Вид урока: игра- путешествие, беседа, творческие работы.
Цели и задачи:
- закреплять знания учащихся о жанрах изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический и их видами;
- закреплять знания о цветоведении;
- упражнять в практическом применении полученных ранее знаний и навыков;
- развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, фантазию, усидчивость, память.
- развивать познавательные потребности, интересы, способности,
- создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний учащихся, содействовать коллективному творчеству и сопереживанию общей работе,
- воспитывать усидчивость, любовь к изобразительному искусству, интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, к самовыражению средствами изобразительного искусства, самостоятельность.
Оборудование урока:
- для учителя - методические таблицы, репродукции картин, раздаточный материал: кроссворд, таблицы, заранее нарисованные детьми и вырезанные фрукты и овощи, раздаточный материал, карточки, пазлы с репродукциями, изображение инструментов художника, конверт с звездочками на каждого ребенка.
- для учеников - листы бумаги, фломастеры, клей, салфетки, ножницы.
Зрительный ряд: репродукции картин по теме: пейзажи Левитана, Саврасова. Портреты: детский, женский, мужской, автопортрет, групповой. Натюрморт Хруцкий "Плоды и цветы", Панно с изображением космического неба, изображение планет с названиями жанров живописи. Портрет Арчимбольдо, репродукции его картин.
Литературный ряд: стихи, загадки.
Музыкальный ряд: Вивальди " Времена года", музыка "Зодиака", песня из мультфильма" Коробка с карандашами".
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка, дети входят в изостудию, встают перед доской.
2. Вводная беседа.
-Ребята, я очень рада нашей встрече. Скажите, почему человек очень любит путешествовать?
-А куда можно отправиться в путешествие? А на каком транспорте лучше путешествовать?
3. Работа над заданиями.
-Сегодня я приглашаю вас в необычное космическое путешествие, где мы откроем новые планеты, зажжем новые звезды и узнаем много интересного.
-Для отправления нам необходим настоящий космический корабль. И я предлагаю построить его из предметов, которые необходимы для работы художнику.
Загадки:
-Как называется дощечка для смешивания красок? (палитра).
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Те сестрицы, коль захочешь,
Нарисуют день и ночь. (Акварель).
-Ребята, а почему эти краски называются акварельными? От какого слова они произошли? (Акварель " аква" греч. – "Вода" разведенные в воде краски, легко смываемые ею, а также живопись такими красками).
-А какими еще красками вы работаете, чем они отличаются от акварельных?
Если ты его заточишь-
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж…
Кто же это? (карандаш).
А коль ему работу дашь,
То зря трудился карандаш. (Ластик).
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисть).
Дети отгадывают загадки, выбирают названные предметы, собирают на панно космический корабль.
-Молодцы! Корабль готов, прошу занять свои места.
Мальчики провожают девочек за столы.
1.Разминка.
-Как настоящие космонавты, мы должны пройти подготовку.
Учащимся предлагаются таблицы на развитие мышления, внимания, памяти, воображения, слуха. Задание1: помогите королю найти свою тень (дети называют номер тени, ответ обосновывается).
Задание 2: определите, что неправильно изобразил художник на картинке.
Задание 3: помогите королю найти свою тень.
Задание 4: найдите недостаток в портрете.
Задание 5: хлопните в ладоши, услышав слово, которое относится к изобразительному искусству.
-Подготовку вы прошли на "отлично", отправляемся в путь.
(Звучит музыкальная композиция "Зодиак".)
2. Планета "Семицветик".
Цель: закрепление знаний о цветоведении.
-Первая планета на нашем пути" Семицветик"
- Что перед вами? (цветовой круг) назовите три основных цвета. Как называются цвета при смешивании основных цветов? Перед вами цветик - Семицветик. На нем не хватает лепестков. Необходимо заполнить его лепестки, а какой цвет вы отгадаете, если решите космические примеры:
(Таблица с примерами смешивания цвета).
-Назовите теплые и холодные цвета.
3. Планета "Пейзаж".
Цель: закрепление знаний о пейзаже и видах пейзажа.
-Молодцы! Вы замечательно справились с этим заданием. Мы отправляемся дальше.
-Скажите, как называется жанр живописи с изображением природы? (пейзаж).
-Какие виды пейзажа вы знаете? Назовите известных художников- пейзажистов.
-Отгадайте, о каких художниках говорится в этом стихотворении:
Четверо художников - столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле – белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки как рога…Второго синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
Как зовут художника?
На картине третьего красок ни счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река.
Белые пушистые в небе облака.А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы- ягоды зреют по лесам.
Кто эти художники, догадайтесь сами.
Задание: собрать пазлы четырех художников, отгадать время года и назвать художника. (детям раздаются репродукции картин в виде пазлов художников Левитана, Сурикова )
Под музыкальный фрагмент Вивальди " времена года " дети выполняют задание.
Физкультминутка.
Цель: снятие психического и физического перенапряжения в форме динамических упражнений на расслабление различных групп мышц.
Звучит музыкальный фрагмент.
-Я предлагаю вам побывать в открытом космосе. Закройте глаза, представьте, что вы в открытом космосе, вы парите, летите. Перед вами много- много звезд. Все они очень красивые, яркие. Попробуйте дотянуться до самой красивой, самой яркой звезды. Дотянулись? Возьмите ее очень аккуратно, нежно. Загадайте ваше желание. Загадали? Я уверена, что оно у вас обязательно сбудется.
4. Планета" Фантастических животных".
Цель: закрепление об анималистическом жанре.
- Скажите, как называется жанр, где изображены животные. А художники, работающие в этом жанре?
- Вы увлекаетесь детективами? Оказывается, что детективы при помощи фоторобота составляют портрет человека. По этому принципу мы составим портреты фантастических животных, которые могут жить на этой планете, скажите из каких частей состоит любое животное (ноги, туловище, голова, уши, хвост, шея).
-Я раздам вам карточки, на которых написано название животного и часть тела. Вы работаете совместно. Изображать животное начинайте с больших частей, животное не должно быть маленьким и большим. Придумайте название животного.
5. Планета "Натюрморта"
Цель: закрепление знаний о натюрморте. Учить использовать искусствоведческие и эмоциональные термины.
-Следующее название планеты вы должны отгадать, прослушав аудиозапись.
(Звучит песня из мультфильма "Коробка с карандашами".)
-Предлагаю вам игру "Подбери слово"
-Часто бывает, что картина понравилась, а рассказать о ней очень трудно, трудно подобрать слова. Перед вами слова, выберите то, которое подходит к картине:
Рассматривается картина И. Хруцкого "Плоды и цветы"
- Просторная-тесная,
- Звучная - звонкая - тихая,
- Тревожная-беспокойная-спокойная,
- Радостная-унылая,
- Легкая-тяжелая,
- Теплая - холодная.
-Молодцы! Вы очень внимательно смотрели на картину, многое рассказали о ней, путь у нас неблизкий, нам необходимо подкрепиться. Возьмем с этой планеты немного овощей и фруктов. (Работы заранее нарисованные учениками)
6. Планета "Портрета"
Цель: закрепление знаний о портрете и его видах.
-Как называется жанр живописи.
с изображением человека? Какие виды портрета вы знаете.
Задание: расположите виды портрета около соответственной надписи (работа с карточками).
- Я предлагаю создать необычный портрет - юмористический. Он называется "Арчимбольески", названые в честь художника Джузеппе Арчимбольдо (портрет художника, который их придумал и изображал. (показ работ Арчимбольдо).
А в создании таких портретов нам помогут фрукты и овощи, которые мы захватили с планеты "Натюрморта".
Работа над заданием. Дети делятся на группы.
7. Итог урока.
-И вот мы на планете "Успеха".
- Дорогие, ребята, давайте подведем итоги нашего путешествия. На пути от одной планеты к другой вы показали, хорошие знания в изобразительном искусстве, а самое главное, вы показали, что вы дружный коллектив. Давайте покажем, какое настроение у вас, понравилось ли наше путешествие. Пусть каждый из вас на планете "Успеха" оставит ту звезду, которую выберет в конверте (на каждого ребенка раздается конверт со звездочками определенного цвета).
-Красная звездочка - отличное настроение.
-Зеленая звездочка - хорошее настроение.
-Желтая звездочка – не очень хорошее настроение.
Каждый ученик наклеивает звездочку на планету.
-Я вижу, что наше путешествие вам понравилось, спасибо за участие. Наш урок закончен. До новых встреч.