Урок математики по теме "Доли". 4-й класс (учебник Петерсон Л.Г.)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Цели урока:

  1. Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.
  2. Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
  3. Закреплять навыки логически анализировать условия текстовых задач и решать их.
  4. Работать над расширением математического кругозора.
  5. Развивать речь, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
  6. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Оборудование урока:

  1. Карточки устного счета у каждого ученика.
  2. Геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг.
  3. Схема задачи.
  4. Таблица именованных чисел.
  5. Демонстрационный материал: фрукты.
  6. Учебник Л.Г. Петерсон, 4 класс, 1 часть.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Устные вычисления.

- Начнём урок с зарядки для ума. Перед вами листы с устными упражнениями, запишите ответы. Время – 1 минута.

  1. Назови соседей числа 790.
  2. Какое число следует за числом 899?
  3. Какое число на 3 больше числа 979?
  4. Что ты можешь сказать о числе 391?
  5. Найди площадь прямоугольника, если его длина 80см, а ширина в 2 раза меньше.
  6. Площадь прям-ка равна 48с м?, длина - 8 см. Чему равна ширина?

- Кто справился со всеми заданиями?

- Молодцы! В конце урока сдадите листы для проверки.

III. Постановка проблемы. Тема урока.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю игру “В мире чисел”. Кто быстрее решит примеры, тот первым узнает тему урока.

В пустой графе дети записывают ответы.

1 вариант. 2 вариант.

160 ответы 24   99   2600  
: 2 80 : 3 8 : 11 9 : 100 26
· 9 720 · 80 640 · 6 54 + 14 40
+ 180 900 : 2 320 + 16 70 · 20 800
+ 1100 2000 + 43 363 · 2 140 : 10 80
: 10 200 - 93 270 + 60 200 + 42 122
+ 60 260 : 30 9 : 100 2 - 18 104
  Д   Л   И   О

- Какой окончательный ответ получился в первом столбике? Запишите на доске. Аналогично 2,3,4 столбики.

- На какие 2 группы можно разбить эти числа? (Чётные и нечётные; однозначные и трёхзначные; круглые и некруглые и т.д.)

- Расшифруй тему урока, расположив эти ответы в порядке убывания.

       
       

На доске тема урока: “Доли”.

- Кто знает, что это такое?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?

IV. Открытие детьми нового знания.

1) Работа у доски.

- Согласны ли вы с тем, что отрезок АВ разделён пополам? (Нет, т.к. части не равны.)

А

В

 

- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

- Проведите отрезок 20см и разделите его на 2 равные части. Как вы это сделали?

- Как называется каждая часть? (Половина.) Закрасьте половину зелёным цветом.

А

В

- Молодцы!

Работа с демонстрационным материалом.

-Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей сестрой.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя сёстрами?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.

- Что сделали с яблоком?

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

- А как записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На доске дети видят следующую запись:

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Верный ответ мы найдём в учебнике на странице 65.

Работа с геометрическим материалом. Практическая работа.

 

Посмотрите, у вас на парте лежат три геометрические фигуры.

- Как они называются?

- Какие основные свойства прямоугольника и квадрата вы знаете?

- Положите перед собой прямоугольник.

- На сколько частей разделили эту фигуру? Какие эти части? (Равные.) Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна третья, т.к. прямоугольник поделили на 3 доли, а закрасили одну.)

- А как записать?

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 3 равные части и взяли одну такую часть.)

- Как прочитать эту запись? (Одна третья.)

- При чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна , а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья , четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Возьмите круг и разделите его на 4 равные части. (Кто-то с помощью линейки, а кто-то сгибанием.) Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна четвёртая.)

- А как записать?

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть.)

Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

- А как записать?

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

- Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Приведите свои примеры долей.

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

1) Работа по учебнику.

a) Откройте учебник на странице 66, №3. Устно.

b) № 4 на стр. 66. Прочитайте записи по цепочке.

2) Работа у доски. Соревнование по рядам.

Продолжите запись, пользуясь образцом: так как 1м=100см, то 1см= 1/100м

1м = 100см 1см = v
1кг = 1000г 1г = кг
1т = 10ц 1ц = Т
1 м=...дм, то 1 дм = …м

1 кг=…г, то 1 г = …кг

1 т =…кг, то 1 кг=…т

1 сут =…ч, то 1 ч=…сут

1 ц =...кг, то 1 кг=…ц

1 мин =….с, то 1 с=….мин

Дополнительные вопросы:

Как называется 1/100 доля метра, 1/60 доля часа, 1/1000 доля кг?

3) Работа в парах №2, стр.65,

а) Начертите отрезок [АВ]= 5 см, разделите его на 5 равных частей. Отметьте на нём отрезок [СД]=1см.

- Какую долю отрезка [АВ] составляет [СД]?

б) Начертите отрезок [АМ]= 7 см, разделите его на 7 равных частей. Отметьте на нём отрезок [СЕ]=1см.

- Какую долю отрезка [АМ] составляет [СЕ]?

VII. Самостоятельная работа.

1) Решение уравнений по рядам. Стр. 67, №10.

2) Блиц-турнир, стр.67, №11. На доске схемы и записи решения задач.

а: 4-а 4 : в : 4 : с
(в:4) : (с:4) а – а : 4
х - (у + у + 8) х –у – (у + 8)

- Прочитайте условие задачи, найди правильное решение, и запишите ответ в учебник.

VIII. Решение задач под руководством учителя.

1) Задачу №11 (г) решаем коллективно у доски.

- Дети читают условие задачи.

- Что нужно найти в задаче? (Сколько км проплыл корабль за 3 дня , т.е.целое)

- Из скольких частей состоит целое? (Из трёх: 1-й день, 2-й и 3-й)

- Что известно про первую часть? (Проплыл d км)

- Что сказано про вторую часть пути? (В 2 раза больше, чем в первый)

- Как это записать? d · 2

- Что сказано про третью часть пути? (На 40км меньше, чем во 2-ой день)

- Как записать? d · 2- 40

- Как найти целое? (Надо сложить части)

- Значит, какой знак будет между частями? (Плюс.)

- Прочитайте выражение, которое у нас получилось.

d + (d · 2) + ( d · 2- 40)

2) Задачи №9 (в, г) оформляют в виде рисунка или схемы и записывают решения в тетрадь.

IX. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Что такое доли?

- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

X. Домашнее задание. Страница 67, №9 (а, б), №7 (а-г).

Литература:

  1. Л.Г. Петерсон. Математика, 4кл.,1 часть: Учебник для начальной школы – М.: Ювента 2003 г.
  2. Книга для учителя “Я иду на урок”: М. 1 сентября.
  3. Л.Г. Петерсон, Т.С. Горячева: Самостоятельные и контрольные работы. Вып.4.- М: Баласс, 2001.