Тип урока: нетрадиционный урок комплексного применения ЗУН.
Программа: традиционная (1/4)
Цели урока: обобщить и проверить умения самостоятельно в комплексе применять ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия; дать возможность учащимся оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Задачи урока:
- Образовательная:
- Реализация принципа прочности знаний;
- Соблюдение принципов осознанности, посильности изучаемого материала;
- Принцип связи теории с практикой;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Контроль за ЗУН.
- Развивающая:
- Развитие степени самостоятельности; орфографических, речевых навыков; организованности, дисциплинированности;
- Расширение кругозора младших школьников;
- Развитие психических процессов, аналитического мышления, памяти, внимания, способности к самоконтролю.
- Воспитательная:
- Нравственная и мировозреческая направленность урока;
- Влияние урока на интеллектуальное развитие учащихся;
- Эстетическое воздействие на учащихся;
- Принципы связи обучения с жизнью;
- Соблюдение физических и гигиенических требований;
- Контроль за внешним видом учащихся.
Оборудование: оформленная доска (задания, цитата из «Маленького принца», рисунки учащихся); сигнальные карточки, индивидуальные текстовые задания, аудиозаписи, магнитофон.
ХОД УРОКА
Учитель: Дети, у нас на уроке сегодня много гостей. Поэтому я хочу,Чтобы вы сначала повернулись,Гостям все вместе улыбнулисьИ опять ко мне вернулись.
Учитель: Садитесь. Сегодня мы будем на уроке повторять правописание различных орфограмм в корне слова. Правописание мягкого и твердого разделительных знаков. Эмоциональной разминкой на уроке будут слова из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Но урок не совсем обычный: у нас в гостях герой этой сказки.
Звучит песня М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц» Входит Маленький принц (ученик в костюме Маленького принца и с розой в руках), говорит на фоне музыки:
Маленький принц: Здравствуйте, дети и взрослые. Мой герой сказал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать». Я принес с собой своего друга, эту розу. Ведь дружба помогает человеку. Я думаю, что и вы на уроке будете помогать друг другу.
Учитель: Как ты думаешь, Маленький принц, трудно детям учиться?
Маленький принц: Да.
Учитель: А давай мы сейчас докажем взрослым, что мы сможем, несмотря на трудности, добиться успеха, пройти через тернии к звездам.
Учитель: Садись, Маленький принц, за парту.
Маленький принц дарит учителю живую розу.
I ЭТАП.
Открываю слова на доске. Дети самостоятельно читают их /берёза, подъём, малина, солнце, въезд, чудесный, веселье, воскресенье, весна, земля.
Учитель: Слова какой части речи написаны на доске? Найдите закономерность / на доске записаны имена существительные, лишнее слово чудесный, т.к. оно является именем прилагательным/.
Учитель: Работаем по рядам: 1 ряд называет существительные мужского рода, 2 – женского рода, 3 – среднего рода.
Читаю стихи:
Знаем правил уже много
Про приставки и предлоги,
Про гласные ударные.
Про не совсем нам ясные.
Парные согласные.
И непроизносимые,
Сомнительные, мнимые.
Со знаком разделительным
Будем очень бдительны.
Работа с цветовыми сигнальными карточками. Приложение № 1.
Читаю слова с доски. Дети показывают нужную сигнальную карточку с орфограммой, объясняют правила правописания безударной гласной (проверяемой и непроверяемой), парной согласной, непроизносимого согласного, «ъ» и «ь» разделительных знаков.
Итог I этапа урока:
Учитель: Что мы повторяли на этом этапе?
Учащиеся: Мы повторили правописание различных орфограмм и учились их определять на слух.
II ЭТАП.
Работа с карточками: Приложение № 2.
Учитель: Пользуясь правилами правописания, которые мы повторили, выполним самостоятельную работу: вставим в слова пропущенные буквы. Взаимопроверка
ИтогII этапа урока: выполняли самостоятельную работу на правописание орфограмм, оценивание учащимися этой работы.
Физкультминутка: под релаксирующую музыку учащиеся делают произвольные упражнения.
III ЭТАП.
Творческая работа по карточке: Приложение № 3.
Учитель: Используя слова из карточки /Приложение № 2/, вы самостоятельно вставите подходящие по смыслу слова в письмо Маленькому принцу.
Найти и определить род имён существительных. Читаем письмо вслух. Один учащийся читает имена существительные и называет их род.
Учитель: Каков итог этого этапа урока?
Учащиеся: Мы учились писать самостоятельно письмо и учились определять род имен существительных.
Учитель: Как вы думаете, дети, почему прилетел к нам Маленький принц, прочитав такое письмо?
Учащиеся: Потому что Земля встретила малыша очень ласково. Прочитав письмо, малыш, наверное, подумал, что он смог бы жить на нашей голубой планете.
Учитель: Объясни, Маленький принц, почему ты прилетел к нам?
Маленький принц: Ваша планета очень красива. И я хочу сказать словами моего героя: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце. Когда я ухожу, то всегда возвращаюсь к тем, кто меня ждет. И тогда для детей и взрослых в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, на которой живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей добротой, любовью, нежностью и милосердием».
На уроке рисования дети рисовали подснежники. Лучшие рисунки используется для украшения планеты Маленького принца Б-612.
Учитель: Давайте посмотрим, как мы украсили планету Маленького принца.
Открыть доску и показать рисунок планеты Маленького принца, украшенный рисунками цветов учащихся.
Беседа о первоцветах и о цветах, занесенных в Красную книгу России.
IV ЭТАП.
Учитель: Мы подготовили необычный подарок для наших гостей – песню. Но чтобы подарить нашим гостям свою любимую песню, мы сначала поработаем с ней. Вставим пропущенные орфограммы в слова I куплета и припева песни «Маленькая страна», поэта И.Резника. Приложение № 4
Работа с песней
ИтогIV этапа урока: мы вставляли орфограммы в слова любимой песни.
Учитель: Дети, давайте споем эту песню композитора И. Николаева нашим гостям. Пусть каждый из них привезет в свою школу частичку нашей доброты.
Маленький принц приглашает гостей исполнить вместе с учащимися эту песню.
Оценивание: дети сдают все карточки присутствующим на уроке учителям, они оценивают эти работы. Оценки озвучивает учитель. Дети дарят учителям рисунки цветов и поздравляют с наступлением весны.
Маленький принц: Я знаю, что осенью дети вашего класса собирали садовые семена растений. Мы можем подарить нашим гостям семена садовых цветов. А когда эти цветы вырастут, то ваша планета Земля будет еще прекрасней.
Дети дарят учителям пакетики с семенами садовых цветов.
Итог урока:
- Над правописанием каких орфограмм мы работали?
- Где могут пригодиться знания правописания этих орфограмм?
- Как вы чувствовали себя на уроке?
- Какое у вас настроение?
- Какой этап урока понравился больше всего?
- Что уносите с урока? (знания и доброту)
Домашнее задание: самостоятельно написать письмо своему другу.