Бытует устойчивое мнение, что развитие речи
учащихся – это обязанность учителей
словесников. Изучая географию в 6-м классе ученик
усваивает не только предметное содержание, он
усваивает язык, на котором происходит обучение.
Работу по развитию речи учащихся можно
организовать средствами школьной географии и
сделать её неотъемлемой составляющей содержания
каждого урока.
При первичном ознакомлении шестиклассников с
теоретическими знаниями по теме «Pавнины суши»
применен прием объяснительно-иллюстративного
метода – лекция.
Образовательные задачи урока:
- сформировать понятие «равнина»;
- начать формировать у учащихся представление об особенностях образования и разнообразии равнин;
- дать представление о различии равнин по высоте, об изменении равнин во времени и их образовании;
- начать формировать умения составлять описания равнин и продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся;
- продолжить формирование навыка сжатого изложения информации (особого вида пересказа);
- продолжить формировать умения работать с картой.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта полушарий и России, атласы 6 класса, распечатанный текст лекции, где выделена основная мысль (для каждого учащегося); учебные картины; видеофильм «Амазонка», «Равнина Солсбери» («Чудеса природы» ч.1, III. «Издательский Дом Ридерз Дайджест»); 5 листов ватмана, фломастеры; 5 заданий для команд путешественников.
Содержание урока:
Учитель географии.
Действительность
С обыденностью тусклой
Вступает в спор, куда ни погляди…
Среди Возвышенности Среднерусской,
На широченнейшей ее груди,
В лесу, где я опенки собирал,
Не ожидая ничего иного,
Прекрасный камень, нет, не минерал,
А вроде как бы даже и коралл
Нашел я средь спокойствия земного.
– Сегодня на уроке прослушайте лекцию «Равнины суши» и подчеркните основные положения, (продолжительность лекции 15–20 минут).
Смысловые блоки лекции:
1. Что такое равнина?
2. Рельеф равнин. Плоские, холмистые равнины.
3. Различие равнин по высоте.
4. Изменение равнин по времени. Географическое
положение равнин.
5. Значение равнин для хозяйственной
деятельности человека.
Лекция иллюстрирована учителем, включает в себя показ кинофрагментов. Учащиеся усваивают изложение лекции учителя, следя за ним по картам, учебным картинам, смотрят фрагменты видеофильма и подчеркивают основные положения в распечатанном тексте лекции.
Учитель географии: Ребята! В тексте лекции вы подчеркнули определение равнины и главную причину разнообразия рельефа. Назовите их. Пользуясь текстом лекции, составьте схему в рабочих тетрадях «Рельеф суши» с разделом «Равнины». Запись в тетради схемы «Равнины».
– В Европе, Южной и Северной Америке, Австралии равнины расстилаются на 60–75 % их площади. В России равнины занимают 70% территории. Азия – единственная часть света, где гор больше, чем равнин. Прослушаем информационное сообщение о Восточно – Европейской равнине.
Учащийся 1. В форме краткого пересказа озвучивает свое опережающее задание.
(Продолжительность рассказа не более 1 мин. Учащиеся задают докладчику не более трех вопросов.)
Учитель географии: Ребята! Назовите самую большую в мире по площади территории, лежащую ниже уровня моря, низменность и отыщите ее на карте.
– Прослушаем информационное сообщение о Прикаспийской низменности и зададим вопросы докладчику.
Учащийся 2. В форме краткого пересказа доводит до присутствующих в классе свое сообщение о Прикаспийской низменности и отвечает на вопросы одноклассников. (Заданее опережающее).
Учитель географии: Ребята! Сейчас мы все отправимся в воображаемое путешествие по равнинам мира и результатом нашего путешествия будет рассказ, составленный вами. Класс не случайно разбит на 5 команд и в каждой команде по 5 человек.
Команда 1 получает коллективное задание посетить равнину Налларбор в Австралии и рассказать об увиденном. Путеводителем служит физическая карта полушарий, физическая карта Австралии.
Задача. Составьте рассказ из 5–6 предложений на тему «Налларбор» по опорным словам, не нарушая последовательности: равнина, Налларбор, Австралия, 260000 км, национальный парк, древность, дно моря, растительность, “соляные'' кустарники, “голубые” кустарники, редко, травы, цветы, фауна, ящерицы, острые иглы. (Отдает задачу команде.)
Команда 2 получает коллективное задание посетить Амазонскую низменность и рассказать о ней. Путеводителем служит физическая карта полушарий.
Задача. Составьте рассказ из 5–6 предложений на тему «Амазонская низменность» по опорным словам, не нарушая последовательности: низменность Амазонская, Южная Америка, запад, горы, Анды, восток, Атлантический океан, понижается, запад, восток, река, Амазонка, государство, Бразилия. (Отдает задачу команде).
Команда 3 получает коллективное задание посетить Западно-Сибирскую равнину и рассказать о равнине. Путеводителем служит физическая карта России и
Задача. Составьте рассказ из 5–6 предложений на тему «Западно-Сибирская равнина», не нарушая последовательности: равнина, Западно-Сибирская, Евразия, Запад, Уральские горы, юг, Алтай, Саяны, понижается, юг, север, реки, Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Таз, Чулым, Карское море, города, Салехард, Сургут, Тобольск, Омск, Новосибирск. (Отдает задачу команде.)
Команда 4 получает коллективное задание посетить Аравийское плоскогорье и рассказать о нем. Путеводителем служит физическая карта полушарий.
Задача. Составьте рассказ из 5–6 предложений на тему «Аравийское плоскогорье», не нарушая последовательности: плоскогорье, полуостров, Аравийский, Красное море, Аденский залив, Юго-Западная Азия, высота, 1000–2000 м, пустыня. (Отдает задачу команде).
Команда 5 получает коллективное
задание посетить побережье Мертвого моря, самое
низкое место поверхности суши Земли и рассказать
о нем.
Путеводителем служит физическая карта полушарий.
Задача. Составьте рассказ из 5–6 предложений на тему «Самое низкое место поверхности суши Земли» по опорным словам, не нарушая последовательности: глубокая, точка, суша, поверхность, Мертвое море, юго-запад, Евразия, 408 м, ниже, уровень, море, река, Иордан, соленость, 260 –270%, запас, калийная соль, 43 млрд т. (Отдает задачу команде).
Каждый учащийся команды записывает свое предложение с ключевым словом фломастером на ватмане. Члены команды осуществляют взаимоконтроль. Капитаны команд 1, 2, 3, 4, 5, выбранные членами сказывают о равнинах, которые посетили.
Учитель географии: Ребята! Мы прослушали интересные рассказы о равнинах, но у каждого может возникнуть вопрос: “Под влиянием каких сил образовался разнообразный рельеф равнин?” Далее учитель объясняет, как образовались равнины в результате разрушения гор (Казахский мелкосопочник), излияния лавы (Среднесибирское плоскогорье), деятельности текучих вод (Индо-Гангская низменность), под действием ветра, в результате подъема морского дна.
Учащиеся слушают рассказ учителя и находят названные учителем равнины на физической карте полушарий.
Учитель географии: Ребята! Изменяются ли равнины в результате хозяйственной деятельности человека? Приведите примеры.
– Почему склоны, покрытые растительностью, не размываются текучими водами?
– Необходимо ли международное сотрудничество в вопросах охраны природы?
– Уже много лет карта остается необходимым предметом ориентирования людей. Я предлагаю привести примеры стран, на территории которых находятся равнины, обозначенные на физической карте полушарий. Учащиеся пользуются физической и политической картой полушарий.
Учащиеся находят объекты на карте и озвучивают результаты.
Учитель географии: Ребята! Мы с вами рассмотрели равнины суши. Путешественника, впервые попавшего на равнину, поражает характер рельефа – творение великих сил природы. Побывав на любой из них, у вас появится мечта снова вернуться туда. И весной я предлагаю посетить Приволжскую возвышенность на территории Самарской Луки.