Модульно-блочная технология изучения имени существительного во 2-м классе

Разделы: Общепедагогические технологии


Вводная часть. Первый модуль.

Материал для объяснения

В нашей речи встречаются слова, которые обозначают предмет: книга, тетрадь, дерево, мальчик.

Эти слова отвечают на вопросы кто? что? являются именем существительным.

Итак, имя существительное - отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Имена существительные, которые называют людей и животные, отвечают на вопрос кто? являются одушевлёнными: собака, кит, девочка, мама.

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? являются неодушевлёнными : машина, дом, класс, мяч.

Существуют собственные имена существительные и пишутся с большой буквы: это имена, фамилии, отчества, клички животных, название сёл, городов, рек, озёр: Москва, Ваня, Смирнов, Барсик.

Имена существителъные бывают мужского, женского, среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода: дом, мир, огонь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женский род: тетрадь, весна, книга.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - средний род: окно, зеркало.

На конце существительных мужского рода после шипящих не пишется : товарищ, мяч, багаж.

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим: В мае цветёт что? черёмуха.

Динамическая часть. Второй модуль.

Этот модуль предназначен для развития решать шаблонные задачи минимального уровня.

1. Обучающая игра "Выучи правило". Работа в группах. Закрепление теоретического материала. Обучающая игра.

Группа по 4 человека.

Консультант 1

Ассистент 1

Сначала материал проговаривает консультант, затем ассистент. Теперь консультант опрашивает 3 ученика, а ассистент 4.

2. Работа индивидуально - групповая по трём уровням. Материал прилагается.

Третий модуль

1. Комментированное письмо.

а) записать под диктовку предложения и прокомментировать написание слов:

У каждой птицы есть своя песенка. Вот поёт синица в чёрной шапочке.

Вот засвистел зяблик, с пёстрыми крылышками.

6) выписать все имеющиеся существительные. Определить вопрос, род, число, падеж, выделить окончание.

2. Игра '"Кто Больше? ".

Групповая форма работы. Класс делится на 3 команды. За 1 минуту группам предлагается написать как можно больше слов:

1 гр. 2 гр. 3 гр.
ж. р. ср. р. м. р.

Определяются победители.

3. Выборочный диктант.

Обучающимся предлагается найти (на слух) и записать только имена существительные.

4. Словарный диктант.

Четвёртый модуль

1. Графический диктант. Определить падеж.

Ключ:

Т.п. 1, 2.

Д. п. 3.

Р. п. 4, 5, 6, 9, 12.

В. п. 7, 11, 14.

И.п. 8, 10, 13.

Было это весной. Ранним утром шли мы по дороге вдоль опушки ещё голого, прозрачного леса. По другую сторону простиралось озимое поле, и на нём, среди ржи, мы увидели лопоухие мордочки двух присевших на задние ноги зайцев. Завидев нас, зайчишки метнулись в лес.

2. Игра "Дальше, дальше!"

Класс делится на 2 команды. В течении одной минуты каждой команде (поочерёдно) предлагается определить число имени существительного.

1 к. 2 к.
тюлъ шкаф
вилки брюки
щипцы солнце
крыша тучи
бигуди луна
кисти шары

3. Практическая работа (материал прилагается).

Пятый модуль

1. Работа с перфопапками. Материал прилагается.

2. Творческий диктант.

Составить и записать предложения, употребляя в них данные слова в качестве подлеющего. Определить род и число.

Солнце, небо, земля, птицы, цветы, деревья, настроение, глушь, тишь.

Шестой модуль. Контроль

Контроль осуществляется в виде грамматических заданий и тестов, которые имели розноуровневый характер.

1. Релейный зачёт.

Проверку знания теоретического материала. Письменные ответы на контрольные вопросы по трём уровням.

Контрольные вопросы:

1 уровень.

1. Что такое им. существительное?
2. Какого рода бывают им. существительные?
3. Как изменяются им. существительные?
4. Как определить падеж?
5. Мягкий знак на конце им.существительные после шипящие ?

2 уровень.

1. Как называются слова, обозначающие предмет?
2. Какого рода им.существительные, к которым можно поставить слова : она, оно , он ?
3. Назовите 2 числа им.существительного?
4. Назовите 6 падежей и вопросы?
5. Когда “ь” не пишется?

3 уровень.

1. Приведите примеры им. существительных?
2. Приведите примеры им. сущ. м.р., ср.р., ж.р.?
3. Если им. сущ. обозначает 1 предмет, то какого оно числа, а если много предметов?
4. Просклоняйте любое им.сущ.
5. Когда “ь” пишется?

Практическая работа. Материал прилагается.

Приложение