5 (6) класс (2 урока)
Уроки креативного типа (урок-сочинение, урок-обсуждение – первый урок, второй – урок творческого моделирования) с использованием игровых форм.
Цели урока
Образовательная: создать условия для
актуализации знаний о среде программирования
ЛогоМиры (назначение, возможности),
актуализировать знания, полученные на риторике
(написание сочинений, сказок, стихов).
Главная проблема урока (проблемный вопрос)
Как сделать свой собственный мультик?
Ключевая компетенция: коммуникативная
Общепредметная: организация работы в группе, парах; обсуждение идей и условий их реализации; публичное выступление; доказательство своей точки зрения
Предметная: владение и использование при выступлении специальных терминов,
Ключевая компетенция: информационная
Общепредметная: сравнение информации, критическое отношение к получаемой информации, умение оценивать соответствие информации заданным критериям
Предметная: знание возможностей среды программирования ЛогоМиры, ее интерфейса, общих особенностей, действий с объектами среды
Ключевая компетенция: социально-трудовая
Общепредметная: осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (авторское право), анализ достоинств и недостатков собственного продукта.
Предметная: понимание того факта, что творчество – это труд (создание сюжета, его обоснование, путь к воплощению)
Для чего компетенции необходимы ученику и социуму
Пропедевтика профориентационной деятельности (для социума)
Почувствовать причастность к большому общему делу (для ученика)
Ощутить свою значимость (для ученика)
Перечень знаний, составляющих компетенции
Коммуникативная: знание элементарных правил публичного выступления, обсуждения.
Информационная: знать основные возможности компьютера как универсального средства работы с информацией, знание команд формального языка, используемого в ЛогоМирах.
Социально-трудовая: иметь элементарные знания об особенностях конкретных профессий
Умения и навыки, относящиеся к компетенции
Коммуникативная: владение формами устной речи, умение работать в группе, искать и находить компромиссы, аргументировать свой выбор; навыки ведения диалога “человек – компьютер”
Информационная: умения и навыки работы с информацией, умение применять ИТ для решения учебных задач, навыки работы в среде ЛогоМиры
Социально-трудовая: умение мобилизовываться для решения поставленной задачи, навыки творческой трудовой деятельности (создание проектов в начальной школе)
Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов
- Анализ, оценка информации
- Сравнение
- Разбиение задачи на подзадачи (детализация)
- Эвристическая беседа
- Создание продукта
Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке;
Знание интерфейса программы ЛогоМиры, основных объектов программы, инструментального меню, поля команд, поля форм, выбора и смены формы, понятие команды в среде ЛогоМиры, организация движения Черепашки с использованием личной карточки, умение написать сочинение, красиво и понятно излагать свои мысли
Урок 1. Тема: “Визит к продюсеру”
Перспективное домашнее задание (дается на предыдущем уроке)
Придумать сюжет мнгогосерийного анимационного фильма, согласуя свои фантазии с заданными критериями. Обосновать свой интерес к данной теме (быть готовым выступить с защитой своего сюжета, может быть приурочить его к какому-либо событию, дате и т.д.)
Примечание. На предыдущем уроке определяются учителем направления, в которых может производиться поиск сюжета:
- “Правила дорожного движения”
- “Правила пожарной безопасности”
- “Этикет и нормы поведения”
- “Дружба”
- “Экология” и др.
Каждому ученику выдается распечатанная памятка с критериями и направлениями.
Критерии выбора из предложенных сюжетов
Критерий (как вариант) | Сюжет 1 | Сюжет 2 | Сюжет 3 | Сюжет 4 |
Техническая осуществимость (Возможно, ли данный проект создать в ЛогоМирах) |
Способ оценки наличия критерия + присутствует +- частично присутствует - отсутствует |
|||
Оригинальность (Привлекательность, необычность проекта) |
||||
Возможно ли, работая над сериями, данный проект создать за один урок | ||||
Наличие “happy end” | ||||
Может ли фильм научить чему-либо зрителя | ||||
Можно предложить и другие критерии | ||||
Итоговая оценка | Подсчет количества + и - |
Оценка сюжетов по критериям развивает умение объективного, обоснованного выбора. Таблица через проектор выведена на экран, заполняется в ходе обсуждения на уроке.
Представление своих сюжетов (этап 1, 20 минут)
Учитель-продюсер, готовый предоставить “технические средства” (кабинет информатики) и “команду высококлассных специалистов” (учащиеся, так как все в итоге будут работать над одним проектом), принимает в своем “офисе” “сценаристов-режиссеров” (учащихся) с целью ознакомления с их идеями будущего фильма.
Учащиеся по очереди сообщают название фильма, кратко излагают сюжет, аргументируют его выбор. Название сюжета вносится в таблицу критериев. После выступления “сценариста” “продюсер” вместе с “техническими специалистами” оценивают соответствие сюжета заданным критериям.
Совещание при продюсере (этап 2, 15 минут)
Перспективное планирование (8 минут)
“Продюсер” поздравляет с победой одного из “сценаристов”.
“Мы знаем, о чем будет наш фильм, но как достигнуть цели, снять его?”
Необходимо определить порядок деятельности.
“Чтобы дойти куда-то, надо делать шаги”.
На экране учащимся представлена схема “Создание анимационного фильма” (Рисунок1), одна из веток на ней обозначена сразу (“Выбор сюжета”, так как этот этап завершен).
В ходе эвристической беседы “творческий коллектив” (учащиеся и учитель) вырабатывает шаги продвижения к цели, которые постепенно появляются на экране.
На этом же этапе в общей сюжетной линии выделяются ключевые события, которые перерастут в отдельные серии.
Определение общих требований к фильму (2 минуты)
В каждой серии прописывается название фильма, указывается номер серии.
Каждая серия должна содержать обязательную информацию: автор идеи, автор сценария, продюсер.
Оговаривается длительность серий (1 – 1,5 мин.)
Определение творческих групп для работы над каждой серией (разбивка на пары) и конкретного задания для них в виде написания сценария каждой серии (5 минут)
Разбивка на пары может быть произведена различными способами (жеребьевка, желание учащихся и др.), что зависит от особенностей конкретного класса
Задание на дом
Написать или нарисовать подробный сценарий серии (последовательность действий героев), сопроводить его рисунками декораций, действующих лиц.
Задания ученикам и варианты их выполнения
Создание сюжета (перспективное домашнее)
Обсуждение предложенных сюжетов с указаниями их достоинств и недостатков
Определение алгоритма работы над фильмом
Урок 2. Тема: “Камера!.. Мотор!..”
Отработка дублей (1 этап, 25 минут)
1. Работа со схемами (Рисунок1, Рисунок2). (3 минуты)
Рис. 1
Рис. 2
Определение того, что прошли, чего достигли, что необходимо еще сделать
2. Моделирование мира съемочной площадки. (22 минуты)
Учащиеся обладают знаниями и умениями по созданию черепашек, по организации их движения с помощью личной карточки. На данном этапе необходимо рационально организовать свою работу (чтобы уложиться в отведенное время, чтобы статичные объекты не мешали движущимся актерам и т.п.)
Отсмотр снятых серий. (4 минуты)
Работу над каждой серией предполагается выполнять в парах (одна пара – одна серия) следующим образом: одну и ту же серию делает каждый участник пары (количество компьютеров это позволяет). После завершения работы над серией участники пары демонстрируют друг другу свои произведения и выбирают вариант для представления.
Закрытый просмотр. (8 – 10 минут)
Просмотр серий можно осуществить следующим образом: каждую серию с конкретного компьютера выводить на экран через проектор.
Для принятия решения о выводе фильма на широкий экран, либо об отправке его на доработку.
Подведение итогов при продюсере (итоговая рефлексия) (1 – 3 минуты)
- Что получилось? Что не получилось?
- Каковы причины успеха или неудачи? Чему я смог научиться?
- Насколько комфортно мне было работать?
- Хочется ли мне снимать еще фильмы?
Формы контроля и оценки результатов урока
Оценки на первом уроке ставятся за предложенные проекты всем ученикам, можно поставить оценки некоторым ученикам, наиболее активным при проведении эвристической беседы.
Оценки за созданные серии ставятся с учетом работы в парах.
В конце урока можно предложить учащимся поделиться своими замечаниями и предложениями по выполненной работе одноклассников.
Задания на дом
Предложить варианты и способы объединения отдельных серий в единый фильм.
Фильм на данном этапе получился немой. Как его озвучить?
Методика применения в образовательном процессе
Данные уроки целесообразно проводить при изучении пропедевтического курса информатики (УМК Н.В. Макаровой) в разделе “Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления” после того, как будут изучены темы “Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней”, “Создание микромира и его обитателей” и “Организация движения Черепашки”.
В предложенных уроках большое внимание уделяется активной творческой работе учащихся, так как им представляется возможность самим создать собственный мультфильм.
Создавая проект, ученик выступает в разных ролях: сценарист, режиссер, оператор, декоратор.
Данная работа предназначена прежде всего для учителей информатики для проведения уроков, реализующих компетентностный подход в обучении.
Предложенные в работе схемы позволяют структурировать материал учебника, единым взглядом охватить большой объем информации, все этапы работы.
В зависимости от количества часов, отводимых на предмет данную работу можно провести в 6 или 5 классе.
Опыт применения
Данные уроки были проведены с учащимися (открытые уроки при защите на квалификационную категорию), показали свою высокую эффективность, заслужили положительную оценку присутствующими педагогами. Дети с удовольствием участвовали в предложенной им игре, создали анимационный фильм “В поисках сокровищ” (Рисунок3, Рисунок4), в котором искатели мечтали найти клад, а в результате обрели крепкую дружбу. Учащиеся работали в команде, видели конечную цель, и каждый приложил для ее реализации максимальные усилия, чтобы не подвести остальных участников проекта.
Рис. 3
Рис. 4