ромбы. (Показать выполнение на школьной доске.)
– Выполняя равномерную косую штриховку, наносят тонкие линии по диагонали, от одного угла к другому. Все ячейки одинаковы по размеру и пересекаются под прямым углом. (Показать выполнение на школьной доске.)
– Используются изученные штриховки в сочетании с другими пересекающимися линиями для создания разных плоскостей заднего плана, а по отдельности можно оформить верхнюю одежду на людях и сказочных персонажах на рисунке (показать готовую работу на фанере, где изображен медведь в сюртуке и шароварах), в архитектуре оформляется косой и равномерной косой штриховкой крыши и стены зданий (показать готовую работу на фанере, где изображен двухэтажный дом и работу, где изображена колокольня).
4. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
– Тяжело королю отказаться от своей старой жизни, где были войны и захваты, но все же он сделал свой правильный выбор – будет играть в шахматы. А поле шахматное все еще чистое. Ребята, давайте приступим к заполнению квадратов, но прежде чем начать работу повторим правила по технике безопасности при работе с электровыжигателем. Вы знаете, что пренебрежение правилами по ТБ приводит к травматизму и наносит вред здоровью. (Дети перечисляют все правила по ТБ.)
– Перед вами лежат технологические карты и чистые листочки бумаги – фрагмент шахматной доски. Соблюдая последовательность 2, 3, 4, 5, выполните все операции сначала на бумаге. (Педагог проговаривает последовательность выполнения операций по технологической карте. Дети выполняют работу по технологической карте на 1/2 листке бумаги.)
– Следующий этап вашей работы заключается в выполнении всех операций на фанере – 1, 2, 3, 4, 5, 6. (Дети выполняют работу по технологической карте на фанере.)
Индивидуальная помощь обучающимся при выполнении всех операций по технологической карте. Мини выставка детских работ.
– Какие ровные линии у Маши и Марины, как аккуратно выполнена работа у Лены...
5. Подведение итогов занятия.
– Ребята, чему вы сегодня научились?
– Мы научились выполнять косую и равномерную косую штриховку.
– Как выполняется косая и равномерная косая штриховка?
– Косая штриховка выполняется нанесением ровных пересекающихся линий не под прямым углом.
– Косая равномерная штриховка выполняется нанесением ровных линий по диагонали под прямым углом.
– Пригодится ли вам это в дальнейшей работе? Где?
– Да, пригодится. С помощью штриховки можно выполнять более сложные и интересные работы по выжиганию без применения акварельных красок и гуаши.
– Помогли мы королю сделать правильный выбор?
– Да, теперь он будет направлять свою силу и власть только на игру с шахматными фигурами.
– Шахматная королева передает вам, ребята, письменное послание:
“Я, ее Величество, шахматная королева внимательно наблюдала за вашей работой и хочу отметить аккуратность Маши, старательность Ани, внимательность Марины... Спасибо вам за ваше трудолюбие, желаю вам творческих удач на занятиях по выжиганию. В благодарность дарю вам волшебные фигуры”.
Вручаются сделанные вручную из плотного картона, шахматные фигуры. С обратной стороны написано пожелание: “Маше желаю счастья! Ане желаю удачи!”
– Ребята, спасибо за активное сотрудничество и хорошую работу.
Данный урок технологии по теме “Штриховка древесины” относится к блоку занятий “Выжигание по дереву” в программе 5-го класса.
В процессе занятий дети знакомятся с приемами выполнения “косой” и “равномерной косой штриховки”, совершенствуют умение работать по технологическим картам.