Урок математики в 1-м классе по теме "Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 20"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные

  • закрепление нумерации в пределах 20;
  • систематизация вычислительных приёмов в пределах 20;
  • отработка приёмов сложения и вычитания в пределах 20 (изученных случаев);

развивающие

  • развитие мыслительных операций (сравнение и классификации, интеллектуальных умений), творческих способностей, математической речи;
  • продолжить работу по формированию самооценки учащихся;

воспитательные

  • воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества.

Оборудование:

  • геометрические фигуры (зеленый квадрат, красный треугольник, синий круг, красный квадрат);
  • буквы с цифрами;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • веера с цифрами;
  • сигнальные карточки;
  • конверты с цветными кружками для самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.

II. Устный счет.

- Что вы видите на доске? (геометрические фигуры)

- На обратной стороне каждой фигуры записано задание, которое мы должны постараться выполнить.

- Первое задание на фигуре. Она не красная, не синяя и не круг (зеленый квадрат).

1) работа с веерами.

Покажите число, в котором 1 десяток и 3 единицы; 2 десятка.

Какое число следует при счете за числом 14? 11?

Какое число предшествует при счете числу 20? 17?

Какое число расположено между числами 10 и 12, 17 и 19?

2) прочитайте числа: 12, 14, 17, 11, 6, 13, 16, 15.

- Какое число лишнее? Почему?

- Расположите числа в порядке уменьшения.

- Давайте проверим, если мы правильно расположили числа, то из букв, которые на обороте, прочитаем слово.

17 16 15 14 13 12 11
М О Л О Д Ц Ы

- Молодцы, ребята!

- Мы повторили числа второго десятка. А что мы умеем с ними делать?

- Сегодня мы продолжим путешествие по теме "Числа от 0 до 20", покажем, как мы решаем примеры с этими числами, и будем учиться определять, на сколько правильно мы выполняем задания.

- Оцените себя.

- не допустили ошибок, чувствовали себя уверенно;

- если вы допустили одну - две ошибки;

- если вы допустили более двух ошибок.

III. Приемы на знание десятичного состава чисел второго десятка.

- Следующее задание определим по геометрической фигуре.

Она красная, но не квадрат (красный треугольник).

С числами 10, 14, 4 составить все возможные равенства (коллективно);

С числами 16, 10, 6 составьте и запишите самостоятельно.

Проверка (сигналы).

- Оцените себя.

- если составили правильно 4 равенства;

- если составили правильно 3 равенства;

- если составили правильно 2 равенства.

ФИЗМИНУТКА!

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали
1, 2, 3.
Ножками потопали
1, 2, 3.
Сели, встали, встали, сели
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

IV. Приемы сложения для вида (14-2, 14+2, 14-12).

- Следующее задание подскажет фигура, которая лишняя (синий круг). Почему?

Работа по учебнику (стр. 122, № 1). 1, 2 столбики коллективно 3, 4 – самостоятельно.

Проверка (самопроверка).

- Мы выполнили не все задание, прочитайте продолжение.

Два примера коллективно, один самостоятельно.

Проверка (сигналы).

- Оцените себя.

- если правильно решили примеры и составили;

- если вы допустили одну ошибку;

- если допустили более одной ошибки и не составили пример.

V. У этой фигуры все стороны равны, она не зеленого цвета (красный квадрат).

- У вас на карточках примеры. Распределите примера на две группы.

15 – 2 = 17 – 12 =
14 – 3 = 15 – 11 =
16 – 5 = 19 – 13 =

- Как вы распределили примеры на группы?

- Прочитайте выражение, где вычитаются однозначные числа. Решите их. (Проверка)

- Прочитайте остальные примеры. Решите. (Проверка)

- На чистых карточках допишите примеры, которыми можно дополнить первый столбик и второй. (Проверка)

- Оцените себя.

- если правильно сгруппировали, решили и составили примеры;

- если правильно сгруппировали и составили примеры, но допустили одну – две ошибки;

- если допустили более двух ошибок и не составили пример.

 VI. Следующее задание на фигуре, у которой две противоположные стороны равны (синий прямоугольник).

Задание по выбору:

14 – 10 = 12 + 3 = 6 + 4 + 2 =
10 + 2 = 17 – 6 = 16 – 2 + 2 =
18 – 4 = 19 – 13 = 19 – 3 – 11 =

- Выберите тот столбик примеров, который вы сможете решить без ошибок.

Проверка (самопроверка).

- Оцените себя.

- если выбрали 3 столбик и не допустили ошибок;

- если выбрали 1 или 2 столбик и не допустили ошибок;

- если допустили более двух ошибок.

Итог. Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали на уроке. Подумайте, какое задание вам было интереснее выполнять? Наклейте на эту фигуру белый кружочек. А теперь давайте посмотрим, как мы справились с этими заданиями. (Подведение итогов)

Литература:

Учебник-тетрадь "Математика", автор С.И.Волкова. – М., 2004.