Цель занятия: познакомить родителей с уровнем развития детей 4-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте.
Оборудование:
- индивидуальные схемы – паровозики (место звука в слове);
- алфавит;
- Тим и Том, Буквоедка;
- Буквоград;
- буквы и слоги;
- рабочий лист.
Ход занятия
1. Звук
- Что вы говорите, когда доктор смотрит ваше горло? [ а-а-а ]
- А как воет волк? [ у-у-у ]
- Как стонут больные? [ о-о-о ]
- Что вы только что произносили? (Звуки)
- Какие звуки вы произносили? Почему? (Гласные, потому что поются)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Какие ещё звуки вы знаете? (Согласные)
- Почему они так называются? (Они не поются)
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки, если они дружат с Томом? С Тимом? (Твёрдые и мягкие)
- А если мы закрываем ушки и «звенит» в ушах? (Звонкие)
- В ушках «тихо – глухо»? (Глухие)
Игра «Место звука в слове»
У детей индивидуальные схемы – паровозики на место звука в слове.
- Его Величество Королева Грамматики хочет узнать, хорошо ли вы умеете слышать где стоит его любимый звук в словах: в начале, в середине или в конце. Справимся? Покажем себя?
- А слушать мы будем звук [ м ].
Малина, дом, комната, майка, муравей, лампа, погром, машина, стол
2. Буква
- А что нужно сделать, чтобы любой звук написать? Во что превращаются звуки на письме? (В буквы)
33 родных сестрицы –
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся.
(Алфавит)
- Давайте пропоём песенку алфавита…
Игра «Какая буква лишняя?»
- У нас сегодня ещё один гость – Его Величество Буквоедка. Он приготовил как всегда для вас каверзное задание. Сегодня он буквы не ел, как не странно, сегодня он спрятал «лишнюю» букву и хочет, чтобы вы её нашли.
Упражнение для глаз: быстро поморгать глазами в течение 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно минутку, можно включить музыку на релаксацию.
3. Слог
- Почему счастливые и весёлые гласные буквы так любят гулять по Буквограду? (Им нравится заглядывать в гости к согласным, которые не умеют петь сами и петь вместе с ними.)
- А когда согласные встают рядом с гласными, что получается? (Песенка – слог – слияние)
- Посмотрите, что у нас случилось. Тим и Том поспорили из-за слогов. Они никак не могут поделить между собой слоги. Поможем им?
- Какие слоги любит Том? А какие слоги любит Тим?
- Кто прочитает песенку Тома? Тима? (Спросить желающих)
- Найдите на ваших наборных полотнах слог, который я назову и покажите его: РЯ СО КА ЛИ БА
- Поставьте на второй строчке слоги в таком порядке, котором я вам скажу: СО БА КА
- Что у вас получилось? (Слово)
4. Слово
Игра «Угадай–ка»
- Давайте поугадываем слова…
Учитель печатает слова по Буквограду. Дети читают их и объясняют значение.
МЯ – СО КУ – РИ – ЦА ГУ – СЕ – НИ – ЦА
- Что мы только что с вами угадывали? (Слова)
- Из чего состоят слова? (Из «кусочков» - слогов)
Работа по рабочему листу
- Рассмотрите рисунки и впишите в слова пропущенные буквы, чтобы слово и рисунок соответствовали друг другу.