Мастер-класс "Инновационные методы воспитательной работы с классом: урок благотворительности «Дом без одиночества»"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Мастер класс проводится для учащихся подросткового возраста. В подборе и организации материала мы опирались на те принципы, которыми руководствуемся в своей воспитательной деятельности:

  • Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
  • Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
  • Человеку нужно быть нужным.
  • Скажи мне – я забуду.
    Покажи мне – я запомню.
    Позволь мне сделать – я пойму.
  • Уважение детского незнания.
  • Материал должен быть доступным, понятным, красочным и интересным, чтобы подросток с удовольствием принимал участие в воспитательном мероприятии.

Цель мероприятия: побудить учащихся помогать окружающим не только по убеждению учителей, родителей, а делать это по “зову сердца”.

Задачи:

  • совершенствование умения работать со словарем;
  • помочь детям дать толкование значения слова “благотворительность” через их собственное восприятие;
  • формирование умения анализировать, обобщать, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения;
  • развитие ассоциативного воображения;
  • воспитание активной жизненной позиции;
  • воспитание гуманного отношения к окружающим людям;
  • создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородными в жизни.

Данное мероприятие проводится используя технологию тренинга общения и состоит из 4-х этапов.

1-й этап актуализации собственных знаний методом “мозгового штурма”. Задачи выявить умение детей работать в группе, умение пользоваться словарем, и дать собственное определение понятия. Чтобы не потерять интерес учащихся, определение дается с помощью метода “синквейн”. Этап закончится рефлексией. Учащиеся оценивают результат своей работы и свое умение дать определение понятию.

2-й этап изучения фактов и сведений методом беседы и игры “Волшебная рука”. В ходе данного этапа выявится мотивы совершения добрых дел учащимися и задачи или план действий и возможностей каждого ребенка. “Волшебная рука” каждого ученика проецируется при помощи видеокамеры на доску, поэтому учащиеся могут познакомиться индивидуальным планом каждого. Итогом данного этапа является план волонтерской деятельности класса.

3-й этап отработки навыка поведения. В ходе ролевой игры учащиеся отрабатывают навыки поведения в конкретных и подобных ситуациях. Перед этапом при помощи энергизатора учащиеся делятся на 3 группы.

4-й этап – творческий проект. Группы учащихся получают задание построить “дом без одиночества”. В нашем случае каждая группа строит отдельный элемент дома, но по желанию классного руководителя можно дать различные задания (например: подготовить социальную рекламу, написать обращение взрослым и т.д.).

Далее классный руководитель подводит итоги, и мероприятие завершается “кругом”.

Данное мероприятие целесообразно проводить в начале учебного года, так как здесь планируется дальнейшая волонтерская (тимуровская) деятельность класса. В ходе мероприятия совершенствуются умения работать со словарем, умения анализировать поступки людей, обобщать и делать собственные выводы, наконец, умения строить отношения у себя дома, в классном коллективе, с друзьями.

Истинная цель дела благотворительности
не в том, чтобы благотворить,
а в том чтобы некому было благотворить.
В.О.Ключевский

Задачи:

  • совершенствование умения работать со словарем;
  • помочь детям дать толкование значения слова “благотворительность” через их собственное восприятие;
  • формирование умения анализировать, обобщать, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения;
  • развитие ассоциативного воображения;
  • воспитание активной жизненной позиции;
  • воспитание гуманного отношения к окружающим людям;
  • создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородными в жизни.

Оборудование: интерактивная доска, фломастеры, бумага (А–4).

ХОД УРОКА (таблица)

Приложение 1

“ПЯТЬ СТРОЧЕК ПО ПРАВИЛАМ (СИНКВЕЙН)”

Слово “синквейн” произошло от французского числительного “пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.

1-я строчка — это называние темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.

2-я строчка — это определение темы в двух прилагательных или причастиях.

3-я строчка — это три глагола, показывающих действие в рамках темы.

4-я строчка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к этой теме.

5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Пример:

1-я строчка школа

2-я строчка красивая, большая

3-я строчка советует, учит, радует

4-я строчка здесь много моих друзей

5-я строчка дом

Синквейн

Благотворительность

 

Приложение 2

Ситуации для ролевой игры

Ситуация 1

“Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

- Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

- Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.

- Как это – главная? – заинтересовался Борька.

- Ну, старенькая всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это”.

Ситуация 2

Вы едете в транспорте, например на автобусе к бабушке в деревню. Вы удобно устроились у окна, это наше любимое место, рядом села девушка. На одной из остановок зашли две бабушки. Они встали в проходе, и одна из них посмотрела на мальчика, сидящего перед вами, сказала:

- Сынок, уступи мне место, ноги болят.

Он отвечает:

- Я за билет деньги заплатил, имею право сидеть.

Как вы поступите?

Ситуация 3

Представьте себе: Вы очень мечтаете попасть в кинотеатр на известный, нашумевший фильм. Билет стоит достаточно дорого. Наконец-то вы уговорили маму, она дала вам деньги на билет. И вот, вы радостный, идете по улицам и вдруг у хлебного магазина видите девочку с вашей улицы. Она стоит и плачет.

- Что случилось?

- Я потеряла деньги. Мама просила купить коробку конфет на подарок ее подруге. У меня не хватает несколько рублей. А подруга ее сейчас у нас дома. Мне так стыдно! Мама просила меня: "Только не потеряй, денег у нас сейчас мало". Как вы поступите?