Оформление: Книжная выставка произведений К. Кулиева, фотоэкспозиция портретов поэта в разные годы творчества, цитаты из его стихов.
Звучит песня «Приглашение в горы» Муз. М. Жеттеева, стихи К. Кулиева.
Ведущий: Сегодня в литературно-музыкальной гостиной вечер-портрет Кайсына Кулиева. Поэта, которого каждый честный человек может назвать своим другом, братом, учителем, потому что его поэзия – это огромный заряд добра, человеческой красоты и высокой нравственной культуры.
Ведущий: А сам поэт был понятен и доступен, гордый и скромный, покорявший не только силой поэтического дара, но и редкостным человеческим обаянием.
Ведущий: Родился он на Кавказе: в ауле Верхний Чегем, в Чегемском ущелье, населенном малочисленным балкарским народом, не имевшим до ноября 1917 г. письменности. Советская власть освободила балкарцев от векового гнета, дала им грамоту, приобщила к культуре.
Ведущий: «Я остался двухлетним мальчиком, когда погиб мой отец. Отца, конечно, не помню. И никогда не видел его даже на фотографиях». Кайсыну приходилось много работать, пасти овец, коров, возить дрова. Раннее сиротство было тяжелым. Кайсыну Кулиеву шел девятый год, когда его отвезли в селение Нижний Чегем в школу. Впоследствии уроки русского языка открыли ему сокровища русской литературы, приобщили его к мировой культуре. Если бы не русский язык писал Кулиев:
Так я и жил бы, тяжесть скал храня,
И тлел душой, как уголь у жаровен,
И Лермонтов не встретил бы меня,
И для меня не ликовал Бетховен.
Ведущий: Собственные стихи Кулиев начал писать с 10 лет. Первые впечатления – родные горы, река Жилги, бегущая с ледников к реке Чегем, лицо матери.
Звучит стихотворение «Во дворе».
Ведущий: В зимние месяцы Кулиев учится, а в летние работает: пасет телят, косит сено, пашет. Когда подрос – объезжал молодых лошадей, он прославился как лучший наездник и получил прозвище «Шкура коня», ни один конь не мог его сбросить.
Ведущий: А, кроме того, он был ашугом – пел, исполнял народные песни, лирику. Пели все вокруг, устную поэзию и балкарские напевы. Песня для Кулиева праздник, радость:
Народ без песни – это не народ.
Народ без песни дня не проживет.
– Так писал Кулиев, которому суждено было стать певцом многострадального, не раз униженного, но воспрявшего, возродившегося народа.
Ведущий: После школы он поступает в
Нальчикский техникум, а едва ему исполнилось 18
лет, Кулиев поехал в Москву и поступил в
Государственный институт театрального
искусства, где получил высшее театральное
образование. Одновременно посещая
вечерне-литературный институт.
Печататься Кулиев стал с семнадцати лет, перед
войной вышел первый сборник его стихов.
Звучит стихотворение «Вы, горы!».
Ведущий: С 1940 г. К. Кулиев в армии, в десантных войсках. Десантником он встретил войну, отступление. Жесточайшие бои, гибель товарищей. Война, фронтовые будни сблизили людей разных национальностей. Выражали войну каждый своими словами, на своем языке и горечь отступлений и радость побед.
Звучит стихотворение «На войне».
Ведущий: К. Кулиев сильно переживал, что фашисты ворвутся в горы, ущелья, войдут хозяева в горские селения. Его не покидало чувство беспокойства, тоски. В октябре 1941 г. его часть перебросили под Орел, где он был ранен, лежал в госпитале, Его хотели демобилизовать, он отказался и в 1942 году получил назначение на Сталинградский фронт, в газету 51-й армии, участвовал с ней в боях за Ростов и Донбасс, Украину, Крым, снова был ранен, демобилизован.
Ведущий: Где бы ни был К. Кулиев – закрывал глаза, он видел Чегем, помнил каждую скалу, каждую тропинку, каждый родник. И о чем бы он не писал, память сердца возвращала его к Чегему, к образам, которые с детства вошли в его жизнь и сознание. Это камень и снег. Горы и цветущие абрикосы. Тени облаков и тени орлов на зеленых пастбищах над аулом, вечернее солнце на белых хребтах. Чегемское ущелье и горы – животворный источник поэзии К. Кулиева, его начало и мерило для него всего прекрасного.
Звучит стихотворение «Какого ни прошел бы я ученья».
Ведущий:Все лучшее на свете Кайсын
сравнивает с горами. И какие они у него все разные
в разных стихах – эти горы. В разные часы, в
разные времена, года. Горы могучие и суровые,
грозны, тверды, мужественные, мудрые, спокойные,
гордые, непреступные, нежные и ласковые; то
гневные, то горестно-задумчивые.
Для поэзии Чегемское ущелье открыл К. Кулиев. И
своими стихами пригласил себе в гости целый свет.
Не часто внутренний мир поэта бывает так слит с
внешним миром, как Чегем и Кулиев. Какую бы вы не
взяли из его книг – в них жизнь автора и жизнь
гор. Поэта вбирает этот мир. Он как бы выражение
этой природы.
Звучит стихотворение «Сын гор».
Ведущий: Память К. Кулиева была феноменальной. В его сердце жили Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Пастернак, Твардовский. Он их очень любил, знал и читал. Кулиев считал, что именно поэзия во все времена восстает против бесчеловечности, в какой бы форме та не заявляла о себе.
Ведущий: Что делать нынешнему поэту? Он не имеет права молчать! Что бы делал Пушкин? Значит, живущим до нас было легче? Ничуть. Быть человеком никогда не легче. К. Кулиев никогда не называл себя поэтом. Просто слову «поэт» он придавал высочайшее значение. Он всегда называл себя « горским стихотворцем».
Ведущий: Поэтому, К. Кулиев очень тяжело переживает тяжелые и трудные годы, годы лишения родины, любимых гор, когда в 1944 году балкарский народ по сфабрикованному делу о сотрудничестве части балкарцев с немецко-фашистскими оккупантами был насильно выселен из родных мест в Киргизию. К. Кулиев остался верен своему народу и разделил с ним это горе.
Ведущий: Живя в Киргизии, К. Кулиев не только быстро освоил киргизский язык, но знал и многоцветное киргизское искусство, любил литературу этого народа. Поэт-изгнанник не мог печататься, не имел права издавать свои книги, так как его народ был репрессированным. Поэтому он занимался переводом киргизских авторов на русский. Всеобщий любимец Кайсын-ага был весьма уважаем в обществе корифеев киргизской литературы. В судьбе тогда молодого Чингиза Айтматова, К. Кулиев сыграл важную роль.
Ведущий: Возвращение балкарского народа совпало со временем блистательного периода творческой зрелости К. Кулиева. У него как бы открывается второе дыхание. Это время расцвета дара К. Кулиева. Пишет поэт просто, доходчиво, много со своим взглядом на мир. Пишет не только стихи, но и делится своими размышлениями о творчестве классиков литературы, о современниках Твардовском, Тихонове, Кедрине, Дудине, Гамзатове, Когультинове, Кешокове. Это были заметки, как он сам потом говорил, о художественном творчестве, т.е. о том, чем сам жил К. Кулиев, чем он дышал.
Чтец:
Друзья мои!.. Пусть в нашем доме отчем
Очаг не гаснет больше никогда!
Пусть больше никогда – ни днем, ни ночью –
Дороги не отыщет к нам беда!И, если радость к нам свой путь наметит,
Пути ее да не прервет обвал!
Мы будем для друзей добры, как дети,
А для врагов мы будем тверже скал!Пусть больших трудностей не знают люди,
Чем трудность встреч друзей издалека!..
И пусть свобода наша вечной будет,
Как наши горы, что стоят века!
Ведущий: К. Кулиев уже не молодой, учится на литературных курсах. Он доказывает, что не все еще потеряно, очень много работает, чтобы скорее вернуть утраченное, упущенное в родной словесности. Множество встреч, декады, культурные обмены, братские встречи с писателями. Балкарская литература постепенно росла, и К. Кулиев всегда поддерживал и помогал начинающим поэтам, если видел поэтические откровения, стихи яркие, самобытные, восторгался и радовался победам других поэтов, таких как Ибрагим Бабаев, Магомед Макаев, Салих Гуртуев, Ахмат Сахаев – называя их «птенцами гнезда».
Звучит песня «Все еще впереди». Муз. Я. Френкеля, стихи К. Кулиева.
Ведущий: Как красиво воспета К. Кулиевым в стихах природа. Да и как же ежедневно наблюдая красоту природы не попытаться не воспеть ее. Природа – живая ткань его поэзии.
Ведущий: Есть у К. Кулиева необыкновенное стихотворение, овевающее волшебством, навевающее раздумья, гипнотизирующее мерной последовательностью слога – «Снегопад в горах», которое ощущается каждой клеточкой. Это сказка зимнего пейзажа – снегопада в горах. «Тихое белое чудо» – так характеризует сам поэт спокойное безмятежное стихотворение. Читая его, уходишь в другое состояние, забываешь о том, что есть на земле горе, войны и страдания, зло и предательство. Оно мягко ласкает и чарует своим содержанием. Влияние этого стихотворения я бы назвал «стихотерапией». Ибо оно освобождает сердце от напряжения: состояние после него светлое и легкое, с приятной, почему-то грустинкой.
Чтец:
В горах снегопад. Побелели холмы, и дорога,
И скалы высокие, словно твоя красота.
Снег падает медленно, тихо, задумчиво, строго,
Как мысли мои о тебе в этот час и всегда.Как будто плывут над ущельями белые птицы,
Идет этот снег не спеша, без труда, без помех.
Желаю сегодня охотнику не оступиться:
Охотничьи тропы невидными делает снег.Нет ветра, мороза. Ушли облаками туманы.
Скал плечи гранитные, белая ель на скале.
Снег падает плавно, бесшумно, с утра, непрестанно,
Как мысли мои о друзьях, о судьбе, о земле.Снег падает так, как свой сказ развивает сказитель, –
Уверенно, вдумчиво, медленно, без суеты.
И кажется: все испытанья, надежды, событья,
Вдруг став журавлями, сейчас облетают хребты.Снег идет над дорогой, стоит, как завеса сплошная,
Гранитные груди у скал, все хребты в белой мгле.
Снег падает плавно, идет, никому не мешая,
Как мысли мои о тебе, о любви, о земле.Снег медленно падает, тихое белое чудо,
Чинары высокие молча на склоне стоят.
И кажется: снова я где-то далеко отсюда,
И мне только снится спокойный родной снегопад…
Ведущий: «Ты вечна на земле мать жизни – Мать!» Это признание самого Кайсына Кулиева, которого не могла обойти эта тема. Но в поэзии Кайсына она находит свое особое, глубоко трогательное освещение. Среди многих стихов, посвященных матери, любовь к которой по-человечески проникновенно описывает Кайсын, стихотворение «Памяти матери», является наиболее волнующим в этой тематике. С какой неповторимой добротой, с какой нежностью и теплотой вспоминает этот святой для него образ.
Ведущий: Кайсын просит в конце своего стихотворения всех, кому полезен был, радость принес, сердечным и добрым в жизни был, кому хоть раз он в жизни пособил, и кто не зря листал страницы его книг: «За все мое добро благодарите маму!» Но за этими словами ощущается человеческая мольба: беречь матерей, быть добрыми и ласковыми, честными и преданными им.
Звучит стихотворение «Памяти матери».
Ведущий: Испокон веков писатели, поэты, ваятели воспевали красоту человека, в ком есть божественная искра. И прежде, чем воспеть красоту тела человеческого, прибегали к образу женщины. Она запечатлена в вечном камне, нетленных полотнах художников. О ней – женщине – сказаны лучшие слова известными писателями, ей посвящены прекрасные стихотворные строки великих поэтов.
Ведущий: Естественно, что и Кайсын Кулиев в своей поэтической лирике посвятил им лучшие стихи, которые отличаются нравственной чистотой и эстетической непорочностью. Они воспеты им с какой-то бережливостью. Эти стихи прекрасны, ибо образ женщины в них – радость мира, краса и гордость гор его родных.
Чтец:
Утром под солнцем весны золотея,
Моешься не спеша.
Смуглые ноги. И плечи… и шея…
Как хороша.
Ведущий: Так просто и скромно,
краткими и скупыми красками мог передать образ,
наверное, только Кайсын.
В других поэтических строках все преображается
красивой изящностью. В природе нету зла и нет
беды. Все красочно дивно, умиротворенно и
зачаровано тем, что «Женщина купается в реке».
Как бережно и нежно, и в то же время
жизнеутверждающе звучат эти строки. Так должно
быть, – хочет сказать поэт. Эта неповторимая
красота должна быть всегда. Она не должна
иссякнуть, прекратиться. Это стихотворение –
своеобразный гимн женщине – гармонии природы.
Звучит песня «Женщина купается в реке». Муз. Д. Хаупа, слова. К. Кулиева.
Ведущий: Ваша «Женщина», которая «купается в реке», не зная «зла и смерти», «вьюги и зимы», «тюрьмы и сумы», должна познакомиться со всеми людьми всех стран. Так писал Альбер Расмусен.
Ведущий: Многообразна по чувствам, по
настроению, по мыслям, по переживаниям любовная
лирика К. Кулиева. Любовь для поэта была символом
жизни, одним из самых высоких проявлений самого
существа человека. Думал ли он, когда в 30-х годах
писал наивные строки-признания в робком
чувстве, каких высот и бездн доведется ему
постичь в любви. Конечно же, даже не подозревал,
как и каждый человек, который не волен прозреть
во всей своей полноте судьбу. Одно из первых
произведений, обращенных к теме любви, была
«Поэма любви». В произведении использованы
приемы и образы балкарской народной поэзии. За
строчками читатель угадывает возвышенное. Поэма
притягивает своей волнующей таинственностью,
вечной недосказанностью, чудом открытия.
Русский философ сказал: «Сделанные предметы
блестят, а рожденные мерцают». Думается, что вся
истинная поэзия мерцает, и каждая строчка «Поэмы
любви» струится каким-то волшебным светом. И
чем дальше мы смотрим на этот свет, тем больше он
нас к себе притягивает.
Инсценировка отрывка из «Поэмы о любви».
Ведущий: Друзья К. Кулиева вспоминают, что среди своих соплеменников им не доводилось встретить человека более широкой культуры, чем Кайсын. А какой он был собеседник! Слушая другого, он начисто забывал возраст, ранг, популярность и другие качества говорящего. Он так внимательно умел слушать, словно собеседник говорил ему высшую истину, изрекал нечто значительно важное.
Ведущий: Он так искренне радовался чужому успеху, словно это был его личный успех. Сочувствие, соучастие, стремление помочь ближнему и дальнему – это были живые, действующие черты характера Кайсына:
Был пахарем, солдатом и поэтом,
Я столько видел горя, столько бед,
Что кажется порой: на свете этом
Уже я прожил десять тысяч лет.
Ведущий: Но Кайсын никак не мог поддерживать тех, кто по недоразумению пытался принизить или унизить его фронтовых друзей или собратьев по перу. У гроба опального тогда Александра Твардовского Кайсын Кулиев не скрывал своих слез. Конечно, он помнил, как они оба в войну служили военкорами газеты «Красная звезда» И то помнил, как Твардовский в свое время не побоялся постоять за ссыльного фронтового друга и собрата. Кайсын заступился и за гонимого Бориса Пастернака, хотя и сильно рисковал. Впрочем, Пастернак, поддерживавший Кайсына в годы ссылки своими замечательными письмами, утешавший его в годы изгнания, рисковал не меньше.
Ведущий: Это были великие писатели и настоящие мужчины! Не только фронтовые друзья, не только собраться по перу. Так что уступчивый и покладистый и, как бы теперь сказали коммуникабельный Кайсын, когда надо, умел проявить яркие образцы стойкости и верности высоким принципам.
Ведущий: Самое большое назначение поэта заключается, наверное, в том, чтобы передать читателю те мысли и чувства, которые обуревают его в минуты вдохновения. Кайсыну Кулиеву это удалось, как мало кому. Трудно сказать, какое стихотворение Кайсына производит самое сильное впечатление. Но, безусловно, одно из них – «Пусть никогда не умирают дети».
Звучит стихотворение «Пусть никогда не умирают дети».
Ведущий: За заслуги перед Отечеством и вклад в Советскую литературу Кайсын Кулиев неоднократно избирался членом Правления Союза писателей СССР, РСФСР, первым секретарем Правления Союза писателей КБАССР, награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами 1 и 2 степени, медалями Отечественной войны 1 и 2 степени, Кулиев – лауреат Государственной премии РСФСР за книгу «Раненый камень» (1966), Государственной премии СССР за «Книгу земли» (1974), Ленинской премии (1990, посмертно) за книгу «Человек. Птица. Дерево», народный поэт КБР.
Ведущий: О поэзии Кайсына Кулиева можно говорить бесконечно. Она вечна. И мы безмерно благодарны поэту, что имеем возможность постоянно соприкасаться с его поэзией, воспитываться и душевно очищаться, испытывать блаженное состояние, радоваться и гордится.
Ведущий: Он ушел, но остался стих, в который Кайсын вложил весь смысл бытия. Сказал пожелание оставшимся на этой прекрасной, горячо любимой родине «Горского стихотворца – великого Поэта и Гражданина».
Стоит беломраморная фигура Кайсына, и мы будто слышим его прощальное слово:
«Милые, живите и не мерьте
То, что вам измерить не дано,
А бессмертье, это после смерти,
Если вам бессмертье суждено…»
Звучит песня «Мир и радость вам, живущие…» Муз. И. Крутого, Сл. К. Кулиева.