Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия.
- Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком.
- Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение.
- Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.
- Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
- Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах.
- Определите количество слогов в услышанных словах.
- Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук.
- Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.
- Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово.
- Определите количество слов в прослушанном предложении.
- В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные иноязычные.
- Прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали.
- Прослушайте и попытайтесь понять словосочетания и группы слов.
Упражнения на преодоление грамматических трудностей.
- Прослушайте предложение и назовите подлежащее (сказуемое).
- Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем членов предложения.
- Повторяйте за диктором предложение. (Предложение постепенно удлиняется.)
- Прослушайте предложение и укажите элементы, которые исключаются из него при каждом сокращении. (Предложение постепенно сокращается.)
- Прослушайте пары сходных предложений и установите, чем они отличаются.
- Напишите грамматический диктант.
- Прослушайте текст, используя визуальную опору, подчеркните выделенные диктором грамматические явления.
- Прослушайте предложения и попытайтесь догадаться по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме.
Упражнения на преодоление лексических трудностей.
- Прослушайте предложение и определите значение нового слова по контексту.
- Прослушайте предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на незнакомые слова.
- Прослушайте предложения, которые отличаются друг от друга только одним новым словом и назовите это слово.
- Прослушайте ряд предложений и обратите внимание на то, что они отличаются друг от друга только одним новым словом. Установите смыл этих предложений.
- В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях. Назовите их вслух.
- В списке русских слов отметьте очередность воспринятых на слух иноязычных эквивалентов.
- Определите на слух предложения на родном языке ( предложения записаны на карточке или доске), которые являются полным и точным (неполным, приблизительным) переводом или полностью не соответствующим переводу предложения, произносимого диктором.
- Прослушайте предложения на иностранном языке, укажите лексические ошибки, допущенные в процессе их перевода на русский язык. (Текст русских предложений предлагается на карточке или доске.)
- Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради. Затем проверьте правильность написания при более медленном чтении предложений диктором.
- Отметьте в списке интернациональные слова, которые произносятся диктором в предложениях.
- Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях имена собственные.
- Запишите прослушанные цифры (даты, номера телефона).
Упражнения на обучение восприятию речевого потока.
- После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении.
- Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме.
- В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.)
- В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух.
- Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке и в звукозаписи, укажите различия.
- Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста.
- Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором.
- Отметьте в списке названные в тексте цифры.
- Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте.
- Запишите названные в тексте числа.
- Запишите названные в тексте черты характера персонажа.
- Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.
- Прослушайте фрагмент текста, скажите какой из данных тем он соответствует.
- Прослушайте фрагмент текста и запишите ключевые слова.
- Прослушайте фрагмент текста и найдите неточности в его русском переводе.
- Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем ответы на поставленные вопросы.
- Прослушайте фрагмент текста и определите правильный вариант ответа на вопрос. (Приводится 5 вариантов)
Упражнения для обучения вычленению различной смысловой информации.
- Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.
- Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь.
- Прослушайте ряд предложений и определите предложение, которое выражает главную мысль.
- Просмотрите план текста и дайте название тексту.
- Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.
- Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему.
- Прослушайте начало текста и попытайтесь составить план продолжения текста.
- Прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте.
- Просмотрите ряд предложений, определите связующее звено и расположите предложения в логической последовательности.
- К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.
Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления.
- Прослушайте две логически связанные между собой фразы и повторите их.
- Прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации.
- Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с предметами или имитируйте эти действия.
- Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.
- Прослушайте две фразы и скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй.
- Заучите диалог, повторяя за диктором реплики.
- Повторяйте вслед за диктором новое слово, самостоятельно повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.
- Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором. Установите лексические и грамматические различия между ними.
- Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.
- Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке.
Речевые упражнения.
- Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы.
- Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.
- Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.
- Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.
- Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.
- Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
- Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями.
- Прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке.
- Расскажите о …, прослушав текст.
- Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания.
Игры.
Буква-карточка.
Buchstabe-Kartchen.
Ход игры:
Учитель называет одну за другой изучаемые буквы, а ученики показывают соответствующие карточки.
Например, учитель произносит: “А”- и делает паузу, ожидая, пока все поднимут карточку с буквой “А”. И так далее. Поскольку изученных букв будет все больше, эту игру в дальнейшем можно использовать для закрепления “трудных” букв и буквосочетаний.
Слово по буквам.
Buchstabieren.
Ход игры
Учитель предлагает ученикам взять в руки свой набор буквенных карточек. Затем учитель называет по буквам изучаемые слова, а ученики складывают у себя на столе из своих карточек названное слово. Учитель либо проходит по классу и проверяет слова, либо просит учеников назвать получившееся слово целиком.
Игра с карточками.
Spiel mit den Karten.
Подготовка:
Дети должны изготовить карточки с цифрами, которые уже знакомы им.
Ход игры
Учитель называет классу цифру, а дети должны показать карточку с этой цифрой.
Укажи предмет!
Zeige den Gegenstand!
Ход игры
Учитель просит детей показать какой-то предмет, например, школьные принадлежности.
Как можно быстрее ученики должны поднять вверх нужный предмет. Темп игры можно ускорять или замедлять, варьируя уровень сложности.
Усложнить игру можно еще и следующим образом. Предупредить учеников, что показывать предмет можно только тогда, когда учитель вставит в свою просьбу волшебное слово.
Полезно-вредно.
Gesund-Ungesund.
Ход игры
Учитель называет какое-то слово, обозначающее продукт питания, а ученики быстро хором ( вариант - по одному, поднимая руку или с помощью сигнальных карт) реагируют, причисляя этот продукт к здоровой или нездоровой, вредной пище.
Живое-неживое.
Lebewesen-Gegenstande.
Ход игры
Учитель – ведущий называет слова из разных лексических тем. Условие – названия предметов, явлений природы и т. д. должны перемежаться с названиями живых существ ( людей, зверей). Перед началом игры надо условиться, что если ученики слышат названия предметов, то они хлопают в ладоши одни раз. Если же звучит название живого существа, то хлопают дважды.
Можно проводить и другие противопоставления, например “цвет-предмет”, “имя собственное-предмет”, “Съедобное-несъедобное” и т. д.
Раскрась инопланетянина.
Учитель читает описание инопланетянина, а дети раскрашивают.