Практическая работа: Знакомство с устройством бытовой швейной машины.
Задачи урока:
- Обучения: начать формирование знаний об устройстве швейной машины и формирование умений по использованию швейной машины в работе.
- Воспитания: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.
- Развития: словесно-логического, наглядно - образного мышления, самостоятельности, памяти, познавательного интереса.
Средства обучения:
Учебные: швейная машина, учебник “Технология 5” под редакцией В.Д. Симоненко, стр. 26-31, рабочая тетрадь “Технология. Обработка ткани 5” составитель Е.В. Воронко, стр. 24-26
Наглядные: плакат “Устройство швейной машины”
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
СМИ: транспарант “История развития швейной машины”
ТСО: мультимедийный проектор, компьютер.
Литература к уроку:
- Л.В. Левицкая. Лекции МПУ “Швейная машина с электроприводом”1991 год, стр. 12-19.
- Л.В. Левицкая, О.Г. Радугина “Организация и методика трудового обучения” М,. МОПИ им.Крупской, 1991г, стр.96-102
- Ю.Л.Хотунцев, В.Д. Симоненко “Экспериментальная программа образовательной области “Технология”, М., 1994г, стр. 51-62, 83-89, 107-108.
Ход занятия
I. Организационный этап. (5 мин)
Проверка отсутствующих
II. Формирование знаний и умений. (40 мин)
1. Постановка задач перед классом
- Небольшой показ изделий, выполненных руками самих учащихся.
- Вопросы: – нравятся ли вам изделия?;
– хотели бы вы уметь выполнять самостоятельно подобные изделия?
– с помощью чего выполнены изделия?
– что для этого надо знать и уметь?
2. Объяснение нового материала.
История швейной машины. (10 мин)
Как-то раз давным-давно мысль раскинув тонко
Англичанин Томас Сент улучшил жизнь потомкам. (Как он ее улучшил? – Создал однониточную швейную машину)
Что за чудо механизм? На что же он похожий?
Это швейная машина, но для изделий из кожи.
Американец Уолтер Хант изобрел машинку,
Где челночное устройство было всем в новинку. (Что же особенного было в этой машине? – В машине было две нитки)
А во Элиасу Хоу удалось не в шутку
Сделать так, что его машинка шила 30 стежков в минутку.
Мир узнал о всех о них, ведь нам стало легче.
Заменяет пять портных и труд людей облегчит.
(С чем мы связываем это имя? Чего добился Элиас Хоу? – Он впервые получил патент на швейную машину.)
Наконец механик Зингер в городочке под Москвой
Собирает те машины, что узнаем мы с тобой. (О каком городе идет речь? – Подольск. Именно в этом городе было налажено первое серийное производство швейных машин.)
Виды приводов швейной машины (5 мин)
- ручной
- ножной
- электропривод
Обсуждение вопроса: в чем особенности каждого привода?
Устройство бытовой швейной машины (25 мин)
По рисунку рассмотреть детали швейной машины и найти их на самой швейной машине. Работа по цепочке: 1 учащийся читает название, все ищут и показывают эту деталь на швейной машине, учитель проверяет, далее 2 учащийся и т.д. Здесь же обсуждается вопрос о назначении этой детали.
Маховое колесо | Для начала работы (для приведения машины в рабочее состояние) |
Винт-разъединитель | Для придания машине рабочего/холостого хода. |
Моталка | Для наматывания нижней нити |
Стержень для катушки | Для насадки катушки |
Нитенаправители | Направляют нить в нужном положении при заправке верхней нити |
Нитепритягиватель | Притягивает нить |
Регулятор натяжения верхней нити | Регулирует натяжение верхней нити(слабее/сильнее) |
Иглодержатель с иглой | Место, куда вставляется игла |
Регулятор длины стежка | Регулирует длину стежка(расстояние между двумя проколами иглы) |
Рычаг обратного хода | Для выполнения закрепки |
Лапка прижимная | Для прижима ткани |
Рычаг прижимной лапки | Для подъема и опускания лапки |
Двигатель материала | Продвигает материал во время работы. |
Задвижная пластина | Для открытия отверстия к челночному устройству |
Челночное устройство | Для образования стежка (туда вставляется шпулька с нижней ниткой) |
Платформа | Для крепления стойки рукава |
III. Продолжение формирований знаний и умений. (40 мин)
- Выполнение практической работы “Знакомство с бытовой швейной машиной”. Прочитать внимательно ход работы и выполнить задание в рабочей тетради стр.26. Выполнение. Работа в группах. Класс делится на 4 группы. Каждая группа выполняет задание. По окончании задания группы обмениваются между собой тетрадями и происходит взаимоконтроль под руководством учителя. Обсуждение и проверка выполненной работы. (15 мин)
- Игровая десятиминутка. В течение 10 минут учащиеся должны разгадать кроссворд в рабочей тетради. (10 мин)
- Контроль усвоения знаний: работа по карточкам. (15 мин)
КАРТОЧКА ДЛЯ ИТОГОВОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Задание: Внимательно посмотрите на карточку. Вспомните все, о чем мы говорили в течение этих уроков, сосредоточьтесь! Подпишите названия деталей и устройств швейной машины. Выбираете самостоятельно уровень и работаете по этому уровню. Не забудьте указать уровень на листочке.
Уровень | Номера деталей и устройств, которые вам надо отгадать. |
* | 2,4,6,14,15,16 |
** | 1,2,4,5,6,9,12,14,16 |
*** | 1,2,4,5,6,9,10,12,13,14,15,16 |
Итог урока:
- Выявление ошибок и их разбор (если они есть). Акцентировать внимание на этих деталях и устройствах еще раз. (5 мин)
- Выставление оценок.(5 мин) В течение урока на каждого ученика ведется табель и заполняется оценками по мере ответа.
Ф.И. ученика | Групповая работа | Кроссворд | Итоговая работа по карточкам | Работа на уроке | Итоговая оценка. |