Пояснительная записка
Мастер класс проводится для учащихся подросткового возраста. В подборе и организации материала мы опирались на те принципы, которыми руководствуемся в своей воспитательной деятельности:
- Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
- Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
- Человеку нужно быть нужным.
- Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я запомню.
Позволь мне сделать – я пойму. - Уважение детского незнания.
- Материал должен быть доступным, понятным, красочным и интересным, чтобы подросток с удовольствием принимал участие в воспитательном мероприятии.
Цель мероприятия: побудить учащихся помогать окружающим не только по убеждению учителей, родителей, а делать это по “зову сердца”.
Задачи:
- совершенствование умения работать со словарем;
- помочь детям дать толкование значения слова “благотворительность” через их собственное восприятие;
- формирование умения анализировать, обобщать, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения;
- развитие ассоциативного воображения;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание гуманного отношения к окружающим людям;
- создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородными в жизни.
Данное мероприятие проводится используя технологию тренинга общения и состоит из 4-х этапов.
1-й этап актуализации собственных знаний методом “мозгового штурма”. Задачи выявить умение детей работать в группе, умение пользоваться словарем, и дать собственное определение понятия. Чтобы не потерять интерес учащихся, определение дается с помощью метода “синквейн”. Этап закончится рефлексией. Учащиеся оценивают результат своей работы и свое умение дать определение понятию.
2-й этап изучения фактов и сведений методом беседы и игры “Волшебная рука”. В ходе данного этапа выявится мотивы совершения добрых дел учащимися и задачи или план действий и возможностей каждого ребенка. “Волшебная рука” каждого ученика проецируется при помощи видеокамеры на доску, поэтому учащиеся могут познакомиться индивидуальным планом каждого. Итогом данного этапа является план волонтерской деятельности класса.
3-й этап отработки навыка поведения. В ходе ролевой игры учащиеся отрабатывают навыки поведения в конкретных и подобных ситуациях. Перед этапом при помощи энергизатора учащиеся делятся на 3 группы.
4-й этап – творческий проект. Группы учащихся получают задание построить “дом без одиночества”. В нашем случае каждая группа строит отдельный элемент дома, но по желанию классного руководителя можно дать различные задания (например: подготовить социальную рекламу, написать обращение взрослым и т.д.).
Далее классный руководитель подводит итоги, и мероприятие завершается “кругом”.
Данное мероприятие целесообразно проводить в начале учебного года, так как здесь планируется дальнейшая волонтерская (тимуровская) деятельность класса. В ходе мероприятия совершенствуются умения работать со словарем, умения анализировать поступки людей, обобщать и делать собственные выводы, наконец, умения строить отношения у себя дома, в классном коллективе, с друзьями.
Истинная цель дела
благотворительности
не в том, чтобы благотворить,
а в том чтобы некому было благотворить.
В.О.Ключевский
Задачи:
- совершенствование умения работать со словарем;
- помочь детям дать толкование значения слова “благотворительность” через их собственное восприятие;
- формирование умения анализировать, обобщать, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения;
- развитие ассоциативного воображения;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание гуманного отношения к окружающим людям;
- создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородными в жизни.
Оборудование: интерактивная доска, фломастеры, бумага (А–4).
ХОД УРОКА (таблица)
“ПЯТЬ СТРОЧЕК ПО ПРАВИЛАМ (СИНКВЕЙН)”
Слово “синквейн” произошло от французского числительного “пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.
1-я строчка — это называние темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.
2-я строчка — это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3-я строчка — это три глагола, показывающих действие в рамках темы.
4-я строчка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к этой теме.
5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Пример:
1-я строчка школа
2-я строчка красивая, большая
3-я строчка советует, учит, радует
4-я строчка здесь много моих друзей
5-я строчка дом
Синквейн
Благотворительность
Приложение 2
Ситуации для ролевой игры
Ситуация 1
“Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
- Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
- Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.
- Как это – главная? – заинтересовался Борька.
- Ну, старенькая всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это”.
Ситуация 2
Вы едете в транспорте, например на автобусе к бабушке в деревню. Вы удобно устроились у окна, это наше любимое место, рядом села девушка. На одной из остановок зашли две бабушки. Они встали в проходе, и одна из них посмотрела на мальчика, сидящего перед вами, сказала:
- Сынок, уступи мне место, ноги болят.
Он отвечает:
- Я за билет деньги заплатил, имею право сидеть.
Как вы поступите?
Ситуация 3
Представьте себе: Вы очень мечтаете попасть в кинотеатр на известный, нашумевший фильм. Билет стоит достаточно дорого. Наконец-то вы уговорили маму, она дала вам деньги на билет. И вот, вы радостный, идете по улицам и вдруг у хлебного магазина видите девочку с вашей улицы. Она стоит и плачет.
- Что случилось?
- Я потеряла деньги. Мама просила купить коробку конфет на подарок ее подруге. У меня не хватает несколько рублей. А подруга ее сейчас у нас дома. Мне так стыдно! Мама просила меня: "Только не потеряй, денег у нас сейчас мало". Как вы поступите?