Цели и задачи:
- Формировать у учащихся музыкальную культуру разных стран мира.
- Воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус на примере композиторов – классиков разных времен и народов В. А. Моцарта, Д.Б. Кабалевского, К. Караева, Б. Окуджава.
- Учить детей совместному творческому участию в музыцировании, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помочь ему найти свое место творческой деятельности.
Оборудование:
- Портреты композиторов: В.А.Моцарта, Д. Б. Кабалевского, К. Караева, Б.Окуджава.
- Фотографии музыкальных инструментов различных стран мира.
- Магнитофон, фонограммы.
- Плакат с изображением превращения ступы в барабан.
- Лист ватмана с кроссвордом.
Ход урока
I. Вход в класс: Д.Б. Кабалевский “Труба и барабан
Задание:
1) Подобрать шаг в соответствии музыки.
2) Остановиться с окончанием музыки.
II. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята!
III. Изучение нового материала:
Какая тема четверти?
Что было общего между музыкой, под которою вы входили в класс и инструментами разных стран мира? – БАРАБАН.
Что вы знаете о барабане?
Даже на многих языках это слово звучит одинаково – в Италии – TAMBURO, в Испании – TA MBOR, в Англии – DRUM, в Германии – TROMMEL, в Китае – ТАМТАМ.
Для чего нужен был барабан? Чтобы маршировать.
Давайте, исполним попевку “Барабан ”
Исполнение попевки: Д. Б. Кабалевского “Барабан”
Какими длительностями записана эта попевка? Восьмыми.
Что подчеркивают эти длительности? Мелодию
(Давайте прохлопаем кулачками)
Четверти? Шаг (Простучим по коленям)
Половинные? Ударение (простучим одной ногой)
Задание: Соединяем все ритмы вместе, создается шумовой оркестр.
И так, что подчеркивает барабан? Ритм
Как давно используется этот инструмент? Еще в древности.
Чем этот инструмент был вначале? Как превращался в барабан?
(показ превращения из ступы в барабан)
Для чего использовали барабан? Как сигнальный инструмент, для сопровождения ритуальных танцев, празднеств, собираясь на охоту и возвращаясь с нее.
И сейчас мы послушаем такую музыку азербайджанского композитора Кара Караева из балета “Тропою грома “ о независимости Африки сцена “Танец черных ”.
СЛУШАНИЕ: “Танец черных” К. Караев
– Что хочется делать под эту музыку? Петь, маршировать, танцевать?
– Какой главный инструмент? Барабан
В Африке много ударных инструментов, один из них зовут ДАРАБУККА (большой барабан)
Что изменяется в этом танце? Динамика, темп, ритм?
Какой ритм? Не ровный (синкопа) показ синкопы.
Можно сравнить с музыкой Средней Азии? Да.
Почему? Для музыки этих народов также характерно: не ровный ритм и преобладание ударных инструментов.
Какой можно сделать вывод? – Между музыкой Азербайджана и Африки нет границ.
Постепенно с Востока БАРАБАН попадает в Европу. И все чаще используется немецкими, русскими, австрийскими и другими композиторами. Особенно БАРАБАН привлекает австрийского композитора В.А. Моцарта. Барабан был привезен из Турции и потому получил название “Турецкий ”. Инструмент был редок, да и стоил дорого, но находчивый композитор по своему решает эту проблему, он пишет пьесу подражающую этому инструменту.
СЛУШАНИЕ: “Рондо в Турецком стиле ”.
Как звучит эта музыка, какие средства музыкальной выразительности использует композитор? – Темп, ритм, динамика?
А, здесь какой характер преобладает? Песенность
Какой жанр? Рондо.
Какой сделаем вывод? Австрийский композитор использует турецкий барабан.
Можно сравнить “Танец черных” с “Рондо в турецком стиле ”.Чем схожи? Барабан, темп, динамика, лад.
Что разного? Ритм в первом – танцевальный, во втором – песенный.
В чем всё-таки главное предназначение барабана?- Подчеркивание ритма даже если это будет и песня.
СЛУШАНИЕ И РАЗУЧИВАНИЕ: “Песня о веселом барабанщике ” Б. Окуджава.
Какая музыка по характеру?
О чем эта песня?
Как нужно исполнять?
(разучивание по фразам I куплет, четко произнося слова, верная интонация)
А сейчас разгадаем кроссворд:
1. Главное назначение этого инструмента? Ритм.
2. Из чего был сделан первый барабан? Ступа.
3. Неровный ритм, часто используемый в музыке Африки и Средней Азии? Синкопа.
Назовите одного из композиторов использовавший турецкий барабан в своей музыке? Моцарт.
Африканский ударный инструмент? Дарабука
IV. ВЫВОД УРОКА.
А сейчас вспомним 1 урок в III четверти, где мы связывали музыку с языком. И язык этот понятен всем людям на земле.
Сколько нот? Семь, только семь, но на этих нотах создано великое множество музыкальных произведений. И сегодня мы послушали прекрасную музыку каких композиторов?
Это разные композиторы? Что объединяет их?
Какой делаем вывод? Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ.
Загадка-сюрприз:
Шар съедобный и нарядный,
И на палочки сидит.
Если хочешь этим шаром,
В ритме марша постучи.
Догадались или нет.
Кто подскажет мне ответ? (ЧУПА-ЧУПС)