Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Значит, первый класс серьезное испытание как для ребенка так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы семейного воспитания.
Знакомство с родителями будущих первоклассников лучше проводить в мае, чтобы они после определенных советов и рекомендаций, смогли принять необходимые меры для устранения существующих и выявленных недостатков в подготовленности детей к обучению в школе.
К первому родительскому собранию учитель готовится задолго до намеченного времени, ведь от того, как он пройдет, зависит все дальнейшее сотрудничество с семьей будущего первоклассника. Удобно приглашать обоих родителей – письменно, рассылать пригласительные письма.
Цель: анализ психолого-педагогического тестирования; сбор банка данных семьи; советы и рекомендации учителя и психолога.
Собрание начинается с небольшого рассказа учителя о себе. Кроме имени, фамилии, назвать педагогический стаж, образование, ведь родителям тоже интересно узнать об учителе своего ребенка, мы же просим их рассказать о себе, о семье. Подобное знакомство создаст более доверительную атмосферу. Это нужно для дела. После представления себя учителем, нужно познакомиться с родителями. Далее идет анализ психолого-педагогического тестирования, советы и рекомендации педагогов. Для более полного изучения семьи, проводится анкетирование.
Анкета № 1. Сбор общих сведений о родителях. Пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи, материально – бытовое положение, образовательный и трудовой статус родителей.
В конце собрания выдаются рекомендации по коррекционной работе с детьми во время летних каникул.
Рекомендации для подготовки руки ребенка к письму.
- Лепка из пластилина.
- Рисование и раскрашивание.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Лего-конструирование.
- Застегивание и расстегивание пуговиц.
- Работа со счетными палочками.
- Нанизывание бус.
- Завязывание и развязывание узелков, шнурков.
- Игра с мозаикой.
- Изготовление поделок из бумаги, работа с ножницами.
До начала учебного года, вторым шагом для изучения семьи являются посещения на дому с целью узнать психологический климат в семье, состав семьи, материально-бытовые условия, отношение старших к ребенку, применение поощрений и наказаний, анкета № 2.
Каждое посещение – по графику, с предварительной договоренностью с родителями, в удобное для них время. К таким посещениям учитель тщательно готовится. Надо продумать, на что особо обратить внимание, о чем спросить, что посоветовать…
При всей неповторимости каждой семьи, учителя должно заинтересовать следующее:
- психологический климат в семье, состав семьи;
- общий порядок в доме: есть ли отдельная комната
для ребенка, специальный стол для занятий;
- беседа со всеми членами семьи о воспитании, о
здоровье, индивидуальных особенностях ребенка;
- о применении поощрений и наказаний в семье.
- заполнение анкеты № 2.
Здесь надо понимать, что не всегда эти данные могут быть объективными, но и в этом случае от анкетирования может быть только польза: заполняя его, родители уже задумываются о воспитании своего ребенка.
Таким образом, у учителя появился банк данных о семье будущего первоклассника. Теперь ему за оставшееся время, надо определить цель и задачи обучения и воспитания. На первое место ставятся проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от них зависят успехи в учебе и уровень общего развития.
Для сохранения здоровья учащихся, учителю на уроках необходимо учитывать:
- возрастные и физиологические особенности
детей;
- соблюдение требований САНПИНов;
- смену занятий;
- периодов работоспособности;
- использование физминуток и пауз;
- психологическое сопровождение;
- эффективность уроков физкультуры;
- мониторинг состояния здоровья;
- рефлексия (как познать себя).
Для успешной учебы первоклассника огромное значение имеет мягкое подталкивание – стимулирование:
- заставить сильно чего – то пожелать;
- одобрять даже незначительные успехи;
- показывать достижения;
- признавать достоинства;
- поддерживать “соперничество”;
- хвалить, хвалить, хвалить;
- показывать последствия поступков.
Одной из основных задач воспитания является психолого–педагогическое просвещение родителей, которое имеет многовековую историю. “Материнская школа” Я.А. Коменского содержала основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, которые должны были помочь родителям правильно сформировать личность ребенка. Он решающую роль в переустройстве мира отводил семейному воспитанию. Появление этой книги можно считать началом педагогики, обращенной к родителям, первым шагом идеи педагогического просвещения. А сама система педагогического всеобуча была создана и успешно функционировала при жизни В.А. Сухомлинского. Здесь с родителями работали за 2 года до школы.
Ш.А. Амонашвили выступает за постоянное взаимодействие школы и семьи, которое обеспечивает комплексный подход к ребенку.
Из опроса родителей было выявлено, что большинство семей нуждается в корректировке семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, что обеспечивает и коррекцию личности родителя.
Заявленные темы, касаются возрастных особенностей детей, нравственного воспитания, народной педагогики, культуры здоровья и общения с окружающими.
Повышение педагогической культуры семьи – важная социальная задача современной школы. Для этого проводить беседы, индивидуальные консультации. Остановлюсь на некоторых из них.
Беседы:
- Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка.
- Родители – первые воспитатели.
- Народная педагогика в воспитании детей.
- Формирование нравственных качеств у младшего школьника.
Немаловажное значение имеют беседы, проводимые отдельно для мам и пап.
Беседы для мам:
- Рациональное питание детей младшего школьного возраста.
- Воспитание детей в народной педагогике.
Беседы для пап:
- Закаливание ребенка.
- Методы поощрения и наказания в народной педагогике.
Вопросы для проведения индивидуальной беседы с родителями:
- Проблемы школьной перегрузки;
- Профилактика неврозов;
Следующая задача – формирование культуры здоровья детей с 1 класса. Совместно с родителями выработана на 4 года программа “Здоровье”, с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся.
1 класс.
- Составление и соблюдение рационального режима дня.
- Состояние психологического климата в семье - основа успешной учебы первоклассника.
- День семьи – соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Веселые старты”.
- Знакомство с традициями семьи по оздоровлению.
- Неделя ЗОЖ (конкурс плакатов).
- Витаминизация (витаминные чаи весной и осенью).
- Профилактика ОРЗ, ОРВИ.
- День здоровья.
- Кросс нации.
А вот советы для родителей учащихся, которые испытывают трудности в общении с окружающими. Для развития коммуникативных, эмпатических и других способностей можно предложить такие игры:
- “Ниточка и иголочка”;
- “Скульптор и глина”;
- “Угадай у кого предмет?” и др.
В общении с такими детьми нужно время и терпение.
И наконец, правило личностно – ориентированного воспитания: понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
Такая комплексная работа с родителями позволило:
- больше времени общаться с ребенком;
- открыть новые особенности его поведения;
- оценить способности своего ребенка;
- улучшить взаимоотношения между детьми;
- понять, что ему нужна родительская поддержка и
участие.
Только в тесном контакте с родителями будущих первоклассников задолго до школы, устраняя недостатки в семейном воспитании, оказывая помощь молодым родителям в вопросах воспитания детей в семье, в их психолого–педагогическом просвещении, вооружив знаниями и умениями положительного воспитательного воздействия на детей, можно сохранить физическое и психическое здоровье учащихся.
Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться хороших результатов в первый год обучения в школе.