Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей.
Цели урока:
- повторить и обобщить изученный материал по теме;
- закрепить умения и применять изученные правила при решении задач;
- развивать математический кругозор, мышление, речь;
- активизировать учащихся через разнообразные виды самостоятельной деятельности и игровую форму работы;
- воспитывать внимание;
- бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки-инструкции, конверты с дифференцированным домашним заданием, карточки
иОбратная сторона карточек окрашена в цвета: оранжевый и синий, «да» - оранжевый, «нет» - синий. « Дерево» - рисунок на листе ватмана. (См. рисунок 1).
Ход урока.
До начала урока дежурные раздают каждому учащемуся чистые листочки, карточки-таблицы для учащихся 1 группы. ( Все учащиеся разделены на две группы по уровню обучаемости).
1) Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока.
Мы вырастили большое «Дерево» под названием «Обыкновенные дроби». На уроке будут, в основном, соприкасаться ветки: «Умножение дробей», «Деление дробей», «Нахождение дроби от числа» и « Нахождение числа по его дроби».
(Группы, на которые разделен класс – подвижные, перед уроком учитель может спросить, не хочет ли ученик перейти в другую группу.)
2) Графический диктант: « Да и нет, не говорите, только сразу напишите».
( работают все: «да» обозначают «нет» обозначают )
На экране появляется текст диктанта:
В тетрадях у учащихся должен появиться рисунок (проверка с проектором).
Учитель расставляет мелом на рисунке этапы урока, рассказывает учащимся, чем они будут заниматься. После этого рисунок будет иметь вид:
3) Математический диктант: запиши правильно только слова, (под диктовку, работают все в тетрадях).
а) 1/100 часть дециметра; г) 1/10 часть тонны;
б) 1/1000 часть килограмма; д) 1/100 часть любого числа;
в) 1/60 часть минуты; е) 1/90 часть прямого угла.
На экране появляются слова: миллиметр, грамм, секунда, центнер, процент, градус.
Учащиеся проверяют и карандашом исправляют ошибки.
Физкультминутка. ( Учащиеся, сидя за партами, делают упражнения). Время 1 мин.
- Руки перед грудью, на раз плечи выпрямить, на два - опустить (3-4 раза).
- Вращение головой в одну сторону, затем в другую.
При выполнении упражнений ученики говорят слова:
Мы писали, мы считали,
И ошибки подмечали.
А теперь мы отдохнем,
И опять считать начнем.
4) Работа по группам. Задание для 1 группы на экране. Учащиеся работают самостоятельно, записывая правильное решение в тетрадь. Учащиеся 2 группы работают с учителем.
1 группа. Я - «учитель» (найти ошибку).
(Правильные ответы открываются на экране после окончания работы).
Задание для учащихся 2 группы: « Пойми меня». ( Вопрос читается только один раз). Учащиеся записывают в тетрадь одни ответы.
а) На стоянке было 10 машин. 2 из них были грузовые, 5 – легковые, а остальные- автобусы. Какую часть всех машин составляют автобусы?
б) На книжной полке 32 книги. 3/8 – это книги о животных. Сколько книг было о животных?
в) Сколько минут содержится в 2/3 часа?
г) Спортсмен пробежал 2/5 всей дистанции, что составило 6км. Какова вся дистанция?
Открываются правильные ответы, записанные на доске: 3/10; 12кн.; 40мин.; 15км.
(Неправильные ответы ученики зачеркивают карандашом).
Работа со всеми учащимися класса. Вопрос классу: одна из задач 2 группы была про спортсмена, а кто из вас занимается спортом? Что дают человеку занятия спортом?
Выслушав ответы, учитель может несколько минут посвятить беседе о здоровом образе жизни, привести примеры продолжительности жизни людей в различные периоды жизни людей:
16 век - 27,5 лет;
1900г. - 40,6 лет;
1946г. - 57,7 лет;
1998г. - 70 лет.
От чего зависит продолжительность жизни человека? Слушают ответы на вопрос.
Физкультминутка. (3мин.)
1 упр. И.П.- руки к плечам.
На раз руки вверх, подняться на носочки - вдох.
На два - исходное положение, выдох (4-5раз).
2 упр. И.П.- руки на поясе.
На раз-поворот вправо,
На два - исходное положение.
На три - поворот влево,
На четыре - исходное положение (5-6раз).
3 упр. И.П.- в пол оборота направо, руки вдоль туловища, приседания (3-4раза).
Физкультминутку проводят ученики по очереди, сами придумывают упражнения. Условие такое: ученики не должны мешать друг другу при выполнении упражнений, количество упражнений не больше трех.
5) Работа по группам. 1 группа (задачи на доске).
Задача 1. Незнайка совершил за день 10 хороших поступков. Ему удалось выполнить только 2/5 из того, что было запланировано. Сколько хороших поступков совершил Незнайка?
Задача 2. Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Для выполнения 3/5 этой работы Золушке потребовалось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу?
Задача 3. Девочке 7 лет, что составляет 10% от средней продолжительности человека. Какова средняя продолжительность жизни человека?
Учащиеся записывают условие данных задач и ответ в таблицу. Вычисления производят
На обратной стороне карточки с таблицей.
|
Все число (именованное). |
Дробь от числа. |
Значение дроби от числа |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
После выполнения работы, карточки с таблицей сдаются учителю на проверку, за работу может быть поставлена оценка в журнал. Работу могут проверить заранее подготовленные консультанты.
Для учащихся 2 группы задание на экране. Учащиеся самостоятельно знакомятся с условием задачи, записывают краткое условие задачи на листочках и решают ее.
Задача:
Высота прямоугольного основания Исаакиевского собора составляет 2/5 общей высоты. Высота колоннады составляет 28% общей высоты, а высота купола с башней равна 32,64м. Чему равна высота Исаакиевского собора?
После окончания работы с задачей, учащиеся 2 группы сдают листочки на проверку учителю. Если кто-то из учащихся выполнит свое задание раньше, учитель просит подойти ученика к «дереву», «сорвать любую ветку», т.е. рассказать правило, записанное на карточке.
Когда обе группы будут готовы работать дальше вместе, учитель, обращая внимание уже всего класса на изображение Исаакиевского собора, рассказывает им о Здании- музее, поражающем своим величием.
Золотой купол Исаакия виден практически со всех концов города. Строили его в течение 40 лет по проекту архитектора Монферрана.
Можно спросить у учащихся какова получилась у них высота Исаакиевского собора. Да, 102 м - это приблизительно 7 пятиэтажных домов, поставленных друг на друга.
5. Задачи от учащихся. После того, как учащиеся изучили тему «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби», Они придумывали свои задачи дома и приносили на очередной урок. Ученик читал свою задачу, а остальные определяли, каким действием ее нужно решать, называли, к какому типу относится задача.
Вот задачи данного урока:
1. Площадь катка 300м². До обеда ребята расчистили 2/5 всего катка. Сколько м² расчистили ребята до обеда?
2. В 6-(б) классе 3 отличника, что составляет 1/8 часть всех учащихся класса. Сколько всего учащихся в классе?
3. Мама к празднику купила 1 кг сыра. Мышка съела 1/4 часть этого сыра. Сколько граммов сыра съела мышка?
4. Наш класс ездил на экскурсию в Каргополь. В первый час мы проехали на автобусе 2/5 всего пути, что составило 64 км. Каково расстояние от г. Пудожа г. Каргополя?
6.Подведение итога урока, оценки.
Учитель: сегодня на уроке мы повторяли учебный материал, который разместили на нашем «дереве» на соседних ветках. Какая ветка появилась на дереве раньше? Почему? Могут ли ветки не переплетаться? Почему? Какие действия с обыкновенными дробями нужно знать, чтобы решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби? (повторяют правила)
- Кто из вас стал лучше разбираться в задачах на нахождение дроби от числа и числа по его дроби? Учащиеся поднимают карточку
- Кому нужен еще урок для тренировки решения задач? Учащиеся могут поднять карточку и
( Если будут готовы оценки у консультантов, их можно назвать, учитель может поставить оценки за устную работу на уроке).
7. Домашнее задание.
Всем учащимся предлагается задание на выбор из 3 вариантов.
1 вариант: « Повторяю, что плохо знаю» - карточки с примерами на выполнение действий с обыкновенными дробями ( умножение и деление).
2 вариант: « Для сообразительных» карточки с задачей:
3 вариант. « Смелее твори» Составить две задачи с рисунками: на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
После того, как учащиеся выбрали карточку для домашней работы, можно задать вопрос классу: « С каким настроением вы уходите с нашего урока?» ученики молча поднимают карточку, по цвету которой учитель определяет общее настроение класса.