Воспитательная система школы как фактор повышения личностного роста гимназиста

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями


Возросший интерес к утверждению приоритетности воспитания становится совершенно очевидным, что проявляется в преобразовании деятельности разных образовательных учреждений и направлено на моделирование воспитательных систем в школах. Они в большей мере способны позитивно воздействовать на личностное развитие школьников. Поэтому, в сфере образования, в настоящее время проблема формирования личности справедливо занимает одно из главных мест и рассматривается достаточно широко и многоаспектно.

В связи с этим цель данной статьи понять важность и необходимость создания воспитательной системы школы как ведущего фактора, способствующего повышению личностного роста школьника, а также показать оптимальные пути и подходы к построению воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении.

В настоящее время все современные школы условно можно разделить на две части, одна из которых направлена ТОЛЬКО на получение ЗУНов, другая – на формирование ценностных ориентиров и лучших качеств личности.

Казалось бы, в том и другом случае конечным продуктом является сформированная и самоопределившаяся в социуме ЛИЧНОСТЬ школьника. Однако становится очевидным, что в результате “лики” у этой личности получаются достаточно разнообразные, более того некоторые из них крайне нежелательны для нашего общества.

Рассмотрим более подробно пути и подходы современных школ к проблеме формирования личности в условиях этой двойственной направленности.

В первом случае, как уже было сказано, многие школы главной целью считают знания, умения, навыки и этому подчинена вся жизнь их школы. Только этому посвящены все педагогические поиски, новации, формы и средства обучения.

В этом случае дети, чаще всего, являются средством достижения цели, а значит “человеческим материалом”, который призван реализовать идею обширного, современного образования.

На данном этапе важно отметить, что именно образованные и умные люди, бывшие наши школьники, выпускники в определенный момент становятся крайне опасными. Среди них встречаются жестокие, невоспитанные, социально не адаптированные к жизни люди. Также не исключены случаи встречи из их числа с представителями преступного мира, духовно нищими и морально убогими.

Таким образом, степень сформировавшейся их субкультуры позволяет им осознанно наносить значительный вред обществу и, в особенности, подрастающему поколению. В этом случае все, полученные ими знания, направлены на уничтожение общества и разложение его нравственных устоев.

Об этом свидетельствуют различные “изобретения”, которыми часто пользуются “наши дети”. К ним можно отнести взрывчатые устройства, различного уровня махинации, виртуальную зависимость и прочее. Это следствие того, что у данной категории людей полностью отсутствует человеческий фактор.

В недалеком будущем они были успешными и компетентными школьниками в своей возрастной категории, а также в разных предметных и научных областях. Они являлись неоднократными победителями и призерами олимпиад, конкурсов различного уровня, участниками престижных фестивалей и других мероприятий, проводимых в школе и за ее пределами. Они с большой активностью воспитывали в себе ведущее качество личности “конкурентоспособность”, стремились стать востребованными на рынке труда.

Однако, в данном случае, становится очевидным и понятным, что была совершена серьезная ошибка. Она проявилась в том, что человеческий фактор не стал важной составляющей личностного роста школьника в том образовательном учреждении, где обучался этот ребенок.

В этом конкретном случае доминировала функция сбора и обработки информации в корыстных целях, но не направленная на благо общества, государства и Человечества в целом. Ценностный ориентир Человека с его нравственными установками как главного субъекта страны был утрачен.

Наряду с этим, другие школы нашли иной путь, где главной целью был избран Человек, его развитие. Все же остальное (и, прежде всего, обучение) является и становится для них условием для этого развития.

В первом случае мы имеем дело с дидактическими системами, как правило, линейными, жесткими, напряженными. Они замыкаются в узкие рамки школьных учебных предметов, что не позволяет в полной мере самореализоваться школьнику как личности, проявить свои человеческие качества в пространстве социума.

Во втором случае школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции российского образования, уважают традиции народной политики и главное – не боятся их развивать.

Гимназия также сделала свой выбор, избрав вариант второго пути и, поставив на нем приоритетный акцент. Такой выбор был сделан неслучайно, поскольку тесно соприкасается с гражданским заказом, сформулированным обществом и семьей для конкретного ученика в конкретном образовательном учреждении. Вместе с тем педагогический коллектив и родители считают, что человеческий фактор необходим и важен для человека как гражданина, интеллектуала, интеллигента – таковым видится им продукт совместной деятельности и результат высоконравственной личности.

При разработке программы развития пришлось достаточно много беседовать с коллегами, обсуждать разные уже существующие и предполагаемые версии по поводу воспитательных аспектов в гимназии. В результате этого следует отметить, что в рамках задуманной модели-образа “Гимназия-центр” избрание второго пути станет наиболее важным как для формирования самого гимназиста как Человека и более того – гимназиста как Личности, в дальнейшем, востребованной современным обществом (рис. 1), (рис. 2).

В данной модели определены формы взаимодействия с социумом, а также направления отношений с конкретными центрами, выполняющими образовательную функцию, разработан и представлен комплекс целевых образовательных программ и проектов, определен ведущий орган соуправления, включающий следующих субъектов образования:

  • гимназисты – представители ассоциации “Вечный двигатель”;
  • педагоги – организаторы и координаторы образовательного процесса;
  • родители – представители фонда развития гимназии “Интеллект. Культура. Творчество”.

Модель-образ “Гимназия-центр” представлен мегапроектом “ТРИУМФ”, составляющими которого являются 3 метапроекта как три будущих системных модели исследования разделов конкретного объекта. Их ценностная ориентация принадлежит категориям “Гражданин, Интеллектуал, Интеллигент”, которые рассматриваются через ценностные ориентиры “Человек, Культура, Творчество”.

Процессы, происходящие извне и внутри образовательного учреждения, образуя культурно-образовательное пространство города, максимально направлены на создание необходимых условий в гимназии для формирования личности гимназиста. В связи с этим, в настоящее время, усиленно совершенствуются формы, методы и приемы индивидуальной работы со школьниками. Они направлены на развитие их творческих способностей и результатов личностных достижений, которые широко представлены в индивидуальных портфолио учащихся.

Понятно, что для формирования необходимых личностных качеств важны условия, в которых будет развиваться Человек, будущий представитель нашего общества и государства. Тем самым происходит формирование воспитательного пространства как педагогически целесообразной организованной социальной среды, окружающей как отдельного ребенка, так и множество детей. Безусловно, такую работу необходимо строить в соответствии с задачами возрастного развития школьников (приложение 1).

По законам вселенной полноценное развитие возможно только при взаимодействии с миром, обществом, другими людьми, поэтому для гимназиста такой средой общения выступает, прежде всего, классный коллектив.

В связи с этим, появляются новые подходы, и технологии по созданию целостных моделей воспитательных систем не только школы в целом, но и класса в отдельности. Все они направлены на работу в классном коллективе с конкретной возрастной категорией, по сплочению школьников в единую ячейку партнеров и единомышленников.

В основе их взаимодействия должны стоять общие интересы школьников, их взгляды, суждения и отношения к различным категориям ценностей “человек, культура, общество, природа, мир” и др., а также принципам к их освоению и познанию.

В соответствии с гражданским заказом семьи гимназия также вышла на новую ступень образовательной политики, где ведущее место занимает личность, воспитанная на позициях гражданственности, интеллектуальности, интеллигентности. Следовательно, продукт, который мы должны получить на выходе – это, прежде всего, Человек, в котором сочетаются качества личности, присущие гражданину общества, интеллектуалу как человеку с высокой степенью интеллектуального и умственного развития, интеллигенту как человеку образованному с высокой внутренней культурой, нравственными и ценностными установками.

Основная идея нашла свое отражение в радикальной инновации, которая сформулирована и представлена в программе развития гимназии как создание воспитательной системы школы. На наш взгляд, именно воспитательная система школы способна стать основой для построения модели будущей новой системы отношений в российском обществе и государстве в целом.

На данном этапе необходимо сформировать понятийное поле, в котором обозначенная нами проблема будет рассматриваться под конкретным понятийным вектором. Для этого важно развести эти понятия и разобраться в сущности каждого из них.

Необходимо более глубоко вникнуть в содержание и суть этих понятий, поскольку в процессе проектирования собственных моделей воспитательных систем параллели, а затем класса в конкретном образовательном учреждении важно четко представлять себе сущность и отличительные особенности понятий: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система школы (ВСШ). В эти понятия мы вкладываем следующий смысл:

Воспитательная система – система организации целостного педагогического процесса – целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет свою целостность.

Воспитательная система школы (ВСШ)– сложное психолого-социо-педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.

Воспитательная система класса – это целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система класса проявляет свою целостность. Воспитательная система класса – это система организации целостного педагогического процесса, составляющими которого является обучение и воспитание.

В современной педагогической науке ведущими создателями теории воспитательных систем являются Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.. Они достаточно продуктивно изучали сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы. В результате чего было установлено, что эффективность построения воспитательной системы школы, класса зависит от использования системного подхода в воспитательной деятельности. Поэтому одним из ведущих методологических подходов на всех возрастных ступенях в гимназии стал системный подход. Его целесообразность в процессе воспитания личности заключается в следующем:

  • личность школьника способна развиваться как целостная интегрированная система в целостном интегрированном педагогическом процессе при условии взаимосвязанных компонентов;
  • системный подход позволяет объединению усилий всех субъектов воспитания и максимально способствует повышению педагогического влияния на школьников;
  • воспитательная система позволяет с наименьшими затратами сил и времени педагогического коллектива соблюдать и удерживать новый режим жизнедеятельности образовательного учреждения;
  • системный подход позволяет осуществлять моделирование и создание условий для самореализации и самоутверждения личностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
  • создание воспитательной системы формирует модель-образ конкретного образовательного учреждения, что создает привлекательный бренд для индивидуальных членов школьных сообществ;
  • воспитательная система значительно расширяет возможности воздействия на личность.

Для создания действенной воспитательной системы в гимназии кроме системного подхода также были выделены и другие методологические подходы, такие как аксиологический, личностно-деятельностный, средовой, гендерный. Их реализация (наряду с традиционными подходами) базируется на ряде принципов (целостности, интегративности, вариативности, индивидуальности). Наряду с этим в гимназии определено методическое и ресурсное обеспечение качеством образования.

Построение воспитательной системы в гимназии осуществлялось в соответствии с наиболее существенными и важными компонентами, к которым относятся:

  • индивидуально-групповой компонент;
  • ценностно-ориентационный компонент;
  • функционально-деятельностный компонент;
  • пространственно-временной компонент;
  • управление, обеспечивающее развитие воспитательной системы школы.

Итак, основополагающий вектор задан.

В процессе моделирования воспитательной системы школы, параллели, класса важно видеть и представлять себе весь целостный продукт на каждой возрастной ступени, который создается командой единомышленников на протяжении 11 лет. Он представлен общей моделью выпускника гимназии (рис._2).

В соответствии с возрастными школами 1, 2, 3 ступени она имеет свой возрастной разворот, представляющий трехуровневую основу. Каждая из них конкретизирует характерные особенности выпускника, присущие каждой школе в соответствии с концептуальными ориентирами, заявленными в программе развития.

Уже на этом этапе в данной модели предстоит найти свою нишу, т.е. увидеть себя и определить свою роль как классного руководителя, учителя предметника, педагога-организатора, психолога, руководителя кафедры и других субъектов, участвующих в организации образовательного процесса.

Наряду с этим важно видеть перспективу движения в развитии гимназиста и его ретроспективу, т.е. ту основу и базис, которые были УЖЕ созданы и заложены в нем ранее, тем самым сохранить преемственные связи.

Для этого потребовалось более подробно раскрыть и конкретизировать общую модель выпускника, представляя ее разворот для школы 1, 2, 3 ступени. Чтобы выйти на уровень понимания ее сущностного значения и содержания, данную модель необходимо читать как по вертикали, так и по горизонтали, что позволяет выстраивать траекторию движения в каждом из 3-х метапроектов: “Гражданин”, представленный целевой программой “Рождение Гражданина” и направленной на позицию гражданского становления личности, “Интеллектуал”, представленный целевой программой “Созвездия” по работе с одаренными детьми, “Интеллигент”, реализуемый посредством целевой программы “Воспитание интеллигента”, раскрывающей позицию нравственного воспитания.

В каждом из них определены и прописаны стержневые задачи-доминанты, разработаны критерии и показатели категории “знания”, “умения”, “отношения” для школы 1, 2, 3 ступени.

Траектория развития личности ученика, в условиях культурно-образовательного пространства гимназии, отражена в структурно-содержательной модели. В ней показаны все структурные компоненты, скрепленные системными связями и обеспечивающиеся управленческим блоком, что позволяет говорить о завершенном построении воспитательной системы класса, школы в конкретном образовательном учреждении.

Реализация воспитательной системы гимназии осуществляется посредством разработанной технологии, в которую включены 4 блока: целевая установка; содержание и организация целостного педагогического процесса, составляющими которого является обучение и воспитание; экспертиза и оценка результатов деятельности, а также ведущие методологические подходы, характерные для конкретной школьной ступени.

Таким образом, для создания качественной и эффективной системы как воспитательная система – необходима особая личность, управленческая функция которой должна принадлежать классному руководителю. Поскольку именно он является ведущей, ключевой фигурой организации целостного педагогического процесса в конкретном классе и способен выступать как руководитель и главный координатор действий всех объект-субъектов, участвующих в нем.

В связи с этим становится очевидным, что освоение и усвоение ведущих аспектов программы развития и образовательной программы гимназии не может осуществляться без главного субъекта воспитательной деятельности – классного руководителя. Следовательно, становится важным представлять роль классного руководителя как главного субъекта организации воспитательной системы класса в условиях гимназии.

При этом профессиональный подход к работе определяют знание методологических основ деятельности классного руководителя, строящихся на интеграции старого и нового, традиционного и инновационного. Рассматривая вопросы о модели классного руководителя 21 века, его основных функциях деятельности, педагогическом мониторинге в работе, а также о его методическом обеспечении позволяют судить о его компетентностном подходе к проблеме воспитания в гимназии.

Ведущими характеристиками классного руководителя, определяющими его готовность к работе, являются исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиа-образованность, а ведущими личностными качествами – мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность в деловых отношениях и деловом общении с разными субъектами образовательного процесса.

Так, в процессе работы классного руководителя с семьей, становится очевидным, что составление и формулировка гражданского заказа на получение образования в гимназии носила созидательный характер. Это позволило осуществить переход к режиму совместного ученического, родительского и учительского проектирования как будущего жизненного проекта гимназиста. Его реализация способна осуществляться через образовательный дневник гимназиста школы 1, 2, 3 ступени, который выступает средством личностного роста школьника, а также важным диагностом результатов воспитанности учащегося.

Идея образовательного дневника носит характер совместного творческого проекта, целью которого выступает развитие личностного роста гимназиста в условиях воспитательной системы класса, школы. Привлекательность образовательного дневника заключается не в обложке, а в главных критериях. Ими были определены содержательность, информативность, интерактивность между всеми субъектами образовательного процесса, а также социумом. Наряду с этим, важная роль была отведена развивающим и контролирующим функциям дневника, что представляет определенную ценность для всех субъектов образовательного процесса.

Важными ориентирами взаимодействия всех желающих по организации работы и созданию образовательного дневника гимназиста были выдвинуты следующие условия: взаимопонимание, взаимосотрудничество, консолидация идей и интеграция деятельности.

Однако следует отметить, что дальнейший образ и моделирование дневника гимназиста продолжается. Разрабатываются, корректируются, дополняются и расширяются отдельные его части, разделы, блоки. Вместе с тем готовится серия образовательных дневников не только по ступеням, но и по параллелям в соответствии с образовательной программой, по которой обучается ребенок в школе 1 ступени, а также в соответствии с выбранным профилем в школе 2 и 3 ступени.

“Образовательный дневник гимназиста” – каким ему быть…??? Пока трудно сказать о конечном результате, поскольку поиск инновационных идей еще не завершен и только набирает силу. Вместе с тем представляются лишь некоторые наработки в этом направлении. На данном этапе нами уже определены примерные пути и ориентиры по реализации новшеств, содержанию и структуре образовательного дневника. Однако хотелось бы, чтобы его сотворение, а главное – желаемый результат – “выпускник гимназии”, стал не только гордостью общего дела, но и общим достоянием, интеллектуальной собственностью творческого союза и педагогического альянса – коллектива учителей, учащихся, родителей.

Идея и смысл проектирования образовательного дневника с родителями заключается в том, чтобы, приняв формулировку гражданского заказа семьи, сделать его основой проекта, направленного на воспитание и становление его ребенка как будущей полноценной Личности.

Наблюдения и опыт автора показывают, что в педагогическую практику, в настоящее время, достаточно активно внедряется новое массовое явление – “воспитательная система”, что справедливо влечет за собой разработку диагностического сопровождения, включающего пакет необходимых диагностических актов и соответствующих методик.

В связи с этим возникает необходимость разработки концептуальной основы, направленной на исследование эффективности воспитательной системы, изучение которой строится в соответствии с определенной программой и технологией. Однако это следующий этап, который предстоит пройти субъектам образовательного процесса в достижении высоких результатов по уровню воспитанности школьников и улучшению жизнедеятельности образовательного учреждения. Практический опыт показывает, что, безусловно, создание воспитательной системы школы является важным фактором повышения личностного роста гимназиста как главного субъекта образования России.

Список литературы.

  1. Воспитательная система школы / Сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989.
  2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.
  3. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е.Н. Степанов. – М., 2004.
  4. Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. – Иркутск, 2007.
  5. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Стефановская. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006.
  6. Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 2004.
  7. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М., – 2000.