Урок математики в 1-м классе по теме "Число 5. Цифра 5"

Разделы: Начальная школа


I. Целеполагания:

  • получение числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5;
  • построение натурального ряда чисел;
  • написание цифры 5;
  • состав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5.

Развитие речи учащихся, логики, мышления, внимания, воспитания интереса к математике, трудолюбия, взаимовыручки. (Самоопределение к деятельности).

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.

Дети:

Постараюсь всё понять
Чтобы правильно считать.

Ход урока

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- Ребята! Вы любите сказки? (Да)

Я полагаю, что всем знакомо множество сказок?

Герой, какой русской народной сказки очень любил путешествовать? (Колобок). (появляется картинка колобка)

Знают взрослые и дети
Жил да был на белом свете
В доброй сказке Колобок
Колобок – румяный бок
Он по коробу скребён
На сметане был мешён,
Да и в печке печён.

Положила бабка его на окошко, а Колобок спрыгнул, да и покатился…

Много неожиданностей он встретил на своём пути.

- Рассмотрите маршрут движения Колобка.

  • Какие геометрические фигуры спрятались в дорожке? (Кривая. Отрезок. Ломаная. Луч)
  • Назовите самую маленькую геометрическую фигуру (Точка)
  • Какая фигура не имеет ограничений с двух сторон?

Начертите такую же дорожку себе в тетрадь.

Отметьте одну точку, которая лежит на:

1 ряд – красным карандашом – отрезке

2 ряд – синим – ломаной

3 ряд – зеленым кривой

По 1 человеку с каждого ряда у доски Проверка!

III. Постановка проблемы.

Пока мы внимательно изучали маршрут движения Колобка, он укатился в дремучий лес.

Вдруг у старой ёлки
Колобок заметил Волка

В.

– “Я с утра не ел совсем.
Вот сейчас тебя я съем!”

К.

– “Нет, ты Серый, не спеши
Загадку лучше ты реши:

Загадка:

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)

<, 4, +,2, -, 3, =, 1, >

  • Что объединяет эту запись? (математические знаки)
  • На какие группы их можно разделить? (числа, знаки действий, знаки сравнения).
  • Назовите числа (4, 2, 3, 1).
  • Какими знаками их можно записать? (цифрами).

Пока Волк думал, как выполнить задание, восстановите числовой отрезок

(на доске числовой отрезок)

1. Какие числа пропущены? (1, 3, , , )


2. Счет 1 4

3. Что общего у этих чисел? (однозначные)

4. На какие две группы их можно разделить (Четные и нечетные)

5. Назовите четные числа (2, 4)

6. Докажите

7. Назовите предыдущее число числу 4 (3)

8. На сколько предыдущее число меньше последующего? (на 1)

9. Назовите последующее число 4 (5)

10. На сколько последующее число больше предыдущего? (на 1)

11. Как получить последующее число? (+1)

IV. Сообщение темы, цели урока.

Пока Волк думал, как выполнить это задание, Колобок покатился дальше.

Навстречу ему Медведь и как начал он реветь.

М. – “Колобок, я тебя съем”

К. – Что ты ждут меня мои друзья!”

М. – “Ладно, вкусный Колобок, отпущу тебя, дружок. Только ты уж не спеши, числа в тетрадь запиши

Минутка чистописания   1   2   3    4

  • Запишите числа в порядке возрастания (1, 2, 3, 4).
  • Обведите самое большое число в кружок.
  • Самое маленькое подчеркните.
  • Число, которое больше 2 на 1 подчеркните =.
  • Из выделенных чисел составьте равенства:

3 + 1 = 4

1 + 3 = 4

4 – 3 = 1

4 – 1 = 3

Задумался Медведь, а Колобок покатился дальше по числовому отрезку.

И мы разомнемся вместе с Колобком

Физ. Мин. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

подняться, потянуться

согнуться, разогнуться

в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5 - руками помахать

6 - за парту тихо сесть

7 – 8 лень отбросим

V. Открытие детьми нового знания.

Колобок оказался на 58 стр. учебника

№1 Помогите Пете достроить поезд

  • Сколько вагонов было? 4
  • Сколько стало? 5
  • Как получили 4+
  • Составьте выражение к рисунку 4 + 1

Цифра сильная четыре
Выжимать умеет гири
Поднимает целый пуд
Единица тут как тут
Четверка я с тобой дружу
Хочешь фокус покажу
Единичка ее хвать,
Превратилась в цифру Пять

№2

  • Сколько точек нужно нарисовать Пете на последней карточке? Пять
  • Какой по счету последний вагон? Пятый

№3

  • Назовите число предметов на рисунке Пять

Какие ассоциации возникают, связанные с пятёркой?

– Как записать это число?

Число 5 записывают знаком – цифрой 5.

Эта цифра не простая,
Как пружинка завитая,
С непривычки трудновата,
Да ведь это не беда!
Вам бы надо с ней ребята,
Подружиться навсегда
5 – пятерка в дневнике
5 – пять пальцев на руке
5 – у звездочки концов
5 – пять в скворечнике скворцов.

Объяснение.

Дайте характеристику числу 5 (натуральное, нечётное, на 1 больше 4, на 1 меньше 6).

Письмо цифры 5. (плакат)

Показ - на на доске.

Пока мы писали цифру, Колобок укатился дальше. Навстречу ему Зайка.

3.

– “Колобок, не спеши
Задачки лучше ты реши”.

Карточки (веера)

– Сколько ушей у двух мышей? (4)

– Сколько хвостов у трёх котов? (3)

– Шла Катя в школу, а навстречу ей две девочки. Сколько детей шло в школу? (1)

– Четыре яблока у Саши,

Груша у Серёжи.

Сколько фруктов мы получим,

Если вместе сложим? (5)

– В слове ау – 2 буквы, а в слове Колобок? (7)

Задумался Зайка.

Колобок укатился на следующую страницу.

А там рыжая Лисица.

Если вы справитесь с заданиями, Лисице не удастся обмануть Колобка.

Уч. Стр. 59 №5

– Какие равенства можно записать к рисункам?

V. Первичное закрепление.

На какие группы можно разделить вагоны? (по цвету, размеру).

Составьте равенства (проговаривание во внешней речи)

№6 (Вагоны)

П. (по размеру)

(1б. + 4м.)

В. (по цвету)

(2з. + 3ж.)

1 + 4 = 5

4 + 1 = 5

5 – 1 = 4

5 – 4 = 1

2 + 3 = 5

3 + 2 = 5

5 – 2 = 3

5 – 3 = 2

– Взаимопроверка! (у меня на доске)

– Какая фигура отсутствует?

– Кого напоминает эта фигура? (Колобка)

VI. Закрепление изученного.

Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет.
Расставьте минусы и плюсы
Чтоб точный получить ответ.

С. 59 №7 (самостоятельная работа)

Колобок спасен. В ответ дарит всем он вам конверт.

Вы в конвертик загляните…
Колобочка получите.

Нарисуйте своё настроение.

Приложение

Итог урока (Рефлексия)

  1. Что нового вы узнали?
  2. С каким числом познакомились?
  3. Какую цифру научились писать?
  4. Какие задания вам показались самыми трудными? Интересными?
  5. Что помогло Колобку преодолеть все трудности? (взаимопомощь, выручка, дружба).
  6. Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в дальнейшем?
  7. Кто активно работал на уроке?
  8. Колобок – это круглый хлеб.

Все старались – нет сомненья.
Получите угощенье.