Тема: ”Путешествие в волшебный мир сказок”
Цели урока: Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям; учить сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать фантазию детей, воображение, умение давать полный ответ; обучать коллективной работе; развивать речь учащихся; работать над выразительным чтением; совершенствовать навык чтения по ролям, пересказа текста; воспитывать доброту, порядочность на примере сказочных героев; проверить знания характеров, особенности героев и выработка симпатий к качествам сказочных героев.
Оборудование: карта королевств; грамзаписи песен из мультфильмов; плакат со словами: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”; выставка книг с русскими народными и литературными сказками; “Выставка поделок “Сказочные человечки”; выставка сказочных героев(кукол); карточки с заданиями; выставка сочинений учащихся; аудиокассеты с песнями из мультфильмов; сказочные герои; картина воздушного шара, электрифицированная доска.
Ход урока.
(Оформлена доска)
- Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем гостей кивком головы. Садитесь.
- Начинается наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению, а у нас с вами сегодня не совсем обычный урок.
- Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да)
- А почему вы любите слушать и читать сказки?
(В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)
- А что это за литературный жанр – сказка?
(Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)
- А какие бывают сказки?
(Волшебные, бытовые, про животных)
- Ребята, а кто сочиняет сказки?
(Сказки сочиняют писатели и народ)
- А как называются сказки, которые сочиняет народ?
(Народными)
- А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные)
-Ребята, назовите писателей-сказочников.
(Пушкин А.С., братья Гримм, Одоевский, Чуковский, Маршак, Андерсен и др.)
- Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок.
- Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну сказок, в волшебное королевство.
- Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение)
- я сегодня на уроке буду доброй феей. Не возражаете?
(Карта волшебной страны на доске)
(Звучит грамзапись песни “В мире много сказок, в мире много сказок…. Учитель читает стихотворение на фоне песни)
“О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнатам ходят сказки”.
- Но мы с вами будем не просто путешествовать, мы встретим старых добрых друзей, познакомимся с новыми сказочными героями, надеюсь, подружимся с ними. А отправимся мы с вами в эту сказочную страну на воздушном шаре.
(Картинка шара)
- А для этого мы должны его надуть.
- Проведем
а) дыхательную гимнастику. (На фоне музыки)
б) артикуляционную гимнастику.
в) чтение скороговорки – “На горе гогочут гуси,
под горой огонь горит”
- Вот наш шар готов к полету и мы отправляемся в путь. Но для встречи со сказочными героями мы должны подготовиться, потренировать нашу память, чтобы ничего не забыть.
(Число и тема записаны в тетради)
– приготовились к зрительному диктанту.
Зрительный диктант
Мы любим сказки.
Сказки учат добру. (Проверка)
- А сейчас мы проверим, стала ли ваша память лучше, вспомните ли вы сказочных героев. Если вспомните, они придут к нам на урок.
(Звучат отрывки из песен о сказочных героях)
Загадки.
(На фоне музыки)
1.Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник.
(Карлсон) Автор? (А.Линдгрен)
(Выставляется игрушка)
- А кто распевает такую песенку?
2. По всему известна свету луковиц семья:
Чипполуча, Чиполлетто,
Чиполлочьо, чиполлотто,
И, конечно, я
(Чиполлино) Автор (Д.Родарри)
(Выставляется игрушка Чиполлино)
(Грамзапись “Пиключения Буратино”)
3. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына
Шалунишку ……..(Буратино)
Автор А.Толстой.
(Выставляется игрушка)
4. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена ………(Крокодил)
Автор Э.Успенский.
(Выставляется игрушка)
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки? (Колобок)
(Выставляется кукла-колобок)
- Но сказочные герои к нам пришли не просто так, они принесли с собой сказочную викторину. А проведут ее ваши сказочные друзья Мальвина и Буратино.
(Дети в костюмах сказочных героев читают вопросы)
Сказочная викторина
М. Угадайте героя сказки и ее автора:
- Продавец лечебных пиявок. (Дуремар, “Приключение Буратино”)
Б. Правитель страны, где жил Чиполино? (Лимон, “Приключение Чиполлино”)
М. Тот, кто ходит в гости по утрам (Вини-Пух, Алан Милн)
Б. Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше)
М. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло)
Появляется Клоун. (Сделан из фантиков от конфет)
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок. (учитель показывает клоуна)
Здравствуйте, ребята!
Узнаете, вы, меня?
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям!
Клоун – Ребята, вы любите сказки, а с героями сказок дружите?
– А конфеты вы любите?
- Я директор кондитерской фабрики. Посмотрите, какие конфеты я вам принес. Они все названы в честь сказочных героев: “Гулливер”, “Кот в сапогах”, “Карлсон”, Красная шапочка”.
(Ваза с конфетами, учитель показывает)
-Ребята, а Клоун предлагает вам интересное задание. Ваша задача выбрать карточку с фантиком, прочитать текст на обратной стороне, и угадать название конфеты. А мы посмотрим, правильно вы угадали или нет.
(Дети выходят к доске, выбирают фантик, читают отрывок, называют, или сказку, или сказочного героя, в честь которого названа конфета)
Клоун – Ребята, а вы помните мое объявление о рекламе фантиков нового сорта конфет. Вы готовы представить фантик и защитить его название. Рассказать, почему вы выбрали такое название для нового сорта конфет.
Защита сказочного фантика (домашнее задание).
- Спасибо вам, ребята, я буду ждать новой встречи с вами. До свидания!
- Ну, а мы с вами немного устали в пути давайте отдохнем.
Физминутка. (Проводят дети в костюмах сказочных героев)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули? Снова в путь.
- Мы с вами продолжаем путешествовать и оказались у ворот нового королевства. Но попасть в это королевство можно при одном условии, отгадать сказочных героев, которые в нем живут.
Блиц-турнир. (Индивидуальные карточки у каждого ученика с именами сказочных героев)
- Приготовьте карточки. Как только вы поняли о ком идет речь, поднимаете карточку с ответом, с именем сказочного героя.
1. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Машенька и медведь)2.Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – Золотой гребешок)3.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор …(Айболит)
5.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)6.Он дружок зверям и детям,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино, и известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется ……(Чебурашка)
(Учитель читает стихи, а дети выбирают на парте карточку с ответом и показывают)
- И вот двери королевства открыты, а сказочные герои приготовили нам новое задание, которое хранится вот в этой шкатулке.
(Шкатулка на столе)
А задание вот какое, показать инсценировку сказки С.Маршака “Волк и лиса”.
(Кукольный спектакль)
- А пока ребята готовятся, нас с вами приглашают в “Бюро находок).
- В бюро собраны вещи, которые потеряли герои сказок. Помогите сказочным героям найти свои вещи.
Электровикторина.
(Дети называют вещь и кому она принадлежит)
Красная шапочка – Красная шапочка (Шарль Перро)
Метла – Баба Яга (Гуси –Лебеди)
Сапоги – Кот в сапогах (Шарль Перро)
Ореховая скорлупа – Дюймовочка (Андерсен)
Стрела – Иван Царевич “Царевна-Лягушка)
(Кукольный спектакль)
Работа с тестами – самостоятельная работа
Обобщение.
- Ребята, мы много с вами путешествовали, читали, отгадывали загадки, играли со сказочными героями. Вам понравился урок?
- А скажите, ребята, чему мы сегодня учились у Буратино? (отгадывать загадки)
- А каких сказочных героев вспоминал Клоун? (“Кот в сапогах”, “Карлсон”, “Гулливер”)
- Ребята вспомните о каких сказочных героях были загадки Мальвины?
(Дуремар, Вини_Пух, Незнайка)
- Ребята, в нашем королевстве очень много сказок. А какие сказки, на ваш взгляд , самые добрые – (Вини-Пух, Малыш и Карлсон, который живет на крыше)
- А какие веселые – (Приключение Незнайки и его друзей, Приключения Буратино”)
- А мудрые – (“Приключения Чиполлино”, Каша из топора, Горшок каши)
Итог урока.
-Наше путешествие подошло к концу. Меня Фею ждут волшебные дела. А вам пора возвращаться в класс. Но у меня еще к вам маленькая просьба. У меня есть несколько медалей. Кому бы вы их вручили, если на них написано:
“ Самый лучший друг” – (Карлсон)
“Смелому и отважному” – (Чиполлино)
“Лучший поэт и исполнитель песен” – (Вини-Пух”)
“Находчивому и сообразительному” – (Буратино)
- И так, мы возвращаемся, а я тем временем дам домашнее задание и выставлю оценки.
Домашнее задание.
Написать письмо своему сказочному другу в тетрадь по чтению. Пусть это будет какое – то пожелание.
- Наш урок подходит к концу.
- Прав был тот маленький Енот, который говорил, что дороже всего на свете дружба. Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости, научат вас дружить.
Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но
Есть и те, которые вы еще не читали. Вы можете их взять и прочитать.
- И еще хочу вам дать совет:
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки.
- Спасибо за урок! Урок окончен.