Все усилия при воспитании окажутся
тщетны, пока вы
не научите ваших воспитанников любить поле, птиц
и цветы.
Джон Рёскин
I. Введение
1. Актуальность проекта
В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Изменения в структуре экономики призваны обеспечить устойчивое развитие общества и создать для населения Земли лучшие условия жизни при рациональном использовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям.
Кемеровская область является крупнейшим центром сибирской индустрии, деятельность промышленных предприятий которого оказывает серьезное воздействие на окружающую среду. На каждые 27 кв. километров площади области приходится по одному промышленному предприятию. В иных странах – схожая плотность населения, в Кузбассе же – заводов! Их у нас 3,5 тысячи, из которых почти полсотни – гиганты отечественной экономики. Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
2. Цели, задачи, методы
Цель проекта:
Повышение уровня информированности детского населения микрорайона об экологических факторах и их влиянии на здоровье. Усвоение ребятами норм экологически правильного поведения в повседневной жизни.
Задачи проекта:
- Активизация деятельности образовательных учреждений по формированию основ экологического мировоззрения.
- Приобретение обучающимися школы и воспитанниками детского сада опыта участия в общественно-полезных делах.
- Развитие у учащихся умения самостоятельно мыслить, доступно излагать информацию, делать выводы, строить прогнозы.
- Организация совместной работы ДОУ № 223 и МОУ “СОШ № 64”, через реализацию данного проекта.
Основные методы:
- Опрос учащихся.
- Анализ статистических данных.
- Работа с разнообразными источниками информации (художественная литература, интернет-ресурсы, публицистика).
- Практическая работа по изготовлению кормушек, строительству снежных горок, организации игр.
Начало работы над проектом: Сентябрь 2007 г.
Участники проекта: Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 64”, Дошкольное образовательное учреждение № 223.
Тип проекта: Практико-ориентированный.
II. Основные сведения о проекте
1. Нормативно правовой аспект содержания экологического образования
Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.02 № 1225-р “Об Экологической доктрине Р.Ф.” в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания (Приложение 1). Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию.
Экологическое образование, просвещение и воспитание в Кемеровской области ведется в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”, распоряжениями Администрации Кемеровской области от 24.01.2001 № 108-р “Об организации экологического образования в Кемеровской области”, от 03.04.2002 № 215-р “О проведении Дней защиты от экологической опасности в Кемеровской области”, распоряжением главы Администрации города Новокузнецка от 11 сентября 1995 г. “О мерах по улучшению экологического образования, просвещения и воспитания населения”.
2. Система экологического образования
Действующая в области система непрерывного экологического образования и воспитания представляет собой поэтапный процесс. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном — образовательный, а во взрослом — сознательный. Первая ступень охватывает дошкольное образование, которое продолжается в общем и профессиональном образовании, подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, просвещение населения через средства массовой информации, учреждения культуры, деятельность общественных организаций.
Так в МОУ “СОШ №64” основы экологического мировоззрения закладываются на уроках “Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова 1–4-й кл., Природоведения 5-й кл. программа А.А. Плешакова, Н. И. Сонина. Основная нагрузка по формированию экологических знаний ложится на такие предметы как география, биология, химия. В старшем звене в профильных классах в вариативную часть базисного учебного плана вводится предмет “Экология”. Действуют факультативы экологической направленности: “Азбука здоровья”, “Экологические проблемы России”. В школе традиционно проводятся экологические месячники, День птиц, День леса, День Земли, туристический слёт, и др.
В ДОУ, расположенных на территории микрорайона МОУ “СОШ № 64”, действует программа “Радуга”, в ходе реализации которой у малышей закладываются основы экологических знаний.
III. Пути реализации проекта
1. Поисково-теоретический этап
На данном этапе учащимися вёлся сбор информации экологической направленности, её систематизация, анализ. Был проведён опрос-анкетирование среди учащихся первых классов (бывших воспитанников ДОУ). По результатам было выявлено, что 78% опрошенных знакомы со словом экология, 51% привели примеры существующих экологических проблем, и только 9% принимали посильное участие в их решении (уборка мусора, озеленение класса и др.) (Приложение 2). Обозначились некоторые несоответствия между теоретическими знаниями и возможными путями их применения. Фактически выявилась следующая проблема: Недостаточно практико-ориентированных знаний у детей для формирования экологически правильного поведения. Возникает вопрос: “Как сделать так, чтобы экологические действия стали естественным проявлением в повседневной жизни”?
Безусловно, педагогами ведётся огромная работа, однако, мы посчитали необходимым и наиболее действенным опосредованное влияние на сознание малышей (не все дети поступают так, как говорят взрослые, но многие с удовольствием подражают более старшим детям). Недаром китайская мудрость гласит “Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму”.
Кроме того, при таком подходе удаётся повысить информированность не только малышей, но и школьников, поднять их самооценку, воспитывать ответственность, что придаёт проекту социально-значимую направленность.
В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности.
2. Практический этап
Коллективу ДОУ № 223 была предложена программа сотрудничества по реализации проекта (Приложение 2). Результатами совместной работы стали следующие акции:
Пернатые друзья”
На Руси много памятных дней и праздников. Одним из таковых является Синичкин День, который по народному календарю, выпадает на 14 ноября. Накануне данного праздника учащиеся 7-х классов приняли активное участие в ежегодно проводимых конкурсах: “Птичий дом”, “Птичья столовая”, в ходе которых было изготовлено: 52 кормушки, собрано 31 кг. корма. Часть кормушек была развешана совместно с учащимися начальных классов на территории МОУ “СОШ № 64”, остальные совместно с маленькими воспитанниками на территории детского сада. Ребята общались с природой: развешивали кормушки, сами насыпали корм, рассказывали стихи, призывающие всех помочь этим удивительным созданиям. Игры стали немаловажным элементом мероприятия, и, кроме радости от игры, дети получили знания о птицах. Итогом праздника стала совместная выставка рисунков. “Птичий вернисаж”.
Продолжение акции планируется проведением праздника “Здравствуйте, пернатые” в середине апреля, который будет приурочен к Международному дню птиц (1 апреля).
“Зимние забавы”
Одним из направлений в формировании экологического сознания является идея здорового образа жизни. Сегодня качество здоровья населения падает из-за неблагоприятного воздействия изменённой человеком окружающей среды. Другим фактором является утрата ценностного отношения к здоровью. Основы культуры здоровья необходимо закладывать в раннем возрасте, для того чтобы в последствии это стало нормой жизни. Здоровьезберегающие технологии стали основой в проведении акции “Зимние забавы”.
Группа учеников 6 класса участвовала в создании ледяных горок на территории ДОУ. Во время дневных прогулок с воспитанниками ДОУ проводились подвижные игры, В ходе их проведения дети обучались подвижным играм на улице, узнали основы дыхательной гимнастики, совершенствовали двигательные навыки (Приложение 3).
“Тропинки в природу”
Все природные объекты на территории и в помещениях детского сада должны помогать приобщению ребенка к основам экологической культуры. Именно поэтому ребятами клуба “Азбука здоровья”, существующего при школе были разработаны и проведены тематические прогулки с дошкольниками, Темы прогулок: “ О небе”, “Вальс осенних листьев”, “Городские птицы”, “Сезонные явления”, “Почему сосульки плачут”. На прогулках ребята наблюдали, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, как меняется цвет листьев во время листопада. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Прогулки обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. У них возникали бесчисленные “Почему?” и “Зачем?” (Приложение 3).
Одна из прогулок была посвящена проблеме уборке мусора с территории детского сада. Ребята были удивлены рассказам о том, как одна брошенная бумажка может нарушить жизнь целого города (“эффект мусорной кучи”) и с энтузиазмом согласились участвовать в поддержании чистоты родного района.
“Мой знакомый первоцвет”
Проведение данной акции планируется на начало весны.
Предварительно проводится среди учащихся 5–8-х классов конкурс экологической сказки. (“О чём нам расскажет подснежник”?) Сказка-победитель будет инсценирована, и представлена учащимся начальных классов и воспитанникам ДОУ.
IV. Заключение
1. Основные выводы
Как создать эффективную систему экологического образования? Как сделать так, чтобы приобретенные знания имели практическое воплощение? Этот круг задач в одиночку силами одних лишь специалистов ДОУ и МОУ решить практически невозможно. Мы считаем, что только сотрудничество образовательных учреждений позволит привить детям линию экологически правильного поведения в повседневной жизни, что и является конечной целью проекта. Совместная реализация проекта позволит предложить наглядные образцы того, как старшие (школьники, педагоги, родители) принимают меры по улучшению состояния окружающей среды. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в дошкольном детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма.
2. Статистика проекта
Возраст участников проекта: 4–17 лет.
Общее количество участников: 191.
- 72 Воспитанника детского сада № 223;
- 98 обучающихся МОУ “СОШ № 64”;
- 15 педагогов школы;
- 6 педагогов детского сада.
Изготовлено 52 кормушки.
Собрано 31 килограмм корма:
- Семена подсолнечника 11 кг
- Пшено 5 кг
- Кормовая смесь 4 кг
- Перловка 6 кг
- Овсяная крупа 5 кг
Найдено 287 загадок, пословиц, поговорок на экологическую тему.
Построено 3 ледяные горки.
В совместных прогулках было проведено 18 часов.
Нарисовано 46 рисунков на экологическую тему.