Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Безопасности  формула  есть:
Надо  видеть,  предвидеть, учить.
По  возможно  -  всё  избежать,
А где надо – на  помощь  позвать.
Т.Г. Хромцова

Введение

Дороги,  транспорт – реалии сегодняшней  жизни.  Скорость  движения,  интенсивность  транспортных потоков  на  улицах  нашего  города  быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.
Нынешним  детям  предстоит  жить  при  несравненно  большей  агрессивности  автомобильного  движения,  а потому  с каждым  днём  всё  сложнее  обеспечить  их  безопасность.
Социальные,  экономические,  криминогенные  изменения,  происходящие  в стране  в целом  и в  нашем  городе  в  частности,  привели  к пониманию  необходимости  сообщения  детям  дошкольного  возраста  жизненно  важных  норм  поведения  в социуме.
Тревожные  статистические  данные  по  детскому  дорожному  травматизму  в  Новокузнецке  мало,  чем  отличаются  от  показателей  по России.  В  последние  годы  стало  очевидным,  что  безопасность  и  здоровый  образ  жизни – это  не  просто  сумма  усвоенных  знаний,  а стиль  жизни,  адекватное  поведение  в  различных, в том  числе  и неожиданных,  ситуациях  на  улицах  города.
В период  дошкольного  детства  ребёнок  знакомится  с большим  количеством  правил,  норм,  предостережений,  требований.  Однако  ему  трудно  представить  степень их значимости.  Любая  общепринятая  норма  становится  действенным  регулятором  поведения  человека  только  тогда,  когда  она  осознана  и принята  им. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т.к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Воспитание  безопасности – непрерывный,  систематический  и  последовательный  процесс,  начинающийся  с раннего  возраста (воспитывают  родители),  продолжающийся в системе  дошкольного,  школьного  образования.  И  пока  на всех  этих  возрастных  этапах  воспитание  безопасности не станет  делом  практическим, тревожная  статистика  детского  травматизма  не  изменится.
В комплексной программе  «Радуга»,  реализуемой  в  нашем  дошкольном учреждении,  недостаточно  полно  освещён  раздел «Основы  безопасности  детей  дошкольного  возраста». Недостатком является работа предусмотренная в рамках программы   с шести лет, что на наш взгляд уже поздно. Учитывая этот факт,  мы сделали попытку дополнить этот раздел образовательного процесса авторским  содержанием, коллективом педагогов нашего ДОУ была создана программа «Зеленый огонек». Учитывая,  что воспитанники детского сада имеют  речевую патологию, мы определяем для себя не только образовательные, но и  коррекционно-развивающие задачи.   Именно это отличает нашу программу от  программ других авторов. 
Данная система направлена на формирование безопасного поведения у детей  3-7 лет на дороге и имеет возрастные периоды: 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Прямолинейное требование  соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным для дошкольников. Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно-образовательную систему,  включающую  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительной, музыкально - ритмической).
На  наш  взгляд,  под воспитательно-образовательной системой по  основам  безопасности  жизни  следует  понимать  целенаправленное и систематическое  воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью  их  интеллектуального,  физического,  нравственного,  духовного  развития  и  формирования   опыта  безопасного поведения.

Основная часть

Таким образом, мы ставим цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи:

  • развивать  у детей самостоятельность и ответственность;
  • создавать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения  на  дороге;
  • воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных ситуациях на дороге;
  • формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях;
  •  учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций  на   дороге;
  • обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

 Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной в дошкольном учреждении, которая включает:

  • уголки безопасности в группах;
  • информационные уголки для родителей;
  • познавательно–агитационные материалы;
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых.

Для систематической работы с детьми в МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 224» созданы «центры  безопасности», которые имеют следующее содержание:

  • макеты: «Перекрёсток» (Рис.1), «Улица, на которой я живу» (Рис. 2);
  • серия игр по теме «Дорожные  знаки»;
  • серия игр по теме «Светофор»;
  • атрибуты  к  сюжетно – ролевой  игре «Дорога», «Автобус»;
  • дидактические материалы по  обучению; основам безопасности;
  • картинный материал с проблемными ситуациями на дороге;                                   
  • комплекты дидактических  игр «Куда едут машины», «Эволюция транспорта», «Я хороший», «Путешествие по городу»;
  • материалы для продуктивной деятельности
  • детская художественная  и  энциклопедическая  литература по основам безопасности;
  • альбомы, иллюстрации  и  фотографии по основам безопасности;
  • материалы по пропаганде знаний для родителей; 

рис.1

Рис. 2

Для реализации поставленных задач использую следующие формы организации:

Содержание  системы по основам безопасности на дороге  реализуется по  учебному плану:

Вид деятельности

Кол-во
раз в месяц

Форма организации

 

3-4
года

 

4-5
лет

 

5-6
лет

 

6-7
лет

занятие

1

фронтальная

15

20

20

25

 

4

Подгруппповая

15

20

20

25

Игровая деятельность
(сюжетно –ролевые, дидактические)

4

Подгрупповая
Индивидуальная

-

-

-

-

Продуктивные
(рисование, конструирование,
лепка

 

2
1
1

Подгрупповая
Индивидуальная

 

15
15
15

 

20
20
20

 

20
20
20

 

25
25
25

беседы

4

фронтальная

15

20

20

25

Игровые тренинги

4

Подгрупповая
Индивидуальная

15

20

20

25

развлечения

1

фронтальная

-

-

-

-

Экскурсии

1

фронтальная

-

-

-

-

 

Принципы  организации  образовательного  процесса:

  • Принцип  последовательности – любая  новая  ступень  в обучении  ребёнка  опирается  на  уже  освоенное  в предыдущем.
  • Принцип  деятельности – включение  ребёнка  в игровую,  познавательную,  поисковую  деятельность  с целью стимулирования  активной  жизненной  позиции;
  • Принцип  интеграции -  интегративность  всех  процессов,  реализующихся  в  образовательном  процессе;
  • Принцип психологической комфортности – Заключается в снятии по возможности стрессовых факторов
  • Принцип  дифференцированного  подхода – решаются  задачи  эффективной  педагогической  помощи  воспитанникам  в совершенствовании  их  личности,  способствует  созданию  специальных  педагогических  ситуаций,  помогающих  раскрыть  психофизические,  личностные  способности  и  возможности  воспитанников;
  • Принцип  возрастной  адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных  группах  с  усложнением  соответствующим  возрастным особенностям   детей;
  • Принцип  преемственности  взаимодействия  с  ребёнком  в условиях  дошкольного  учреждения  и семьи – ничто  не  убеждает  лучше примера  родителей.

При  обучении  правилам  дорожной  безопасности  можно выделить несколько этапов,  каждый  из  которых  условно  можно  отнести  к  определённому  возрасту  детей:

Младший дошкольный возраст:

 Этап первоначальных знаний правил   дорожного  движения.

Знакомство с дорогой,  улицей,  тротуаром,  с некоторыми  видами  транспорта,  со  светофором  и обозначением  его  сигналов (красного  и  зелёного);
С интересом устанавливает  простейшие  причинно – следственные  связи в  окружающем (В светофоре  загорелся  зелёный  свет – и  лишь  после  этого  люди  стали  переходить  дорогу).

Формируютсяориентировки  в пространстве (здесь, там, близко, далеко).

Средний дошкольный возраст:

 Этап  приобретения детьми знаний и умений.

Узнаёт и различает виды транспорта по характерным признакам,  (легковой, грузовой, пассажирский),
Закрепляет знания сигналов светофора (знакомство с жёлтым сигналом и его назначением),
Имеет представление об окружающем  пространстве и учится в нём ориентироваться.
Дети  знакомятся с конкретными правилами дорожного движения .
Узнают и называют дорожные знаки (подземный переход, пешеходный переход)

Старший дошкольный возраст:

Этап формирования  прочных  знаний  и умений.

Дети знают  основные правила дорожного движения.
Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях.
Знают и называют основные дорожные знаки.
С интересом воспринимают информацию по безопасности.
Осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге.
Способен контролировать свои поведенческие реакции.
Умеет находить выход из проблемных ситуаций.

Для работы педагогов в данном направлении в методическом кабинете имеется весь необходимый материал:

  • нормативные документы по данной проблеме;
  • методическая и детская литература;
  • периодическая печать (газета «Добрая дорога детства» - выписывается в течение нескольких лет);
  • плакаты;
  • слайды;
  • методические рекомендации;
  • конспекты занятий;
  • сценарии развлечений разработанные нашими педагогами и педагогами других ДОУ;
  • разработаны планы мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма (приложение 1).

В детском саду в течение 2-х лет работает агитбригада «Светофорик», созданная из детей старших и подготовительных к школе групп. Агитбригада помогает детям лучше изучить правила дорожного движения. Да и членам агитбригады очень нравится выступать перед детьми и родителями. Агитбригада «Светофорик» признана лучшей агитбригадой области среди дошкольных учреждений Кузбасса.
Ежегодно с 1-го сентября в детском саду проводится декада безопасного дорожного движения «Правила дорожные – Правила надежные!», что помогает детям после летнего отдыха вспомнить правил безопасного поведения на улице (приложение 2).
Наши педагоги, дети и родители – постоянные участники всех смотров-конкурсов, которые проводит отдел образования совместно с Госавтоинспекцией, в течение 3-х лет детский сад является обладателем 1-го места в районном и городском конкурсах.
В 2007 году педагоги стали победителями в областном конкурсе сказок по профилактике дорожно-транспортных происшествий, получив Почетную грамоту и пылесос «Samsung», а дети Лукашенко Дима и Смолкин Никита заняли 1-е и 2-е место за сказку, сочиненную вместе с родителями, получив за это Почетные грамоты и призы.
Систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге, способствует снижению травматизма среди детей.