I. Целеполагания:
- получение числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5;
- построение натурального ряда чисел;
- написание цифры 5;
- состав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5.
Развитие речи учащихся, логики, мышления, внимания, воспитания интереса к математике, трудолюбия, взаимовыручки. (Самоопределение к деятельности).
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Дети:
Постараюсь всё понять
Чтобы правильно считать.
Ход урока
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- Ребята! Вы любите сказки? (Да)
Я полагаю, что всем знакомо множество сказок?
Герой, какой русской народной сказки очень любил путешествовать? (Колобок). (появляется картинка колобка)
Знают взрослые и дети
Жил да был на белом свете
В доброй сказке Колобок
Колобок – румяный бок
Он по коробу скребён
На сметане был мешён,
Да и в печке печён.
Положила бабка его на окошко, а Колобок спрыгнул, да и покатился…
Много неожиданностей он встретил на своём пути.
- Рассмотрите маршрут движения Колобка.
- Какие геометрические фигуры спрятались в дорожке? (Кривая. Отрезок. Ломаная. Луч)
- Назовите самую маленькую геометрическую фигуру (Точка)
- Какая фигура не имеет ограничений с двух сторон?
Начертите такую же дорожку себе в тетрадь.
Отметьте одну точку, которая лежит на:
1 ряд – красным карандашом – отрезке
2 ряд – синим – ломаной
3 ряд – зеленым кривой
По 1 человеку с каждого ряда у доски Проверка!
III. Постановка проблемы.
Пока мы внимательно изучали маршрут движения Колобка, он укатился в дремучий лес.
Вдруг у старой ёлки
Колобок заметил Волка
В.
– “Я с утра не ел совсем.
Вот сейчас тебя я съем!”
К.
– “Нет, ты Серый, не спеши
Загадку лучше ты реши:
Загадка:
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
<, 4, +,2, -, 3, =, 1, >
- Что объединяет эту запись? (математические знаки)
- На какие группы их можно разделить? (числа, знаки действий, знаки сравнения).
- Назовите числа (4, 2, 3, 1).
- Какими знаками их можно записать? (цифрами).
Пока Волк думал, как выполнить задание, восстановите числовой отрезок
(на доске числовой отрезок)
1. Какие числа пропущены? (1, 3, , , )
2. Счет 1 4
3. Что общего у этих чисел? (однозначные)
4. На какие две группы их можно разделить (Четные и нечетные)
5. Назовите четные числа (2, 4)
6. Докажите
7. Назовите предыдущее число числу 4 (3)
8. На сколько предыдущее число меньше последующего? (на 1)
9. Назовите последующее число 4 (5)
10. На сколько последующее число больше предыдущего? (на 1)
11. Как получить последующее число? (+1)
IV. Сообщение темы, цели урока.
Пока Волк думал, как выполнить это задание, Колобок покатился дальше.
Навстречу ему Медведь и как начал он реветь.
М. – “Колобок, я тебя съем”
К. – Что ты ждут меня мои друзья!”
М. – “Ладно, вкусный Колобок, отпущу тебя, дружок. Только ты уж не спеши, числа в тетрадь запиши
Минутка чистописания 1 2 3 4
- Запишите числа в порядке возрастания (1, 2, 3, 4).
- Обведите самое большое число в кружок.
- Самое маленькое подчеркните.
- Число, которое больше 2 на 1 подчеркните =.
- Из выделенных чисел составьте равенства:
3 + 1 = 4
1 + 3 = 4
4 – 3 = 1
4 – 1 = 3
Задумался Медведь, а Колобок покатился дальше по числовому отрезку.
И мы разомнемся вместе с Колобком
Физ. Мин. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать
подняться, потянуться
согнуться, разогнуться
в ладоши три хлопка, головою три кивка
на 4 – руки шире
5 - руками помахать
6 - за парту тихо сесть
7 – 8 лень отбросим
V. Открытие детьми нового знания.
Колобок оказался на 58 стр. учебника
№1 Помогите Пете достроить поезд
- Сколько вагонов было? 4
- Сколько стало? 5
- Как получили 4+
- Составьте выражение к рисунку 4 + 1
Цифра сильная четыре
Выжимать умеет гири
Поднимает целый пуд
Единица тут как тут
Четверка я с тобой дружу
Хочешь фокус покажу
Единичка ее хвать,
Превратилась в цифру Пять
№2
- Сколько точек нужно нарисовать Пете на последней карточке? Пять
- Какой по счету последний вагон? Пятый
№3
- Назовите число предметов на рисунке Пять
Какие ассоциации возникают, связанные с пятёркой?
– Как записать это число?
Число 5 записывают знаком – цифрой 5.
Эта цифра не простая,
Как пружинка завитая,
С непривычки трудновата,
Да ведь это не беда!
Вам бы надо с ней ребята,
Подружиться навсегда
5 – пятерка в дневнике
5 – пять пальцев на руке
5 – у звездочки концов
5 – пять в скворечнике скворцов.
Объяснение.
Дайте характеристику числу 5 (натуральное, нечётное, на 1 больше 4, на 1 меньше 6).
Письмо цифры 5. (плакат)
Показ - на на доске.
Пока мы писали цифру, Колобок укатился дальше. Навстречу ему Зайка.
3.
– “Колобок, не спеши
Задачки лучше ты реши”.
Карточки (веера)
– Сколько ушей у двух мышей? (4)
– Сколько хвостов у трёх котов? (3)
– Шла Катя в школу, а навстречу ей две девочки. Сколько детей шло в школу? (1)
– Четыре яблока у Саши,
Груша у Серёжи.
Сколько фруктов мы получим,
Если вместе сложим? (5)
– В слове ау – 2 буквы, а в слове Колобок? (7)
Задумался Зайка.
Колобок укатился на следующую страницу.
А там рыжая Лисица.
Если вы справитесь с заданиями, Лисице не удастся обмануть Колобка.
Уч. Стр. 59 №5
– Какие равенства можно записать к рисункам?
V. Первичное закрепление.
На какие группы можно разделить вагоны? (по цвету, размеру).
Составьте равенства (проговаривание во внешней речи)
№6 (Вагоны)
П. (по размеру) (1б. + 4м.)
В. (по цвету) (2з. + 3ж.)
1 + 4 = 5 4 + 1 = 5
5 – 1 = 4
5 – 4 = 1
2 + 3 = 5 3 + 2 = 5
5 – 2 = 3
5 – 3 = 2
– Взаимопроверка! (у меня на доске)
– Какая фигура отсутствует?
– Кого напоминает эта фигура? (Колобка)
VI. Закрепление изученного.
Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет.
Расставьте минусы и плюсы
Чтоб точный получить ответ.
С. 59 №7 (самостоятельная работа)
Колобок спасен. В ответ дарит всем он вам конверт.
Вы в конвертик загляните…
Колобочка получите.
Нарисуйте своё настроение.
Итог урока (Рефлексия)
- Что нового вы узнали?
- С каким числом познакомились?
- Какую цифру научились писать?
- Какие задания вам показались самыми трудными? Интересными?
- Что помогло Колобку преодолеть все трудности? (взаимопомощь, выручка, дружба).
- Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в дальнейшем?
- Кто активно работал на уроке?
- Колобок – это круглый хлеб.
Все старались – нет сомненья.
Получите угощенье.