Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Задачи:
- Образовательные
- Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
- Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
- Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
- Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
- Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
- Корррекционные
- Развитие фонематического слуха.
- Расширение и уточнение словаря детей.
- Развитие ВПФ (внимания, памяти).
- Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
- Развитие мелкой моторики и осязания.
- Воспитательные
- Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
- Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
Оборудование: подставки, магнитные доски, магниты на каждого ребёнка; предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` - хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный), распечатка заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой на каждого ребенка.
План занятия
I. Организационный момент:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.
- А пригласил к нам гостей наш друг, а вот и он сам!
Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.
- Кто это? (Хитрый хомяк Хома)
- Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
Логопед раздает конверты.
- Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
- Давайте назовём изображённые на них предметы.
Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.
- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])
II. Сообщение темы занятия.
- Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
- Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)
IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].
- Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).
Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.
Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.
V. Знакомство с буквой «Х».
- Ребята, наш гость хомячок Хома принёс с собой ещё что-то.
Логопед вывешивает изображение буквы «Х».
- Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
- Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
- На что ещё похожа наша буква?
- Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.
Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.
- А теперь настало время нам размяться.
VI. Физкультминутка
На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].
VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):
- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
- Молодцы!
- Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.
Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.
- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
- Почему Хома приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «Х» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)
- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим - [Х].
Дети выполняют задание
IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения
Составление и сравнение схем слов «муха» и «мухи», фонетический анализ этих слов (по распечатке заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой <рисунок 1>.
- Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хома!
Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.
- В нижней части листа изображены картинки. Что на них изображено? (муха и мухи)
- В слове «муха» сколько частей? Назовите их. (дети с помощью хлопков определяют, что две части, «му» и «ха»)
- А в слове «мухи»? Назовите части. (тоже две части, «му» и «хи»)
- Правильно!
- Что изображено на наших листах под картинками? (схемы)
- Нам надо эти схемы заполнить. Начнём со слова «муха». Вы составите схему на своих листах, а потом по очереди дадите характеристику звукам: кто выполнит задание первым расскажет про первый звук, кто вторым – про второй и т.д.
- Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
- Согласные твердые? (синим)
- Согласные мягкие? (зелёным)
- Хорошо, теперь выпрямите спинки, придвиньте к себе подставки, левой рукой придерживайте подставку. Приступаем к выполнению задания.
Дети выполняют задание, логопед при необходимости помогает.
Первый выполнивший даёт характеристику звуку (первый звук в слове «муха» [м]- солгасный, твёрдый, звонкий) и т.д.
Аналогично со словом «мухи»
- Ребята, у нас получились две схемы, они одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются? (в слове «муха» твердый звук [Х], в слове «мухи» - мягкий звук [Х`])
- Замечательно!
- Но у нас под схемами ещё остались клеточки, для чего они? (для букв)
- Да, давайте впишем туда буквы, которые «одевают» наши звуки. Только будьте внимательны, буквы должны быть того же цвета, что и звуки, которые они одевают.
Дети выполняют задание, логопед помогает.
- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
- Молодцы!
X. Итог занятия
Припоминание детьми слов со звуками [Х] и [Х`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.
Ребята получают угощение, прощаются с Хомой, благодарят за занятие, выходят из кабинета.
Оставшиеся задания на распечатке дети выполняют вечером с воспитателем.