Тема: Прощание с Азбукой.
Цели:
Систематизировать знания по пройденному курсу, развивать наблюдательность, память монологическую речь; развивать интерес к родному языку; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.
Оборудование:
Письмо, ребусы, кораблики, «Словарик»,карточки с буквами, слогами, словами, предложениями, удостоверение.
Ход урока.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами закончили первую учебную книгу «Русская Азбука». На уроке вспомним, все то, чему учила нас Азбука. Может кто-то сейчас ответит на этот вопрос?
(Стук в дверь, входит почтальон Печкин.)
- Здравствуйте ребята! Узнали меня?
- Да, почтальон Печкин.
- Я принес вам письмо.
- Ребята, разве мы ждали письмо?
- Нет.
- Это не нам.
- На конверте адрес: Бунгурская школа, ул. Ленинская, 18 а, 1 класс.
- Адрес наш. Вы видели, ребята, на здании нашей школы какое число написано?
- 18 а.
- Значит все правильно, письмо нам. Что скажем почтальону Печкину? (уходит)
- Интересно, что там написано? Прочтем, ребята?
«Дорогие ребята! Сегодня у вас урок-праздник. У вас большая радость, вы закончили первую школьную книгу «Русская Азбука». Теперь вы сами умеете читать любые слова, сможете прочесть любую книжку. А книг на Земле великое множество. Но я не могу присутствовать на вашем празднике, со мной случилась беда. Меня забросили на необитаемый остров. Помогите мне, пожалуйста.»
- А подписи нет. Хотите узнать, от кого оно пришло?
- Да.
- Поедем выручать?
- Да.
- А если это необитаемый остров, а он находится в море, то на чем можно до него добраться?
- Совершим наше путешествие на двух кораблях, название которых мы узнаем, если разгадаем ребусы, и так будут называться наши команды.
- Что такое грамота?
- Что такое Азбука?
- Правильное толкование этих слов нам поможет узнать наш друг «Словарик». Давайте прочитаем.
- Но, а теперь отправимся в путешествие. Вы готовы?
(Звучит музыка, шум моря.)
- Представьте, мы выходим в открытое море, слышим шум волн, свист ветра в парусах, крики чаек. На пути нам будут встречаться волны, но волны не простые, каждая волна имеет свое название, и каждая волна приготовила для вас задания.
На пути встречается нам первая волна, чтобы преодолеть ее, нужно выполнить задание. А задание такое, я буду загадывать загадки по очереди командам. А вы постарайтесь их отгадать
1. Палочка 2.Между двух прямых досок 3.На эту букву посмотри 4.Буква та совсем проста: 5.Кто отправился в полет, |
1.На сучке в любом лесу 2.Эта буква, посмотри, 3.Буква та с большим брюшком 4.На прямую палочку 5.Вот ведь горе у старушки |
- Буквы отгадали, а сейчас каждой команде из этих букв надо составить слово.
ЗВУКИ БУКВЫ
- Так называются наши первые две волны: звук, буквы.
- Что общего между звуками и буквами?
- Чем отличаются звуки от букв?
- Но эта волна приготовила вам еще одно испытание. Дунул легкий ветерок и из слов выпала буква. Нужно вставить пропущенную букву.
- Назовите, одним словом, пропущенные буквы. А чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Молодцы, вы справились с заданиями, вы имеете знания о звуках и буквах, волна нас пропускает. Плывём дальше.
2. Но следующая волна тоже заколдована, давайте подумаем, что можно составить из звуков или букв? (слог)
(Если скажут слово, то тоже правильно, а слово из чего состоит?)
Посмотрите что у нас на доске? (слоги)
ро ча кри ща чу та све щу ту чу щу кру пи ча ща ка
роща свеча кричу тащу туча пища кричу щук
- Составьте из этих слогов слова.
- Прочитаем их.
- А о чём нам говорит восклицательный знак?
- Давайте прохлопаем каждое слово, слова первой команды руки вверх, а у второй команды – вперёд.
- А зачем мы с вами хлопали?
Отдохнули, узнали, сколько в слове слогов
- А как ещё можно узнать, сколько в слове слогов?
- Так сколько слогов в наших словах?
Конкурс капитанов
- А сейчас задание для капитанов. Им нужно за 1 минуту придумать слова, в котором 3 слога.
- Волна Слог пропускает нас дальше к необитаемому острову.
3. Кто догадался, как называется следующая волна? слово
Пока мы с вами плыли на своих парусниках, была солнечная и ясная погода, но неожиданно подул сильный ветер и на море начался шторм, и в словах перепутал все буквы.
Давайте, восстановим буквы в словах.
РАБЗЕ – ЗЕБРА ВЕДМЕДЬ – МЕДВЕДЬ ШКОКА – КОШКА
ОНАСИ – ОСИНА АРАСТ – АСТРА СИРИ – ИРИС
-Что из букв составляли? (слова)
- Каким одним словом можно назвать слова команды «Грамота»?
- Каким одним слово можно назвать слова команды «Азбука»?
- Давайте кратко вспомним, как надо относится к животным и растениям.
- Вот мы с вами и преодолели шторм, разошлись темные тучи, и на небе опять появилось яркое, теплое солнышко.
Но все равно, следующая волна нас не пропускает, пока мы не выполним ее задания.
4.
- Вы готовы?
- Что написано на карточках?
- Что можно составить из слов?
КАКОВ РАЗУМ, ТАКОВЫ И РЕЧИ.
ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.
- Составьте из слов предложение.
- Как вы их понимаете?
- Молодцы, вы и эту волну преодолели.
5. Но вот на горизонте виден наш необитаемый остров, осталось преодолеть последнюю волну. Эта волна приготовила для вас такое задание.
У вас на карточках предложения. А что можно составить из предложений?
Каждая команда составляет текст, затем читают и другая команда придумывает название текста.
Урок.
Скоро урок. Ученики идут в класс. Дети сели за парты. Они читают азбуку.
Дежурные.
Юля и Петя – дежурные. Юля мыла парты. Петя мыл доску. Хорошо дежурят ребята.
Молодцы, справились с заданием. Мы прибыли на остров.
Но прежде, чем мы узнаем, как же называется наш остров, мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока, так чему учила нас «Русская Азбука»?
(Учила нас звукам, буквам, слогам, словам, предложениям, речи.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Право открыть название острова предоставляется той команде, которая набрала больше очков.
-Так кто ребята прислал нам письмо?
Благодаря нашей Азбуки мы можем читать другой наш учебник, который носит название «Родное слово». Учебник «Родное слово» является главным пособием в чтении 1, 2, 3, 4 классов, который поведет нас в мир познания, познакомит с новыми авторами, с новыми произведениями. Сегодня этот учебник на острове, а завтра он прибудет в школу, и завтра вы получите его в библиотеке.
Но прежде скажем спасибо нашей первой учебной книге «Русская Азбука».
Вы подружились с ее буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать, помогаете друг другу. И чтобы вы помнили «Русскую Азбуку», она приготовила для вас подарки.
Вручение удостоверений и сладких подарков.
Удостоверение. Выдано________________________ в том, что азбуку прочла, полный курс наук прошла. Директор школы:
|