Работа с родителями в 1-м классе

Разделы: Работа с родителями


Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Значит, первый класс серьезное испытание как для ребенка так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы семейного воспитания.

Знакомство с родителями будущих первоклассников лучше проводить в мае, чтобы они после определенных советов и рекомендаций, смогли принять необходимые меры для устранения существующих и выявленных недостатков в подготовленности детей к обучению в школе.

К первому родительскому собранию учитель готовится задолго до намеченного времени, ведь от того, как он пройдет, зависит все дальнейшее сотрудничество с семьей будущего первоклассника. Удобно приглашать обоих родителей – письменно, рассылать пригласительные письма.

Цель: анализ психолого-педагогического тестирования; сбор банка данных семьи; советы и рекомендации учителя и психолога.

Собрание начинается с небольшого рассказа учителя о себе. Кроме имени, фамилии, назвать педагогический стаж, образование, ведь родителям тоже интересно узнать об учителе своего ребенка, мы же просим их рассказать о себе, о семье. Подобное знакомство создаст более доверительную атмосферу. Это нужно для дела. После представления себя учителем, нужно познакомиться с родителями. Далее идет анализ психолого-педагогического тестирования, советы и рекомендации педагогов. Для более полного изучения семьи, проводится анкетирование.

Анкета № 1. Сбор общих сведений о родителях. Пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи, материально – бытовое положение, образовательный и трудовой статус родителей.

В конце собрания выдаются рекомендации по коррекционной работе с детьми во время летних каникул.

Рекомендации для подготовки руки ребенка к письму.

  1. Лепка из пластилина.
  2. Рисование и раскрашивание.
  3. Изготовление поделок из природного материала.
  4. Лего-конструирование.
  5. Застегивание и расстегивание пуговиц.
  6. Работа со счетными палочками.
  7. Нанизывание бус.
  8. Завязывание и развязывание узелков, шнурков.
  9. Игра с мозаикой.
  10. Изготовление поделок из бумаги, работа с ножницами.

До начала учебного года, вторым шагом для изучения семьи являются посещения на дому с целью узнать психологический климат в семье, состав семьи, материально-бытовые условия, отношение старших к ребенку, применение поощрений и наказаний, анкета № 2.

Каждое посещение – по графику, с предварительной договоренностью с родителями, в удобное для них время. К таким посещениям учитель тщательно готовится. Надо продумать, на что особо обратить внимание, о чем спросить, что посоветовать…

При всей неповторимости каждой семьи, учителя должно заинтересовать следующее:

- психологический климат в семье, состав семьи;
- общий порядок в доме: есть ли отдельная комната для ребенка, специальный стол для занятий;
- беседа со всеми членами семьи о воспитании, о здоровье, индивидуальных особенностях ребенка;
- о применении поощрений и наказаний в семье.
- заполнение анкеты № 2.

Здесь надо понимать, что не всегда эти данные могут быть объективными, но и в этом случае от анкетирования может быть только польза: заполняя его, родители уже задумываются о воспитании своего ребенка.

Таким образом, у учителя появился банк данных о семье будущего первоклассника. Теперь ему за оставшееся время, надо определить цель и задачи обучения и воспитания. На первое место ставятся проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от них зависят успехи в учебе и уровень общего развития.

Для сохранения здоровья учащихся, учителю на уроках необходимо учитывать:

- возрастные и физиологические особенности детей;
- соблюдение требований САНПИНов;
- смену занятий;
- периодов работоспособности;
- использование физминуток и пауз;
- психологическое сопровождение;
- эффективность уроков физкультуры;
- мониторинг состояния здоровья;
- рефлексия (как познать себя).

Для успешной учебы первоклассника огромное значение имеет мягкое подталкивание – стимулирование:

- заставить сильно чего – то пожелать;
- одобрять даже незначительные успехи;
- показывать достижения;
- признавать достоинства;
- поддерживать “соперничество”;
- хвалить, хвалить, хвалить;
- показывать последствия поступков.

Одной из основных задач воспитания является психолого–педагогическое просвещение родителей, которое имеет многовековую историю. “Материнская школа” Я.А. Коменского содержала основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, которые должны были помочь родителям правильно сформировать личность ребенка. Он решающую роль в переустройстве мира отводил семейному воспитанию. Появление этой книги можно считать началом педагогики, обращенной к родителям, первым шагом идеи педагогического просвещения. А сама система педагогического всеобуча была создана и успешно функционировала при жизни В.А. Сухомлинского. Здесь с родителями работали за 2 года до школы.

Ш.А. Амонашвили выступает за постоянное взаимодействие школы и семьи, которое обеспечивает комплексный подход к ребенку.

Из опроса родителей было выявлено, что большинство семей нуждается в корректировке семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, что обеспечивает и коррекцию личности родителя.

Заявленные темы, касаются возрастных особенностей детей, нравственного воспитания, народной педагогики, культуры здоровья и общения с окружающими.

Повышение педагогической культуры семьи – важная социальная задача современной школы. Для этого проводить беседы, индивидуальные консультации. Остановлюсь на некоторых из них.

Беседы:

  1. Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка.
  2. Родители – первые воспитатели.
  3. Народная педагогика в воспитании детей.
  4. Формирование нравственных качеств у младшего школьника.

Немаловажное значение имеют беседы, проводимые отдельно для мам и пап.

Беседы для мам:

  1. Рациональное питание детей младшего школьного возраста.
  2. Воспитание детей в народной педагогике.

Беседы для пап:

  1. Закаливание ребенка.
  2. Методы поощрения и наказания в народной педагогике.

Вопросы для проведения индивидуальной беседы с родителями:

  1. Проблемы школьной перегрузки;
  2. Профилактика неврозов;

Следующая задача – формирование культуры здоровья детей с 1 класса. Совместно с родителями выработана на 4 года программа “Здоровье”, с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся.

1 класс.

  • Составление и соблюдение рационального режима дня.
  • Состояние психологического климата в семье - основа успешной учебы первоклассника.
  • День семьи – соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Веселые старты”.
  • Знакомство с традициями семьи по оздоровлению.
  • Неделя ЗОЖ (конкурс плакатов).
  • Витаминизация (витаминные чаи весной и осенью).
  • Профилактика ОРЗ, ОРВИ.
  • День здоровья.
  • Кросс нации.

А вот советы для родителей учащихся, которые испытывают трудности в общении с окружающими. Для развития коммуникативных, эмпатических и других способностей можно предложить такие игры:

- “Ниточка и иголочка”;
- “Скульптор и глина”;
- “Угадай у кого предмет?” и др.

В общении с такими детьми нужно время и терпение.

И наконец, правило личностно – ориентированного воспитания: понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.

Такая комплексная работа с родителями позволило:

- больше времени общаться с ребенком;
- открыть новые особенности его поведения;
- оценить способности своего ребенка;
- улучшить взаимоотношения между детьми;
- понять, что ему нужна родительская поддержка и участие.

Только в тесном контакте с родителями будущих первоклассников задолго до школы, устраняя недостатки в семейном воспитании, оказывая помощь молодым родителям в вопросах воспитания детей в семье, в их психолого–педагогическом просвещении, вооружив знаниями и умениями положительного воспитательного воздействия на детей, можно сохранить физическое и психическое здоровье учащихся.

Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться хороших результатов в первый год обучения в школе.