Материал для объяснения
В нашей речи встречаются слова, которые обозначают предмет: книга, тетрадь, дерево, мальчик.
Эти слова отвечают на вопросы кто? что? являются именем существительным.
Итак, имя существительное - отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Имена существительные, которые называют людей и животные, отвечают на вопрос кто? являются одушевлёнными: собака, кит, девочка, мама.
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? являются неодушевлёнными : машина, дом, класс, мяч.
Существуют собственные имена существительные и пишутся с большой буквы: это имена, фамилии, отчества, клички животных, название сёл, городов, рек, озёр: Москва, Ваня, Смирнов, Барсик.
Имена существителъные бывают мужского, женского, среднего рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода: дом, мир, огонь.
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женский род: тетрадь, весна, книга.
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - средний род: окно, зеркало.
На конце существительных мужского рода после шипящих не пишется : товарищ, мяч, багаж.
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим: В мае цветёт что? черёмуха.
Динамическая часть. Второй модуль.Этот модуль предназначен для развития решать шаблонные задачи минимального уровня.
1. Обучающая игра "Выучи правило". Работа в группах. Закрепление теоретического материала. Обучающая игра.
Группа по 4 человека.
Консультант 1
Ассистент 1
Сначала материал проговаривает консультант, затем ассистент. Теперь консультант опрашивает 3 ученика, а ассистент 4.
2. Работа индивидуально - групповая по трём уровням. Материал прилагается.
Третий модуль
1. Комментированное письмо.
а) записать под диктовку предложения и прокомментировать написание слов:
У каждой птицы есть своя песенка. Вот поёт синица в чёрной шапочке.
Вот засвистел зяблик, с пёстрыми крылышками.
6) выписать все имеющиеся существительные. Определить вопрос, род, число, падеж, выделить окончание.
2. Игра '"Кто Больше? ".
Групповая форма работы. Класс делится на 3 команды. За 1 минуту группам предлагается написать как можно больше слов:
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. |
ж. р. | ср. р. | м. р. |
Определяются победители.
3. Выборочный диктант.
Обучающимся предлагается найти (на слух) и записать только имена существительные.
4. Словарный диктант.
Четвёртый модуль
1. Графический диктант. Определить падеж.
Ключ:
Т.п. 1, 2.
Д. п. 3.
Р. п. 4, 5, 6, 9, 12.
В. п. 7, 11, 14.
И.п. 8, 10, 13.
Было это весной. Ранним утром шли мы по дороге вдоль опушки ещё голого, прозрачного леса. По другую сторону простиралось озимое поле, и на нём, среди ржи, мы увидели лопоухие мордочки двух присевших на задние ноги зайцев. Завидев нас, зайчишки метнулись в лес.
2. Игра "Дальше, дальше!"
Класс делится на 2 команды. В течении одной минуты каждой команде (поочерёдно) предлагается определить число имени существительного.
1 к. | 2 к. |
тюлъ | шкаф |
вилки | брюки |
щипцы | солнце |
крыша | тучи |
бигуди | луна |
кисти | шары |
3. Практическая работа (материал прилагается).
Пятый модуль
1. Работа с перфопапками. Материал прилагается.
2. Творческий диктант.
Составить и записать предложения, употребляя в них данные слова в качестве подлеющего. Определить род и число.
Солнце, небо, земля, птицы, цветы, деревья, настроение, глушь, тишь.
Шестой модуль. Контроль
Контроль осуществляется в виде грамматических заданий и тестов, которые имели розноуровневый характер.
1. Релейный зачёт.
Проверку знания теоретического материала. Письменные ответы на контрольные вопросы по трём уровням.
Контрольные вопросы:
1 уровень.
1. Что такое им. существительное?
2. Какого рода бывают им. существительные?
3. Как изменяются им. существительные?
4. Как определить падеж?
5. Мягкий знак на конце им.существительные после
шипящие ?
2 уровень.
1. Как называются слова, обозначающие предмет?
2. Какого рода им.существительные, к которым можно
поставить слова : она, оно , он ?
3. Назовите 2 числа им.существительного?
4. Назовите 6 падежей и вопросы?
5. Когда “ь” не пишется?
3 уровень.
1. Приведите примеры им. существительных?
2. Приведите примеры им. сущ. м.р., ср.р., ж.р.?
3. Если им. сущ. обозначает 1 предмет, то какого оно
числа, а если много предметов?
4. Просклоняйте любое им.сущ.
5. Когда “ь” пишется?
Практическая работа. Материал прилагается.