Открытый урок по внеклассному чтению "Путешествие в волшебный мир сказок"

Разделы: Начальная школа


Тема:Путешествие в волшебный мир сказок

Цели урока: Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям; учить сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать фантазию детей, воображение, умение давать полный ответ; обучать коллективной работе; развивать речь учащихся; работать над выразительным чтением; совершенствовать навык чтения по ролям, пересказа текста; воспитывать доброту, порядочность на примере сказочных героев; проверить знания характеров, особенности героев и выработка симпатий к качествам сказочных героев.

Оборудование: карта королевств; грамзаписи песен из мультфильмов; плакат со словами: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”; выставка книг с русскими народными и литературными сказками; “Выставка поделок “Сказочные человечки”; выставка сказочных героев(кукол); карточки с заданиями; выставка сочинений учащихся; аудиокассеты с песнями из мультфильмов; сказочные герои; картина воздушного шара, электрифицированная доска.

Ход урока.

(Оформлена доска)

- Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем гостей кивком головы. Садитесь.

- Начинается наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению, а у нас с вами сегодня не совсем обычный урок.

- Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да)

- А почему вы любите слушать и читать сказки?

(В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)

- А что это за литературный жанр – сказка?

(Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)

- А какие бывают сказки?

(Волшебные, бытовые, про животных)

- Ребята, а кто сочиняет сказки?

(Сказки сочиняют писатели и народ)

- А как называются сказки, которые сочиняет народ?

(Народными)

- А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные)

-Ребята, назовите писателей-сказочников.

(Пушкин А.С., братья Гримм, Одоевский, Чуковский, Маршак, Андерсен и др.)

- Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок.

- Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну сказок, в волшебное королевство.

- Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение)

- я сегодня на уроке буду доброй феей. Не возражаете?

(Карта волшебной страны на доске)

(Звучит грамзапись песни “В мире много сказок, в мире много сказок…. Учитель читает стихотворение на фоне песни)

“О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнатам ходят сказки”.

- Но мы с вами будем не просто путешествовать, мы встретим старых добрых друзей, познакомимся с новыми сказочными героями, надеюсь, подружимся с ними. А отправимся мы с вами в эту сказочную страну на воздушном шаре.

(Картинка шара)

- А для этого мы должны его надуть.

- Проведем

а) дыхательную гимнастику. (На фоне музыки)
б) артикуляционную гимнастику.
в) чтение скороговорки – “На горе гогочут гуси, под горой огонь горит”

- Вот наш шар готов к полету и мы отправляемся в путь. Но для встречи со сказочными героями мы должны подготовиться, потренировать нашу память, чтобы ничего не забыть.

(Число и тема записаны в тетради)

– приготовились к зрительному диктанту.

Зрительный диктант

Мы любим сказки.

Сказки учат добру. (Проверка)

- А сейчас мы проверим, стала ли ваша память лучше, вспомните ли вы сказочных героев. Если вспомните, они придут к нам на урок.

(Звучат отрывки из песен о сказочных героях)

Загадки.

(На фоне музыки)

1.Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник.

(Карлсон) Автор? (А.Линдгрен)
(Выставляется игрушка)

- А кто распевает такую песенку?

2. По всему известна свету луковиц семья:
Чипполуча, Чиполлетто,
Чиполлочьо, чиполлотто,
И, конечно, я

(Чиполлино) Автор (Д.Родарри)
(Выставляется игрушка Чиполлино)
(Грамзапись “Пиключения Буратино”)

3. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына
Шалунишку ……..(Буратино)

Автор А.Толстой.
(Выставляется игрушка)

4. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена ………(Крокодил)

Автор Э.Успенский.

(Выставляется игрушка)

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки? (Колобок)

(Выставляется кукла-колобок)

- Но сказочные герои к нам пришли не просто так, они принесли с собой сказочную викторину. А проведут ее ваши сказочные друзья Мальвина и Буратино.

(Дети в костюмах сказочных героев читают вопросы)

Сказочная викторина

М. Угадайте героя сказки и ее автора:

- Продавец лечебных пиявок. (Дуремар, “Приключение Буратино”)

Б. Правитель страны, где жил Чиполино? (Лимон, “Приключение Чиполлино”)

М. Тот, кто ходит в гости по утрам (Вини-Пух, Алан Милн)

Б. Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше)

М. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло)

Появляется Клоун. (Сделан из фантиков от конфет)

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок. (учитель показывает клоуна)

Здравствуйте, ребята!
Узнаете, вы, меня?
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям!

Клоун – Ребята, вы любите сказки, а с героями сказок дружите?

– А конфеты вы любите?

- Я директор кондитерской фабрики. Посмотрите, какие конфеты я вам принес. Они все названы в честь сказочных героев: “Гулливер”, “Кот в сапогах”, “Карлсон”, Красная шапочка”.

(Ваза с конфетами, учитель показывает)

-Ребята, а Клоун предлагает вам интересное задание. Ваша задача выбрать карточку с фантиком, прочитать текст на обратной стороне, и угадать название конфеты. А мы посмотрим, правильно вы угадали или нет.

(Дети выходят к доске, выбирают фантик, читают отрывок, называют, или сказку, или сказочного героя, в честь которого названа конфета)

Клоун – Ребята, а вы помните мое объявление о рекламе фантиков нового сорта конфет. Вы готовы представить фантик и защитить его название. Рассказать, почему вы выбрали такое название для нового сорта конфет.

Защита сказочного фантика (домашнее задание).

- Спасибо вам, ребята, я буду ждать новой встречи с вами. До свидания!

- Ну, а мы с вами немного устали в пути давайте отдохнем.

Физминутка. (Проводят дети в костюмах сказочных героев)

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули? Снова в путь.

- Мы с вами продолжаем путешествовать и оказались у ворот нового королевства. Но попасть в это королевство можно при одном условии, отгадать сказочных героев, которые в нем живут.

Блиц-турнир. (Индивидуальные карточки у каждого ученика с именами сказочных героев)

- Приготовьте карточки. Как только вы поняли о ком идет речь, поднимаете карточку с ответом, с именем сказочного героя.

1. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Машенька и медведь)

2.Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – Золотой гребешок)

3.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор …(Айболит)

5.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6.Он дружок зверям и детям,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино, и известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется ……(Чебурашка)

(Учитель читает стихи, а дети выбирают на парте карточку с ответом и показывают)

- И вот двери королевства открыты, а сказочные герои приготовили нам новое задание, которое хранится вот в этой шкатулке.

(Шкатулка на столе)

А задание вот какое, показать инсценировку сказки С.Маршака “Волк и лиса”.

(Кукольный спектакль)

- А пока ребята готовятся, нас с вами приглашают в “Бюро находок).

- В бюро собраны вещи, которые потеряли герои сказок. Помогите сказочным героям найти свои вещи.

Электровикторина.

(Дети называют вещь и кому она принадлежит)

Красная шапочка – Красная шапочка (Шарль Перро)

Метла – Баба Яга (Гуси –Лебеди)
Сапоги – Кот в сапогах (Шарль Перро)
Ореховая скорлупа – Дюймовочка (Андерсен)
Стрела – Иван Царевич “Царевна-Лягушка)

(Кукольный спектакль)

Работа с тестами – самостоятельная работа

Обобщение.

- Ребята, мы много с вами путешествовали, читали, отгадывали загадки, играли со сказочными героями. Вам понравился урок?

- А скажите, ребята, чему мы сегодня учились у Буратино? (отгадывать загадки)

- А каких сказочных героев вспоминал Клоун? (“Кот в сапогах”, “Карлсон”, “Гулливер”)

- Ребята вспомните о каких сказочных героях были загадки Мальвины?

(Дуремар, Вини_Пух, Незнайка)

- Ребята, в нашем королевстве очень много сказок. А какие сказки, на ваш взгляд , самые добрые – (Вини-Пух, Малыш и Карлсон, который живет на крыше)

- А какие веселые – (Приключение Незнайки и его друзей, Приключения Буратино”)

- А мудрые – (“Приключения Чиполлино”, Каша из топора, Горшок каши)

Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу. Меня Фею ждут волшебные дела. А вам пора возвращаться в класс. Но у меня еще к вам маленькая просьба. У меня есть несколько медалей. Кому бы вы их вручили, если на них написано:

“ Самый лучший друг” – (Карлсон)

“Смелому и отважному” – (Чиполлино)

“Лучший поэт и исполнитель песен” – (Вини-Пух”)

“Находчивому и сообразительному” – (Буратино)

- И так, мы возвращаемся, а я тем временем дам домашнее задание и выставлю оценки.

Домашнее задание.

Написать письмо своему сказочному другу в тетрадь по чтению. Пусть это будет какое – то пожелание.

- Наш урок подходит к концу.

- Прав был тот маленький Енот, который говорил, что дороже всего на свете дружба. Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости, научат вас дружить.

Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но

Есть и те, которые вы еще не читали. Вы можете их взять и прочитать.

- И еще хочу вам дать совет:
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки.
- Спасибо за урок! Урок окончен.