Урок литературного чтения в 1-м классе "Что такое язык? Понятие о диалектах"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Показать многозначность слов, познакомить с диалектами, выразительность чтения, толерантность, многообразие языков и народов.

Презентация.

“Слайд1”

-Посмотрите на столбики слов. Прочитайте!

-Значение каких слов непонятно?

-Прочитайте задание на слайде.

-В каждом столбике найти лишнее слово и зачеркнуть его.

-А теперь проверим.

“Слайд 2”

-Какое у вас лишнее слово в 1 столбике?

-Почему?

-Проверим правильный вариант.

-Какое у вас лишнее слово во 2 столбике?

-Почему?

-Проверим правильный вариант.

-Какое у вас лишнее слово в 3 столбике?

-Почему?

-Проверим правильный вариант.

“Слайд 2”

-У каждого слова есть свое значение, а мы сегодня с вами возьмем такое волшебное слово, у которого несколько значений. Это слово-язык.

“Слайд 3”

-Ставлю проблему. Читаем! В переводе с древнекитайского, что означает проблема?

-Проблема-вопрос.

-Что бы ответить на проблему, необходимо провести исследования. Откройте “Азбуку” страница 84. Прочитайте еще раз вопрос учебника, там есть рисунки, но они незаконченные, необходимо их дорисовать. Нарисовать язык!

-На каком рисунке вы сразу поняли что рисовать? Правильно, показали мне свой язык. Так какое первое значение слова язык?

“Слайд 4”

-Чтобы узнать второе значение слова язык, необходимо посмотреть на оставшиеся рисунки.

-Что вы дорисовали к колоколу? А как это называется? А почему люди назвали это язык? Правильно, потому, что он с нами разговаривает.

- А у костра, что это? Правильно, язык. А почему люди так назвали? Правильно, что похож, а еще, какого он цвета? Наш с вами язык- красного цвета. Можно сказать --язык костра, язык пламени.

-У кроссовки что дорисовали? А почему люди назвали этот предмет язычок? Правильно, потому, что он по форме похож на язык! Молодцы! А теперь подведем промежуточные итоги. Какое же второе значение слова язык?

“Слайд 5”

-Чтобы выяснить третье значение слова язык, нам необходим учебник. Открыли на странице 84. А вы возьмите карандаш и подчеркивайте слова, значение которых вам будет непонятно. Читаю я.

-Что вы поняли из прочитанного?

-Что такое Волга, Москва, Россия?

-Какие слова вы подчеркнули?

Подчеркнули: окают, акают. Объяснила, что это разновидности языка, говор, в разных местностях по-разному разговаривают. Взяла несколько слов из текста и прочитала на о, на а. Попросила ребят почитать как волжанин, как москвич. Им понравилось. Рассказала, что такие разновидности в языках называют диалектами.

-Это текст? Почему? Да, тут есть смысл и все понятно.

-Вот этот текст мы можем поместить в энциклопедию? Да, правильно.

-А на каком языке мы с вами разговариваем?

-Какие языки вы знаете еще?

-Знаете что?

“Слайд 6”

-Возвращаемся к нашему заданию.

-Какое же третье значение слова язык? Что мы с вами делаем? Да, общаемся!

“Слайд 7”

-Перед следующим видом работ мы с вами отдохнем.

-Физкультурная минутка-историческая!

-Вы знаете, из какого языка пришло к нам слово школа?

-Из греческого.

-Слово карандаш?

-Из тюркского.

-Слово портфель?

-Из французского.

-Слово конфета?

-Из итальянского.

-Съели, а теперь я показываю вам эти предметы, вы говорите мне из какого языка они пришли. Поиграли, работаем дальше. Мы отправляемся дальше путешествовать, я читаю, а вы слушаете.

“Слайд 8”

“Слайд 9”

“Слайд 10”

-Куда мы попали? Да, это сказка.

-Почему?

-Как называется эта сказка?

-Правильно, “Петушок-золотой гребешок”.

-То, что я прочитала, можно назвать текстом?

-Правильно, можно. Такие тексты называются художественными.

-Кто здесь герои? Да, лиса, кот, дрозд, петух.

-Чтобы выманить петушка, каким голосом должна петь лиса?

-Правильно, с хитростью, с чувством обмана, с лестью.

-Вот мы сейчас прочитаем выразительно только песенку, посмотрим, какой лисе высунет голову петушок. Кто хочет быть лисой?

Несколько человек читают песенку лисы, затем обсуждаем, чья игра понравилась больше, кому же высунет голову петушок.

“Слайд 11”

-А вот, чем закончится сказка, вы можете узнать, прочитав ее с родителями дома.

-Какой же должна быть наша речь?

-Согласна, выразительной, чувствительной, живой и понятной людям.

-Какое волшебное слово мы сегодня брали?

“Слайд 12”

-Вспомним проблему урока.

-Слово язык имеет несколько значений или одно?

-Давайте вспомним первое значение, второе значение, третье значение.

“Слайд 13”

-Спасибо за урок, вы сегодня очень хорошо работали!