Цели:
- Закрепить знания учащихся по таблице умножения и деления;
- Развивать навыки устного счёта;
- Умение составлять задачи по выражению;
- Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- Картинки с изображением лесных жителей: белочки, мышонка, ежика;
- Картинка с изображением художника и его дворца;
- Карточки с напечатанными примерами;
- Карточки с нарисованными маленькими зверятами для самостоятельной работы;
- Цветные карандаши;
- Учебник “Математика 3 класс. 1 часть”, автор М.И.Моро;
- CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”;
- Интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире, -
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
С. Маршак.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодя на уроке математике мы совершим путешествие в сказочную страну Волшебных красок.
Нам нужно помочь маленьким зверятам, которых нарисовал Петя. Он не раскрасил их. И над ними все другие звери смеются. Поможем им?
На пути в сказочную страну нам повстречается много лесных жителей. Вместе с ними, мы вспомним, чему научились, изучая табличное умножение и деление.
Отправляемся в путь?
3. Устный счёт.
Математический диктант.
Выполнив задание, мы отгадаем, кто первым встретится нам на пути.
Для этого записываем ответы в тетрадях.
Во сколько раз 8 меньше 32?
На сколько 35 больше 5?
Увеличьте 9 в 9 раз.
Уменьшите 18 на 9.
Найдите прозведение чисел 9 и 6.
Найдите частное чисел 16 и 8.
Уменьшите 49 в 7 раз.
Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания.
4 30 81 9 54 2 7 Е Ч А О К Б Л
Какое слово получилось? Кто встретился нам?
(Белочка)
Что вы знаете про этого зверька?
(Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах. К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью).
Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о белочке.
Показ на интерактивной доске материала о белке с CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”
Белочка приготовила вам задания.
Первое задание: “Игра-соревнование”. Каждый ряд – команда.
На доске записаны примеры. Каждый из вас по очереди должен выйти к доске и решить один пример, быстро и правильно.
Примеры:
1-го ряда 2-го ряда 3-го ряда 4 х 4 = 18 : 2 =
72 : 8 =
3 х 5 =
8 х 7=
45 : 5 =
3 х 7 =
81 : 9 =
7 х 7 = 54 : 9 =
27 : 3 =
7 х 4 =
32 : 4 =
6 х 6 =
5 х 7 =
63 : 9 =
8 х 5 = 21 : 7 =
45 : 9 =
9 х 8 =
7 х 3 =
6 х 4 =
18 : 9 =
3 х 8 =
Мы узнали, какой ряд быстрее справился с заданием. А теперь проверим правильность решения.
Проверка проходит с помощью сигнальных карточек.
Второе задание белочки:
Составьте задачу о белочке по выражению 9 х 2 – 10, используя слова: орехи, грибы, шишки.
(У белки в дупле 9 орехов, грибов в 2 раза больше, чем орехов, а шишек на 10 меньше, чем грибов. Сколько шишек в дупле у белки?).
Найдите значение выражения и сформулируйте ответ. (8 шишек в дупле у белки).
Молодцы!
Отправляемся дальше в путь!
Физминутка.
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!
(приседания).
Навстречу нам мышонок.
А что об этом зверьке вы знаете? Расcкажите.
(мышка серая, питается зерном, живет в норке. Её может съесть кот, сова.)
Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о мышах.
Показ на интерактивной доске материала о мышах с CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”
4. Закрепление изученного материала.
А вот какие задания приготовил мышонок.
Первое задание мышонка:
Игра “Сосчитай-ка”: соедините выражение с его значением.
Используются карточки:
8 х 7 + 5 100 90 – 35 : 7 61 37 + 7 х 9 52 9 х 9 - 8 85
Второе задание мышонка:
Вставьте такие числа, чтобы неравенства были верными:
1 вариант 2 вариант ... х 6 > ... x 9 ... : 5 < ... : 4
3 x ... > 63 : ...
81 : ... < ... x 4
36 : ... > 40 : ... 7 x ... > 8 x ...
... : 8 < ... x 2
... x 5 < 49 : ...
Рассмотреть различные варианты ответов.
Физминутка.
Ёжик топал по тропинке
Игрибочек нёс на спинке.
Ёжик топал неспеша,
Тихо листьями шурша.
(ходьба на месте).
На встречу нам ёжик.
Что вы знаете о ёжике?(Ёж всю зиму спит,.запас корма ему не нужен. Он делает в укромном месте небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. Летом и осенью усиленно питается и жиреет)
Молодцы! Теперь посмотрите видио-фрагмент о еже.
Показ на интерактивной доске материала о еже с CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”
5. Решение задач.
Выполни задания, которые предлагает нам ежик.
Первое задание от ёжика:
Веселые задачи (устно):
Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз.
Каков у мышки стал запас?
(2 х 9 = 18 з.).Три бельченка маму-белку
Ждали около дупла
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла,
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
(9 : 3 = 3 ш.).Летом в солнечный денёк
Птички прыгали: прык-скок!
На двух веточках сидели
По четыре коростели
А на следующих двух
По три филина сидели
И кричали: “Ух, да ух!”
Вы, ребята, не зевайте
Сколько птиц всего, считайте.
(4 х 2 + 3 х 2 = 14 п.).
В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если шесть всего цветков.
(5 х 6 = 30 л.).
После каждой задачи записать ответ ребенка.
Второе задание от ёжика:
Решение задач под руководством учителя.( стр.62, задача №3, учебник “Математика 3 класс. 1 часть”, автор М. И. Моро.)
Прочитайте условие задачи.
Что сказано в условии задачи?(в корзине 5 кг свеклы, и в 6 одинаковых ящиках – 60 кг).
Что надо узнать в задаче? ( во сколько раз больше свеклы в 1 ящике, чем в 1 корзине).
Подумайте, как записать задачу кратко? (рисунок, краткая запись, схема).
Изобразите задачу схематически.
Рисунок 1.
Что надо сравнивать? (вес свеклы в корзине и ящике).
Сколько кг свеклы в корзине? (5 кг).
А в ящике? (неизвестно).
Что нам надо сделать, чтобы узнать сколько кг в 1 ящике? (60 : 6 = 10 (кг)).
А теперь можем узнать, во сколько раз больше было свёклы в одно ящике, чем в корзине? (да, можем).
Как? (делением).
(хором прозносится правило).
Самостоятельно запишите решение в тетради, а два ученика работают за доской.
Проверка.
6. Самостоятельная работа.
Вот мы с вами и добрались до сказочной страны Волшебных красок.
(на доске картинка с изображением художника и его дворца)
Нас встречает Художник. Художник взмахнул своей кисточкой и все ваши карандаши стали волшебными.
Поможем раскрасить художнику маленьких зверят.
(у каждого ученика на столе нераскрашенный зверёк, на нём записаны примеры на умножение и деление).
Дети расскашивают.
(готовые работы помещают на доску).
7. Итог урока.
Вы очень хорошо работали.
Молодцы!