Урок по изобразительному искусству в 3-м класе "Мамин платок"

Разделы: МХК и ИЗО


 

Цель: создание узора для платка.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство восторга перед неизмеримой творческой фантазией природы, красотой ее цветосочетаний.
  2. Дать представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой природы, влияния ее красоты на творчество художника.
  3. Дать сведения о ритме, композиции в квадрате, равновесии главного и деталей. Прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре.

 

Задание:

создание эскиза узора в квадрате с использованием увиденных растительных элементов и цветов с последующим цветовым решением узора.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: платки с растительным орнаментом, образцы детских работ по этой теме, схемы композиций платков, рисунки и фотографии цветов, изображение бабочки,  портрет мастера Украшения, иллюстрации с изображением павлопосадских платков, несколько платков с узорами, и павлопосадская шаль.

Литературный ряд: стихотворение Б. Дубровина «Узоры всей земли».

Музыкальный ряд: русская народная музыка (в качестве фона), «Сибирский пляс».

Оборудование для учащихся:

Тонированная бумага 30*30 см., клеенка, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, деревянные ложки для мальчиков, платки с узорами для девочек.

Предварительная работа.

Просмотр видеофильма «Плат узорный» (о павлопосадских платках).

Содержание урока.

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Содержание урока.
  3. Организационный момент (2 минуты).
  4. Вводная беседа (20 минут).
–  Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир? Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.
– Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?
–  Какой бы платок из этой коллекции выбрали бы ваша бабушка, мама, вы сами и почему?
В итоге приходим к заключению, что платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать тонкой красоте.
Например: если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

Есть платки праздничные, будничные и скорбные…
– Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский и др.).
– Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).
– Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (темный, черный).
– Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.  
– Как вы думаете, где делают такие красивые платки? (на фабрике). Сейчас я вам расскажу о том, где и как делают такие замечательные платки (историческая справка о возникновении промысла).

Возникновение промысла.

Художественная роспись тканей — это нанесение на ткань или изделие рисунка с помощью специаль­ных красок.
Художественная роспись тканей занимает большое место в декоративно-прикладном искусстве. История ее возникновения свя­зана со старинным обрядом покрывать голову убрусами (поло­тенцами). Сведения об этом сохранились в письменных памят­никах начиная с XIIв.
В некоторых местах России обычай покрывать голову убрусами сохранился и в XIXв. Еще в более глубокой древности головы покрывали кусками ткани — платами (платками). И убрусы, и платы обычно повязывали поверх голов­ного убора. В XIXв. платками начинают покрывать головы прямо на волосы.
Ткали платки на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками, набивными печатными узорами. Один из древнейших видов художественной росписи тканей — набойка (набивка). Набойка известна во многих странах мира. Наиболее старинные образцы изделий с набойкой найдены в Египте в IVVIвв., на территории нашей Родины в X в. Широкое распространение набойка получила в странах Востока, Индии, Персии, Средней Азии. Русские набивные платки XVIXVIIIвв. печатались по грубому крестьянскому холсту черной или красной масляной краской и имели монохромные, плоскостнорешенные узоры. Эти узоры часто копировались с дорогих тканей, ввозившихся в Россию с Востоку и Запада. В XVIXIXвв. набойка была распространена в Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане и России. Ею украшали одежду, оформляли интерьер. Постепенно ручная набойка была вытеснена машин­ной.
С XVIIIв. в Москве, а затем и в ее пригородах — Богородском и Коломенском — начинают вырабатывать шелковые платки. Во второй половине XVIII в. началось производство хлопчатобумажных платков, которое в XIXв. бурно развивается, особенно в Петер­бурге, Москве, Владимире. В XIXи начале XXв. в Нижегородской, Рязанской, Воронежской, Саратовской и Московской губерниях развивается также производство шерстяных шалей и платков, ко­торые набивались вручную. Возникшие производства ориентируются на выпуск изделий по типу кашмирских (восточных) шалей. Для их изготовления используется тончайшая пряжа из пуха тибетских коз, сайгаков и вигоней. Мастерицы Москвы и Московской губернии вырабатывали легкие кашмирские шали пробежными способом.
Наиболее массовым в XIXв. было производство набивных платков и шалей. В колористическом оформлении их применялись контрастирующие тона. Широкое распространение получили так называемые турецкие шали или ковровые платки и шали квад­ратной формы, изготовляемые на жаккардовых станках. Большой популярностью в городе и деревне в этот период пользовались набивные ситцевые платки, особенно яркие, кумачовые.
Наиболее крупными и известными центрами производства на­бивных платков и шалей в течение XIXв. были Москва и Павловский Посад. Павловопосадские платки занимают особое место в истории русской набойки со второй воловины XIXв.
В середине 30-х годов XXв. художники начинают изучать старинные образцы народного текстиля (набойку, ткачество, вышивку). Проводится большая работа над орнаментами и изучение лучших образцов декоративно-прикладного искусства, композиционных принципов решения декоративного искусства, а также других принципов решения декоративных произведений: ритмического строя, силуэтности, основ колористического оформления.
Со второй половины 50-х годов развивается искусство украшения текстильных изделий способом фотопечати. Этот способ по своим художественным и техническим возможностям близок к русской народной набойке. Сначала он применялся в нашей стране для украшения головных платков из штапельной ткани. Первыми поставщиками головных платков, декорированных фотопечатью, были рижские артели. Затем фотопечать получает распространение в Ленинграде, Москве, Киеве, Львове, Иркутске и многих других городах СССР. Первоначально рисунки головных платков создавались по мотивам русских набивных платков второй половины XIXв. Много платков выпущено в подражание павловским с пышными букетами цветов.

Москва и Московская область занимают наиболее значительное место и в изготовлении изделий с художественнойросписью тканей. В Москве выпуском этих изделий зани­маются фабрики: Московская художественной росписи, Бабушкин­ская трикотажно-галантерейная, Люблинская имени Советской Армии, Мытищинская художественной росписи.
Московская фабрика художественной росписи — одно из ведущих предприятий по художественной росписи тканей в Москве. Здесь сохранилось замечательное искусство ручной росписи платков. И с каждым годом на фабрике увеличивают производство нарядных шелковых платков, украшающих женщин не только нашей страны, но и многих стран мира. Так, если в 1965 г. выпускали всего 80 платков за смену, то сейчас их выпускают в 5 раз больше.
Изготовливают платки из крепдешина, креп-шифона, капрона и других шелковых тканей способом фотопечати, с росписью батик. Большинство платков имеют цветочный орнамент (изображение роз, маков, незабудок и других цветов). Есть и сюжетно-тематические и сувенирные рисунки (изображающие, например, хохломские изделия, памятники истории и архитектуры Москвы), и геометрические.
Цветовая гамма фона платков многообразна: красный, черный, синий, белый, горчично-красный, желтоватый, оливковый, ярко-бирюзовый, зеленый разных тонов. Цветы выполняют в мали­новых розовых, синих, фиолетовых, красных, желтых, оранжевых тонах, листья — в светло- и темно-зеленых, оранжевых, коричневых, золотистых, зеленых с голубым оттенком и пр. Цветы располагают и по середине платка, и по углам, они могут обрамлять гирляндами весь платок или его угол, могут быть разбросаны по всему полю платка (крупные или мелкие, либо сочетание их, например, крупные розы в окружении мелких цветков, а иногда к ним добавляют рисунки турецких огурцов).
Бабушкинская трикотажно-галантерейная и Люблинская фаб­рики вырабатывают головные платки, выполненные способом ручной росписи и фотопечати. Фабрика имени Советской Армии, кроме головных платков, выпускает косынки, фартуки, чайные наборы в комплектах, занавеси из хлопчатобумажных тканей, исполненные в технике фотопечати.
В Московской области, изделия с художественной росписью тканей изготовляют Балашихинская швейно-галантерейная, Звенигородская картонажная фабрики, Всесоюзная фабрика художественных строчевышитых изделий, Домодедовская швейно-трикотажная фабрика, Красногорская фабрика художественной галантереи, Мытищинская фабрика художественной росписи и Московское производственное платочное объединение в г. Павловский Посад.
Ассортимент изделий с художественной росписью тканей этих предприятий: головные платки и косынки. Техника роспиcи — главным образом фотопечать, иногда — роспись батик и свободная роспись, в Павловском Посаде — ручная набойка.

Павлопосадские платки.
Московское производственное платочное объединение — ведущее предприятие художественной росписи тканей. Оно создано в 1963 г. в г. Павловский Посад Московской области на базе фабрики имени X годовщины Красной Армии, Городковской фабрики и Мининского цеха (Ногинский район Московской обл.).
Первая фабрика по художественной росписи тканей была основана- в 1812 г. крестьянином С. Лабзиным в селе Павлово (Вохма), в дальнейшем Павловский Пасад. В 1880 г. здесь начинается массовое производство чистошерстяных и полушерстяных платков и шалей, а к концу XIX в. фабрика становится одним из основных поставщиков шерстяных набивных платков на внутренний рынок страны. После Великой Октябрьской социалистической революции Лабзинская фабрика национализируется (она называется Старопавловской фабрикой) и переходит на выпуск хлопчатобумажных тканей.
В 1922 г. при ней открылась школа фабрично-заводского ученичества, в которой 50 учеников обучались ткацкому ремеслу. Однако из-за недостатка шерстяного сырья в 1924—1925 гг. фабрика стала вырабатывать хлопчатобумажные платки — гладкоокрашенные, печатные, вышитые, набивные. Из шерстяных тканей изготовляли бежевые платки. Чистошерстяные набивные делали эпизодически по специальным заказам на экспорт, для выставок. В конце 20-х годов обновилась энергетическая и технологическая база, и фабрика вместе с Ленской фабрикой была переименована в Павловский платочный комбинат, а затем — в фабрику имени X годовщины Красной Армии.
В 20—30-е годы в декоре набивных платков преобладал традиционный цветочный орнамент, состоящий из цветов с листьями, чаще из васильков, маков, ромашек и других полевых цветов. Иногда цветы и листья сочетались с .фруктами и ягодами. В сере­дине 20-х годов возникает геометрический орнамент. С 1928 г. вводятся рисунки, пропагандирующие достижения советской промышленности и сельского хозяйства. Постепенно появляются изящные рисунки, полные гармонии, движения. Мастера великолепно знали форму цветка, владели традиционной павлавской компоновкой.
Великая Отечественная война прервала работу фабрики. .Массовое производство набивных хлопчатобумажных платков на этом предприятии возобновилось в 1945 г. Еще через пять лет начался выпуск набивных чистошерстяных платков. Постепенно все разнообразнее становились рисунки, ярче и сочнее цветовая гамма.
В 50-е годы с возобнавлением набойки чистошерстяных тканей на фабрике сложился творческий коллектив художников.
В 1956 г. фабрика приступила к выпуску платков из уплотненной ткани с шелковой бахромой. Платки — вышитые, тамбурные, пестротканые и бежевые — изготовляли на печатных машинах и способом ручной набойки. К концу 50-х годов началось техническое обновление фабрики. Техническая модернизация предприятия продолжалась и в 60-е годы. Созданное Московское производственное платочное объединение (МППО) открыло новую главу в истории старейшего платочного предприятия. Оно специализировалось на выпуске разнообразных платков.
Современный ассортимент изделий Московского производственного платочного объединения представлен в основном набив­ными печатными, вышитыми платками и в небольшом количестве набивными шерстяными тканями, покрывалами, скатертями. Но славу павловопосадской набойке принесли платки ручной работы, которые привлекают яркостью красок, изяществом и красотой узоров. Для них характерен традиционный русский орнамент: розы и маки, лилии и гладиолусы, незабудки и подснежники, ромашки и ландыши естественных цветов, зеленые листья. Наиболее типичный рисунок — красные розы крупных форм и ярких тонов сосредоточены по углам платка, а посередине разбросаны мелкие цветы и бутоны. Краски орнамента ярко выделяются на черном или другом фоне. Часто исполняется рисунок и другого рода — концентрические круги, составленные из цветочных пирамид. Довольно широко распространены рисунки восточного типа, так называемые турецкие огурцы. Выпускают платки и с тематическим орнаментом.
Многие платки имеют названия: «Русская красавица», «Золушка», «Ярославна», «Лебедушка», «Концертный», «Летний вечер», «Майские сумерки».
Выпускаемые павловопосадскими художниками выставочные и уникальные шали также носят названия: «Боярышня», «Золотые россыпи», «Времена года», «Голубые лилии», «Аккорд», «Изумрудная», «Мелодия», «Русь».

 

А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных).
– Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами (вместо букета цветов, листьев, стеблей – схема).
– Понятна ли вам закономерность? 
Задание для 2-4 учеников (выполняется у доски): – Сделайте, пожалуйста, схемы к платкам. Учащиеся класса проверяют правильность выполненного задания, анализируют.
– Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию. Точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.
– Где же он берет узоры? (ему показывает мать-природа).   

Рассмотреть слайд красивой бабочки (затейливый узор, симметричность расположения одних и тех же элементов на крыльях, каемки  по краю крыльев) и цветка (от центра отходящие в стороны лепестки).

На шелка легли узоры всей земли:
Небеса, поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой и цветом, и каймой
Ткань соперничает с летом и зимой.
И равнины из сатина напоказ,
Пламя клена и рябины манит глаз.
Если мы платок расстелем на поля,
То еще красивей станет вся земля.


Звучит мелодия «сибирский пляс», девочки выходят в хоровод с платками, а мальчики играют на ложках.

Практическая работа выполняется под русскую народную музыку (15 минут).

 – А теперь мы приступим к росписи платка. Кто сегодня из братьев-мастеров ведущий и будет нам помогать? (мастер Украшения). Возьмите бумагу нужного вам цвета. Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам. Рисунок схемы платка советую сделать
вам светлой краской, чтобы он не мешал в дальнейшей работе. После того как эта работа будет сделана, можно, подключив свою фантазию, продолжать роспись платка.
– Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры. Желаю вам творческой удачи!

Итог урока (5 минут).

Устроить выставку платков. Отметить их разнообразие, яркость, праздничность, неповторимость. Восхититься любовью ребят к бабушкам, мамам, сестренкам. Поблагодарить ребят за работу. Дети благодарят мать-природу за ее подсказку, богатство природных форм, цветовых сочетаний.
Урок закончить словами «Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля».

Домашнее задание (3 минуты).

Подумать, над чем еще работали художники декоративно-прикладного искусства в доме, что еще в доме они расписывали.