Урок музыки с использованием информационных технологий

Разделы: Музыка


Цель: показать, как музыка раскрывает образное содержание сказочных персонажей на примере музыкальных полотен композиторов разных стран. Закрепление понятия - форма в музыке (рондо).

Задачи:

  1. Расширение понятия “музыкальный образ”, какими средствами музыкальной выразительности достигается развитие образа; закрепление музыкальных терминов – опера, балет, сюита. Закрепление понятия формы музыки – рондо.
  2. Развитие слушательской способности, ассоциативного восприятия и мышления, которое дает понять содержание музыки.
  3. Воспитание духовно-нравственных качеств; воспитывать интерес, потребность в общении с искусством.

Тип урока: урок углубления знаний учащихся.

Музыкальный ряд:

  • Р. Щедрин “Царь-Горох” из балета “Конек- Горбунок”.
  • Э. Григ “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”.
  • Н. Римский-Корсаков “Царевна - Лебедь” из оперы “Сказка о царе Салтане”.
  • Е. Птичкин “Сказки гуляют по свету”.
  • А. Пинегин “Лукоморье”.

Художественный ряд:

М. Врубель “Царевна – Лебедь”.

“Лукоморье” - рисунок палеховской шкатулки.

Портреты композиторов.

Литературный ряд:

А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане,…” (фрагмент).

П. Ершов “Конек - Горбунок” (фрагмент)

Тип урока:

урок углубления знаний учащихся.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие.

У: Тема нашего урока вы уже увидели на доске (Слайд №1) – “Путешествие в Музыкальное Лукоморье”. А скажите что это за страна такая? Существует ли она на самом деле?

Д: Это сказка. Придумал ее А. С. Пушкин.

У: Действительно, сегодня мы совершим с вами путешествие в мир сказки, а поможет нам в этом …

Д: Музыка!

У: Наш урок сегодня будет построен не совсем обычно, он выстроится в одну из музыкальных форм, которую вы уже хорошо знаете. Но это все впереди, будьте внимательны! Александр Пинегин сочинил песню о сказочной стране под названием Лукоморье. Давайте начнем путешествие именно с нее.

Исполняется песня.

У: Нет ни одной страны мира, где бы ни было сказки. Почему?

Д: Потому что в сказках добро борется со злом, справедливость берет верх над лживостью, смелость побеждает трусость.

У: Потому что люди хотят доброты, теплоты, уюта. Сказка – это всегда наша фантазия, это вымысел. В ней можно придумать все, самые невероятные приключения, превращения, и т.д. И у любого народа всегда вера в лучшее была именно в сказках. И сказки всегда гуляют по свету, из страны в страну, рассказывая нам о своих невероятных историях.

Звучит вступление к песне Птичкина “Сказки гуляют по свету”.

У: Вступление к какому произведению вы сейчас услышали?

Д: (ответ).

На доске репродукция “Лукоморье”.

И слайд №2.

Сейчас вашему вниманию предлагаю музыкальный фрагмент, который написал композитор - Родион Щедрин. В этом фрагменте говорится об одном важном господине. Внимательно послушайте и скажите, кого же нарисовала музыка, кто этот господин?

Слушание фрагмента Р. Щедрина “Царь Горох”.

Напоминается вопрос. Звучат ответы детей.

У: Ребята, всегда ли одинаково звучит этот фрагмент. Что и как изобразил композитор сначала? (наиграть вступление).

Д: Музыка звучала громко, торжественно, похожа на звук трубы.

У: Действительно, это изображались фанфары громкие, ликующие. А кого обычно в сказках так торжественно, с фанфарами встречают.

Д: Королей, царей.

У: Совершенно верно. Это тоже царь. Итак, прозвучали фанфары и… (звучит тема царя). Как же изобразил его нам композитор. Сильным, смелым?

Д: После громкого вступления звучит тихая, легкая музыка, но неуверенная.

У: Почему, как вы думаете? Какого царя рисует композитор?

Д: (варианты детей). Смешного.

У: Это уже старенький царь, даже прихрамывает, ему помогают дойти до трона. (Зачитывается отрывок сказки, где говорится о царе). И музыка царя звучит пискляво. Так с сарказмом – злой шуткой изобразил нам царя… композитор?

Д: Р. Щедрин.

У: Какими средствами выразительности пользуется композитор для изображения этого образа?

Д: Динамикой, темпом, ритмом.

У: Данный фрагмент звучит в музыкальном спектакле, в котором только танцуют? Как называется этот жанр?

Д: Балет.

У: Да, это балет Р. Щедрина “Конек - Горбунок”. Фрагмент “Царь - Горох”.

(Слайд №3, затем слайд №2 со следующим обозначением произведения).

У: Мы продолжаем наше путешествие. Вновь зовут нас сказки.

Исполняется 2-ой куплет песни Е. Птичкина.

(Слайд №2 - продолжение)

У: Давайте послушаем и определим, в какую страну мы попали. И о ком рассказывается в этом произведении.

Слушаем “В пещере горного короля” Э. Грига.

Повторяется вопрос.

Д: Мы в Норвегии.

У: Как вы определили?

Д: Это - музыка норвежского композитора Э. Грига “В пещере горного короля”!

(Слайд №4).

У: Горный король- это добрый персонаж?

Д: Нет!

У: Что это вам подсказало?

Д: Музыка была злобной, страшной, таинственной. Здесь мы услышали жуткий танец злобных сил, которые радовались новой добычи, они совершали обряд.

У: Сразу был танец в музыке Грига?

Д: Сначала слышалось тихое передвижение обитателей пещеры, потом музыка усилилась и превратилась…

У: Как же в музыке называются такие изменения: динамики тихой на громкую, темпа спокойного на быстрый, жанра - марш меняется на танец?

Д: Развитие музыки.

У: Ребята, почему в инструментальное произведение Григ вводит звучание хора?

Д: Чтобы усилить злобные чары, показать момент заклинания.

У: С помощью развития средств выразительности композитор показал сказочных персонажей своей страны: необычных, удивительных. Он не пожалел для своих героев ни каких красок, ведь Э. Григ так любил свою северную, холодную, но такую прекрасную страну.

Эта пьеса является лишь частью большого произведения, состоящего из нескольких частей, но все они связаны одним сюжетом, героем, которого зовут Пер Гюнт. Как называется этот жанр в музыке.

Д: Сюита.

Закрепляется определение сюиты. (Слайд №5, затем возвращаемся к слайду №2).

У: А мы продолжаем с вами путешествие.

Звучит 3 куплет песни Птичкина. (Слайд №2)

У: И еще одна встреча предстоит нам.

Звучит тема “Царевна – Лебедь”. После фрагмента ребята определяют композитора, название и жанр произведения. (Слайд №6, 7)

У: Посмотрите на картину Врубеля. Что же объединяет музыку Римского-Корсакова и картину Врубеля?

Д: Сюжет – говорят об одном персонаже, темп – неторопливый.

У: Что происходит на картине?

Д: Чудо. Лебедь превращается в царевну.

У: Посмотрите, а какие краски использует художник? Послушайте, какие краски использует композитор?

Д: Светлые, нежные.

У: Композитор также использует яркие музыкальные краски, - какие? Мажор – минор?

Д: Мажор.

У: Какой персонаж перед нами?

Д: Добрый, светлый, нежный.

У: Какие средства выразительности говорят нам, что речь идет о герое добром, нежном?

Д: Характер, темп, динамика, тембр, лад.

У: Совершенно верно.

У: Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир сказки, которую нам рассказала музыка. Мы увидели смешного царя, злобных троллей, нежную, светлую Царевну Лебедь. Что помогло композиторам нарисовать эти разные сказочные образы? Что помогло сделать музыку неповторимой, разной, особенной?

Д: Средства музыкальной выразительности.

(Слайд № 2)

У: А теперь давайте посмотрим на экран. Вы видите, как расположились прозвучавшие на нашем уроке произведения. В какой же форме построен был сегодня наш урок?

Д: Рондо.

(Слайд №8).

У: Что говорит вам, что это именно рондо?

Д: Часто повторяется одно и тоже произведение – “Сказки гуляют по свету”, эпизоды – произведения Щедрина, Римского-Корсакова, Грига. Поэтому считаем, что это форма рондо.

У: Молодцы. А я хочу пожелать вам более частой встречи со сказками, которые, надеюсь, помогут вам в жизни.

Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам - урок.

И домашнее задание. Нарисуйте понравившегося сказочного персона, о котором поведала нам музыка.

Завершая наш урок, исполним песню о Лукоморье.

Ребята выходят их класса.

Презентация