Урок математики по теме "Углы и их измерение"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по данной теме;
  • закрепить умения измерять углы в ходе практической работе;
  • активизировать всех учащихся через разнообразные виды и формы работ;
  • развивать мыслительные операции: учить наблюдать, анализировать, сравнивать, делать обобщения, классифицировать объекты;
  • учить самоконтролю, умению оценить своего товарища;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня тема вам
Знакома, без сомнения,
Углы и их измерение.

– Чтобы определить, что мы с вами будем сегодня делать, я предлагаю разгадать вам ребусы, под которыми записана цель нашего урока.

100 ЛИЦА

Р 1 А

И 100 РИЯ

обобщить и систематизировать

закрепить умения и навыки знания

по данной теме

2. Актуализация знаний.

– Напомните мне, что же такое угол?

– С помощью какого инструмента измеряют углы?

– На доске изображены углы, начертите подобные себе в тетрадь. Обозначьте углы, измерьте их и запишите результаты измерений. (Три человека у доски.)

– Определите вид углов.

– Какой угол называется острым, тупым, прямым, развернутым.

3. Проверка знаний.

Тест

1. Стороны угла – это:

а) отрезки; б) лучи; в) прямые.

2. На рисунке изображен угол:

а) В; б) ВАС; в) АСВ.

  1. На рисунке изображено: а) 3 угла; б) 5 углов; в) 6 углов.

4. Какое из неравенств соответствует определению тупого угла:

а) ;

б) ;

в) .

5.Начертите угол, который образуют стрелки часов, когда часы показывают 4 часа.

Получился:

а) развернутый угол;

б) прямой угол;

в) не развернутый и не прямой угол.

– Поменяйтесь с соседом по парте листочками, сделаем проверку.

4. Логические упражнения.

– Какая фигура лишня.

1.

 

2.

– Да, во втором задании лишняя фигура – треугольник, а на сегодняшнем уроке это будет основная фигура, которую мы будем исследовать.

5. Практическая работа.

(У каждого на столе различные треугольники из цветной бумаги)

-Измерьте все углы у своего треугольника, запишите результаты измерений.

-Найдите сумму всех трех градусных мер углов треугольника.

(Несколько результатов выписываются на доске.)

-Какой вы можете сделать вывод, что интересного вы заметили?

Сумма градусных мер углов треугольника равна 180 градусов.

-Это важное свойство углов треугольника, вы должны запомнить, мы к нему еще вернемся в старших классах, и оно пригодится при решении различных задач на уроках геометрии.

Наглядная демонстрация этого свойства:

(Разрезается треугольник, вершины углов прикладывают к одной точке, все три угла вместе при сложении и образуют развернутый угол.)

6. Зрительные метки.

(В классе вокруг по стенам размещены цветные треугольники, у которых известны градусные меры двух углов.)

– Найдите треугольник (назовите цвет), в котором неизвестный угол равен 55.

– Найдите треугольник (назовите цвет), в котором неизвестный угол равен 30.

– Найдите треугольник (назовите цвет), в котором неизвестный угол равен 20.

– Найдите треугольник (назовите цвет), в котором неизвестный угол равен 65.

– Найдите треугольник (назовите цвет), в котором неизвестный угол равен 60.

7. Осмысление свойства градусных мер углов треугольника.

-А теперь ответьте мне на вопрос: “Сколько у треугольника может быть прямых углов?” Почему?

-Такие треугольники, у которых есть прямой угол, называются прямоугольными.

-А сколько может быть у треугольника тупых углов? Почему?

-Ребята, как вы думаете, какое имеют название такие треугольники, у которых есть тупой угол?

-А как называются треугольники, у которых все углы острые?

-Найдите среди зрительных меток все виды перечисленных треугольников.

-Посмотрите, что получается, каждому виду угла соответствует определенный вид треугольника: острому углу – остроугольный треугольник, прямому – прямоугольный треугольник, тупому – тупоугольный треугольник.

– Какой вид угла мы пропустили? (развернутый угол)

-Как вы считаете, есть ли развернутоугольный треугольник? Почему?

8. Кроссворд.

-Давайте вспомним основные понятии сегодняшней темы, разгадаем кроссворд.

1.Угол, равный девяносто градусов. (Прямой.)

2.Инструмент для измерения углов. (Транспортир.)

3.Сторона угла. (Луч.)

4.Угол, больше прямого. (Тупой.)

5.Единица измерения угла. (Градус.)

6.Инструмент для измерения окружности. (Циркуль.)

-Сегодня я не случайно вспомнила этот инструмент. Циркуль используют не только для построения окружностей, в старших классах на уроках геометрии мы будем строить с помощью циркуля равные углы, треугольники с заданными углами.

7.Угол, образованный двумя дополнительными друг к другу лучами. (развернутый)

– Что получилось в выделенном столбце. (Молодцы.)

– Вы, действительно, сегодня молодцы хорошо поработали.

– Давайте подведем итоги урока.

9. Итог урока.

Чем мы сегодня занимались на уроке?

– Какая фигура была центральной на уроке?

– Что мы измеряли у треугольника?

К какому выводу пришли?

– В зависимости от видов углов, какие виды треугольников мы теперь знаем?

10. Домашнее задание.

Вырезать из цветной бумаги произвольные выпуклые четырех угольники.

Для каждого четырехугольника:

  1. измерить все углы;
  2. найти сумму градусных мер углов четырехугольника.

Обобщить полученные результаты и сделать вывод о том, чему равна сумма градусных мер углов четырехугольника.