Урок здоровья для первоклассников по теме "Какой Я? – Какой Ты? Познай себя"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цели:

  • познакомить детей с частями тела человека, работой головного мозга;
  • помочь детям осознать наличие у себя различных положительных качеств;
  • Учительь детей находить положительные качества во всех людях.

ХОД УРОКА

По звонку дети стоят у своих рабочих мест.

Учитель: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Садитесь, ребята! Начать наш урок я очень хочу чудесным словом “здравствуйте”. Произнесите вслух и вы это удивительное слово (дети произносят).

- Ребята! Чаще говорите “Здравствуй!” папе, маме, родственникам, друзьям, прохожим. И вы почувствуете, как у них поднимется настроение. И у вас, ребята, тоже поднимется настроение. “А почему? – спросите вы. Дело в том, что слово “здравствуй” – особенное. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого – то, но и желаем ему здоровья.

(Появляется мальчик Здрасик)

- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы меня звали?

Я Здрасик, Здрасик,
Пришел к вам на часик.
Мы будем трудиться,
Здоровью Учительься.

- Ребята, а вы догадались, почему меня Здрасиком зовут? (Наверное потому, что не болеешь, закаляешься, правильно питаешься, ешь здоровую пищу, соблюдаешь правила гигиены, чистишь зубы, моешь руки, делаешь зарядку, часто бываешь на воздухе, занимаешься спортом)

- А еще, я очень люблю слово “здравствуйте”. Чаще говорите это слово и вы, потому что в нем, как и в слове “здоровье” много звуков, которые дают нам заряд бодрости, делают нас здоровее.

Учитель: Ну что ж, тогда наш урок мы назовем уроком здоровья (на доске открывается запись УРОК ЗДОРОВЬЯ).

Здрасик: И пусть главными словами каждого из вас сегодня и всегда будут: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу” (вытаскивает из аптечки и помещает на доску).

Учитель: Ребята, давайте повторим эти слова все вместе (дети повторяют).

Здрасик (продолжает): Ведь чтобы хорошо расти и быть здоровым, нужно хотеть и уметь заботиться о своем здоровье, потому что никто не заботится о себе лучше, чем ты сам, а еще нужно хорошо знать себя.

Учитель: Да, человек – это уникальное создание природы. Как же он устроен? Из чего состоит наше тело? Для этого вам надо отгадать несколько загадок.

Здрасик: Я приготовил для ребят ненецкие загадки. Можно я их загадаю?

У клубка 7 отверстий. Что это? (Голова)

Учитель: Давайте найдем и посчитаем эти отверстия.

То один другого опередит, то второй его опередит, друг друга догнать не могут. Что это? (Ноги)

У двух матерей по пяти сыновей. Всегда все вместе делают. Что это? (Руки и пальцы)

Учитель: Молодцы! А какие еще части тела человека вы знаете? (Называют и показывают)

Здрасик: Ребята! Я сейчас поиграю с вами в игру, которая называется “Части тела”: буду разные части тела называть; у кого такие есть – сразу за них беритесь да громко кричите: “И у меня!” Поняли?

Будьте внимательны: для того, чтобы проверить, кто своему телу настоящий хозяин, стану я одно называть, да совсем на другое указывать. Начали!

  • У меня есть уши (берется за уши).
  • И у меня!
  • У меня есть руки (берется за руки).
  • И у меня!
  • У меня есть нос (берется за уши).
  • У меня есть локти (берется за колени).
  • У меня есть глаза (прыгает на носочках).
  • У меня есть щеки (ходит на пятках).
  • У меня есть живот (берется за голову).
  • Садитесь, ребята!

Учитель: Здрасик с нами пошутил. Чтобы не было путаницы, повторяйте лучше за мной и показывайте то, о чем мы будем говорить. Итак, игра – сказка “Мое тело” начинается.

(В это время психолог рисует на доске человека по заранее сделанным контурам части тела человека)

  • Головушка – соловушка (гладят голову).
  • Лобик – бобик (выставляют лобик, как бычки).
  • Реснички – сестрички (моргают ресничками).
  • Глазки – краски (раскрывают широко глаза, смотрят вокруг).
  • Щечки – комочки (мнут щечки).
  • Носик – абрикосик (попадают пальцами в кончик носа).
  • Губки – голубки (вытягивают губы в трубочку).
  • Зубочки – дубочки (стучат тихонько зубками).
  • Ушки – непослушки (трут тихонько пальчиками).
  • Бородушка – молодушка (гладят подбородок).
  • Шейка – индейка (вытягивают свою шейку).
  • Плечики – кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз).
  • Ручки – хватучки (хватают вокруг себя).
  • Пальчики – мальчики (шевелят пальчиками рук).
  • Грудочка – уточка (вытягивают вперед грудку).
  • Пузик – арбузик (выставляют животик вперед).
  • Спинка – тростинка (вытягивают спинку).
  • Ножки – сапожки (топают ножками).
  • Вот мы и выяснили, из чего состоит наше тело (учитель поворачивается к доске, видит выполненный рисунок).
  • Ой, здравствуй, новый человечек! Как он похож на нас!
  • А чем отличается от нас? (Ответы детей)
  • Да, он нарисован на бумаге, он не живой. Он не может двигаться, говорить, думать; у него нет души; он не может проявлять свои чувства; не может мечтать, у него нет памяти. А наше тело, наш организм состоит из живых частиц – клеток.
  • Дома вы рисовали свой автопортрет, рассматривая себя в зеркало (показывает несколько рисунков).

Психолог: Можно и мне посмотреть ваши портреты?

А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Чем вы похожи, а чем – то отличаетесь. Правда? А вот по своему поведению, смене настроения, быстроте реакций, – все люди разные. Среди вас есть шустрики, мямлики, молчуны, тихони, непоседы, надоеды. Приставалы, сони (на доске карточки с данными словами + иллюстрации).

Таким образом, у нас, у людей, есть еще и воображение, и фантазия, у каждого из нас свой характер; одни люди пишут, рисуют, кушают левой рукой (их называют левшами), а другие эту работу выполняют правой рукой (их называют правшами). Наверное, и в вашем классе есть такие дети?

Ребята, а теперь давайте похлопаем, теперь – потопаем. А сейчас немного потанцуем, но с таким условием: вы будете двигать теми частями тела, которые я назову (музыка).

Мы качаем головой,
И танцуем, и танцуем.
Машем правою рукой,
И танцуем, и танцуем
Топнем правою ногой,
И танцуем, и танцуем.
Топнем левою ногой,
И танцуем, и танцуем.

- Ребята, как вы думаете, что помогло вам слышать, видеть, петь, двигаться? (Ответы детей)

- У человека есть такой орган, который выполняет всю эту работу. Называется он головной мозг.

- Где он находится? (На доске появляется табличка)

- Головной мозг делится на 2 полушария: правое и левое. Давайте рассмотрим правое полушарие. Здесь нарисованы музыкальные знаки, картинки, краски, сердце. Это полушарие отвечает за музыкальные и художественные способности, чувства, за работу левой руки и левого глаза.

- А теперь посмотрите на левое полушарие. Оно отвечает за математические способности, за письмо, речь, движения и за работу правой руки и правого глаза.

- Оказывается, как интересно устроен наш мозг. В старших классах вы об этом узнаете подробнее. Вы бы хотели этого? Но уже сейчас вам, наверное, стало понятно, что у кого – то лучше получается рисовать, он умеет сочувствовать, сопереживать. Значит у таких людей более развито правое полушарие. А других больше привлекают танцы, решение математических задач, головоломок, чтение художественных книг. У таких людей более развито левое полушарие. Вот почему мы все такие разные!

- Сейчас мы с вами поиграем.

Топните те, кто любит рисовать.
Хлопните те, кто любит петь.
Встаньте те, кто любит решать математические задачки, головоломки.
Помашите руками те, кто любит танцевать.
Попрыгайте те, кто любит спорт.

А теперь попробуйте отгадать загадку.

Без чего безвкусной, пресной
Кажется нам наша жизнь?
Без чего любая песня
Нам не трогает души?
Без чего сердца не могут
Волноваться, трепетать?
Без чего любой в итоге
Может автоматом стать? (Без чувств)

- Чувства – это часть каждого из вас, часть каждого человека. Чувства выражаются в наших эмоциях, которые мы можем увидеть на наших лицах.

- Какие же чувства у нас бывают? Что мы чувствуем? (Радость, печаль, гнев, нежность, страх…)

(Психолог дополняет ответы детей табличками опорами)

- Ребята, а сейчас внимательно послушайте меня. Я начну предложение, а вы его закончите.

  1. “Я злюсь, когда..”
  2. “Я радуюсь, когда…”
  3. “Я печалюсь, когда…”
  4. “Мне страшно, когда…”

- Ребята, а хотите посмотреть на себя со стороны? (Ответы детей)

- Тогда пожалуйста! Мы вместе со Здрасиком приготовили вам задания – интересный тест, который вы можете выполнить вместе со своими родителями дома. Согласны? (Раздаются тесты на листах каждому ребенку)

Психолог и Здрасик: Ребята, послушайте и запомните наши советы:

Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Учитель: Заканчивая сегодняшний урок, хочется сказать, что мы разные, жизнь такая интересная и разнообразная.

- Хотелось бы вам еще поговорить о здоровье?

- А чтобы быть здоровым, умным и духовно развитым, надо всесторонне развивать себя всю жизнь.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Список используемой литературы:

Педагогика здоровья /Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под. Ред. В.Н. Касаткина. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.