Урок-путешествие по математике в 3-м классе по теме "Табличное умножение и деление" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знания учащихся по таблице умножения и деления;
  • Развивать навыки устного счёта;
  • Умение составлять задачи по выражению;
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • Картинки с изображением лесных жителей: белочки, мышонка, ежика;
  • Картинка с изображением художника и его дворца;
  • Карточки с напечатанными примерами;
  • Карточки с нарисованными маленькими зверятами для самостоятельной работы;
  • Цветные карандаши;
  • Учебник “Математика 3 класс. 1 часть”, автор М.И.Моро;
  • CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”;
  • Интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире, -
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
С. Маршак.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодя на уроке математике мы совершим путешествие в сказочную страну Волшебных красок.

Нам нужно помочь маленьким зверятам, которых нарисовал Петя. Он не раскрасил их. И над ними все другие звери смеются. Поможем им?

На пути в сказочную страну нам повстречается много лесных жителей. Вместе с ними, мы вспомним, чему научились, изучая табличное умножение и деление.

Отправляемся в путь?

3. Устный счёт.

Математический диктант.

Выполнив задание, мы отгадаем, кто первым встретится нам на пути.

Для этого записываем ответы в тетрадях.

Во сколько раз 8 меньше 32?

На сколько 35 больше 5?

Увеличьте 9 в 9 раз.

Уменьшите 18 на 9.

Найдите прозведение чисел 9 и 6.

Найдите частное чисел 16 и 8.

Уменьшите 49 в 7 раз.

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания.

4 30 81 9 54 2 7
Е Ч А О К Б Л

Какое слово получилось? Кто встретился нам?

(Белочка)

Что вы знаете про этого зверька?

(Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах. К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью).

Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о белочке.

Показ на интерактивной доске материала о белке с CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”

Белочка приготовила вам задания.

Первое задание: “Игра-соревнование”. Каждый ряд – команда.

На доске записаны примеры. Каждый из вас по очереди должен выйти к доске и решить один пример, быстро и правильно.

Примеры:

1-го ряда 2-го ряда 3-го ряда
4 х 4 =

18 : 2 =

72 : 8 =

3 х 5 =

8 х 7=

45 : 5 =

3 х 7 =

81 : 9 =

7 х 7 =

54 : 9 =

27 : 3 =

7 х 4 =

32 : 4 =

6 х 6 =

5 х 7 =

63 : 9 =

8 х 5 =

21 : 7 =

45 : 9 =

9 х 8 =

7 х 3 =

6 х 4 =

18 : 9 =

3 х 8 =

 Мы узнали, какой ряд быстрее справился с заданием. А теперь проверим правильность решения.

Проверка проходит с помощью сигнальных карточек.

Второе задание белочки:

Составьте задачу о белочке по выражению 9 х 2 – 10, используя слова: орехи, грибы, шишки.

(У белки в дупле 9 орехов, грибов в 2 раза больше, чем орехов, а шишек на 10 меньше, чем грибов. Сколько шишек в дупле у белки?).

Найдите значение выражения и сформулируйте ответ. (8 шишек в дупле у белки).

Молодцы!

Отправляемся дальше в путь!

Физминутка.

Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!
(приседания).

Навстречу нам мышонок.

А что об этом зверьке вы знаете? Расcкажите.

(мышка серая, питается зерном, живет в норке. Её может съесть кот, сова.)

Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о мышах.

Показ на интерактивной доске материала о мышах с CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”

4. Закрепление изученного материала.

А вот какие задания приготовил мышонок.

Первое задание мышонка:

Игра “Сосчитай-ка”: соедините выражение с его значением.

Используются карточки:

8 х 7 + 5   100
90 – 35 : 7   61
37 + 7 х 9   52
9 х 9 - 8   85

Второе задание мышонка:

Вставьте такие числа, чтобы неравенства были верными:

1 вариант 2 вариант
... х 6 > ... x 9

... : 5 < ... : 4

3 x ... > 63 : ...

81 : ... < ... x 4

36 : ... > 40 : ...

7 x ... > 8 x ...

... : 8 < ... x 2

... x 5 < 49 : ...

Рассмотреть различные варианты ответов.

Физминутка.

Ёжик топал по тропинке
Игрибочек нёс на спинке.
Ёжик топал неспеша,
Тихо листьями шурша.
(ходьба на месте).

На встречу нам ёжик.

Что вы знаете о ёжике?(Ёж всю зиму спит,.запас корма ему не нужен. Он делает в укромном месте небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. Летом и осенью усиленно питается и жиреет)

Молодцы! Теперь посмотрите видио-фрагмент о еже.

Показ на интерактивной доске материала о еже с CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.”

5. Решение задач.

Выполни задания, которые предлагает нам ежик.

Первое задание от ёжика:

Веселые задачи (устно):

Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз.
Каков у мышки стал запас?
(2 х 9 = 18 з.).

Три бельченка маму-белку
Ждали около дупла
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла,
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
(9 : 3 = 3 ш.).

Летом в солнечный денёк
Птички прыгали: прык-скок!
На двух веточках сидели
По четыре коростели
А на следующих двух
По три филина сидели
И кричали: “Ух, да ух!”
Вы, ребята, не зевайте
Сколько птиц всего, считайте.
(4 х 2 + 3 х 2 = 14 п.).

В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если шесть всего цветков.
(5 х 6 = 30 л.).

После каждой задачи записать ответ ребенка.

Второе задание от ёжика:

Решение задач под руководством учителя.( стр.62, задача №3, учебник “Математика 3 класс. 1 часть”, автор М. И. Моро.)

Прочитайте условие задачи.

Что сказано в условии задачи?(в корзине 5 кг свеклы, и в 6 одинаковых ящиках – 60 кг).

Что надо узнать в задаче? ( во сколько раз больше свеклы в 1 ящике, чем в 1 корзине).

Подумайте, как записать задачу кратко? (рисунок, краткая запись, схема).

Изобразите задачу схематически.

Рисунок 1.

Что надо сравнивать? (вес свеклы в корзине и ящике).

Сколько кг свеклы в корзине? (5 кг).

А в ящике? (неизвестно).

Что нам надо сделать, чтобы узнать сколько кг в 1 ящике? (60 : 6 = 10 (кг)).

А теперь можем узнать, во сколько раз больше было свёклы в одно ящике, чем в корзине? (да, можем).

Как? (делением).

(хором прозносится правило).

Самостоятельно запишите решение в тетради, а два ученика работают за доской.

Проверка.

6. Самостоятельная работа.

Вот мы с вами и добрались до сказочной страны Волшебных красок.

(на доске картинка с изображением художника и его дворца)

Нас встречает Художник. Художник взмахнул своей кисточкой и все ваши карандаши стали волшебными.

Поможем раскрасить художнику маленьких зверят.

(у каждого ученика на столе нераскрашенный зверёк, на нём записаны примеры на умножение и деление).

Дети расскашивают.

(готовые работы помещают на доску).

7. Итог урока.

Вы очень хорошо работали.

Молодцы!