География туризма – отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения.
В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории зарубежных стран и нашего государства.
Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.
Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия географии туризма;
- виды туризма;
- факторы, определяющие потребности в туризме населения;
- уровень развития туризма в мире;
- основные районы и центры туризма, главные туристские маршруты.
Учащийся должен уметь:
- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения возможностей развития туризма;
- давать на основе различных источников характеристику туристского центра и маршрута.
Курс рассчитан на 34 часа. Периодичность занятий – при изучении курса в течение одного учебного года – 2 часа в неделю.
Примерный тематический план занятий
№ п/п | Название раздела | Темы раздела | Количество часов |
1 | Основные понятия географии туризма и виды туризма. | 1.Основные понятия географии туризма. | 2 |
2.Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции. | 2 | ||
2 | География туризма. | 1.Население и его туристский спрос. | 2 |
2.Развитие туризма в мире. | 2 | ||
3.Приморский туризм. | 2 | ||
4.Горный туризм. | 2 | ||
5.Морской (круизы) и речной туризм. | 2 | ||
6.Центры религиозного паломничества. | 2 | ||
7.Экологический туризм | 2 | ||
8.Экстремальный туризм. | 2 | ||
9.Приключенческий и экзотический туризм. | 2 | ||
3 | Практические занятия. | 1.Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской. | 2 |
2.Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия. | 2 | ||
3.Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации. | 2 | ||
4.“Создание туристической программы” | 6 | ||
Итого: | 34 ч. |
Программа курса.
Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.
Тема 1 .Основные понятия географии туризма.
География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.
Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.
Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой.
Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.
Раздел II. География туризма.
Тема 1. Население и его туристский спрос.
Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.
Тема 2. Развитие туризма в мире.
Виды туристских ресурсов.
Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме.
Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов.
Туристские маршруты.
Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.
Тема 3. Приморский туризм.
Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.
Главные курортные районы и центры:
- Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).
- Италия (Балеарские острова).
- США (Флорида, Калифорния).
- Мексика (Акапулько).
Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы, Канары, Бали.
Тема 4 . Горный туризм.
ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.
Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:
- Альпы – Германия (Хаусбер)
- Австрия (Инсбрук, Зальцбург)
- Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)
- Италия (Южный Тироль)
- Франция (Шамони).
Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)
- США (Мамонтова пещера)
- Польша (Величка)
Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)
- Польша (Бескиды)
- Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.
Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.
ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.
Теплоходные маршруты:
- по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну, Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и Британским островам, по Французской Полинезии.
Тема 6. Центры религиозного паломничества.
- ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.
Центры религиозного паломничества: Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма), Боробудур (Индонезия).
- Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.
Тема 7. Экологический туризм
Рекреационный: Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады
- Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора Килиманджаро).
Познавательный: Шотландия (Эдинбург), Испания, от Рима до Венеции (Ватикан, Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако,Сан-Марино, Египет, Япония, Чехия, Китай.
- ЭГП. Население. Туристский спрос. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии, культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.
Тема 8. Экстремальный туризм.
Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.
- Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.
- Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).
- Полярные области (Арктика и Антарктида).
Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм.
- ЭГП. Население. Транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
- Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань), Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
- Природные ресурсы для развития туризма. Перспектива развития туристской индустрии.
Примерные темы практических занятий.
Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.
- Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
- Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.
- “Создание туристической программы”
а) Проектирование:
- привязка к местности, учёт рельефа, грунтовых вод, пород, слагающих данную местность, господствующие ветра, климат в целом и т. д.;
- возможности создания транспортной сети - влияние на окружающую среду, удалённость от основных транспортных артерий;
- строительные материалы (есть ли природный местный материал, пригоден ли он для климата данной местности);
- трудовые ресурсы (есть ли местные ресурсы или надо приглашать рабочих из других мест), картина занятости населения в целом по району и возможности её изменения в связи со строительством и дальнейшей эксплуатацией;
- глобальные вопросы экономики (целесообразность строительства из существующих условий).
б) Строительство:
- обучение рабочих, т.е. изменение занятости и численности местного населения; влияние на экологию края.
Литература.
- Энциклопедия туриста /редкол. Е.И.Тамм, А.Х.Абуков и др.- М.: Большая Российская энциклопедия,1993.
- Чекулаева Е.О. Столицы мира - М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель),2002
- Страны мира: Энциклопедический справочник - Смоленск: Русич,2002.
- Географический энциклопедический словарь: Географические названия/Гл.ред.А.Ф.Трешников.2-е изд., доп. - М.:Сов.энциклопедия, 1989.
- Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. -М.:АПНЮ1989.
- Атлас мира. Филип Стил. Издательство “Олма-Пресс”, Издание на русском языке,1989.
- Журналы: ГЕО, Вояж, Иностранец, Афиша-Мир.