Тема “Красные камни”
Задачи. Продолжать учить детей создавать композицию, комбинируя в работе различные материалы (природный и бросовый материал). Развивать интерес к природе родного края. Воспитывать самостоятельность в выборе партнера для работы.
Материал. Эскиз. Картонное основание. Сухие веточки разной величины. Мох. Речные камушки. Песок. Пенопласт. Клей ПВА.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением природы Таймыра. Посещение заповедника большого арктического, норильского краеведческого музея, картинной галереи. Рисование эскиза.
Методические приемы.
1. Воспитатель читает детям письмо, пришедшее от детей из детского сада южного города Сочи. В письме дети просят рассказать о природе Севера и прислать несколько фотографий с изображением природы.
2. Воспитатель предлагает детям смастерить макет очень живописного места в природе Таймыра – Красные камни, сделать снимок и отправить детям в город Сочи.
3. Рассмотреть эскиз макета; обсудить план и последовательность работы; предложить детям распределить деятельность по зонам макета.
4. Практическая часть занятия.
5. Рассматривание получившегося макета, сравнение с эскизом, фотографирование в разных проекциях.
Тема “Русская изба”
Задачи. Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, ее расположением, материалом, из которого строится. Упражнять детей в складывании срубов дома (избы) из бумажных трубочек и деревянных палочек. Воспитывать интерес и уважение к старине.
Материал. Эскиз. Иллюстрации с образцами деревянных домов. Заготовки бумажных трубочек. Деревянные детали в виде бревен, брусков. Клей ПВА.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением предметов деревянного зодчества. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью. Чтение русских народных сказок с просмотром иллюстраций к ним. Составление эскиза.
Методические приемы.
1. Вспомнить с детьми, в каких сказках они встречались с деревянными русскими избами.
2. Рассмотреть фотографии, репродукции, на которых изображены русские избы, обратить внимание на их характерные особенности.
3. Предложить детям определить с кем из сверстников им хотелось бы заниматься, выбор необходимого материала.
4. Практическая часть занятия проходит под сопровождение русской народной музыки.
5. Все работы разместить в одной русской деревне, предложить придумать ей название.
Тема “Нганасанский чум”
Задачи. Знакомить детей с условиями жизни народов Крайнего Севера, с особенностями быта оленеводов. Учить делать из природного материала жилище оленеводов – чум. Воспитывать интерес и уважение к самобытности северных народов.
Материал. Эскиз. Кусочки оленьей шкуры. Плотной брезентовой ткани. Деревянные палочки и другой природный материал.
Предварительная работа. Беседа о традициях и быте северных народов. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Отражающих быт северных народов. Посещение заповедника большого арктического, норильского краеведческого музея. Слушание национальной музыки. Составление эскиза.
Методические приемы.
1. Воспитатель загадывает загадку о чуме:
Стоит в тундре дом.
В этом доме нет окон.
В нем всегда горит огонь,
Уютно людям в доме том.
2. Беседа о чуме, в котором живут нганасане, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением чума и предметов быта, необходимых в обиходе оленеводов.
3. Практическая часть занятия проходит в сопровождении национальной музыки.
4. Оформление уголка Севера.
Тема “Там, где вечные снега”
Задачи. Упражнять детей в умении в умении использовать в конструировании различные материалы, пользуясь многообразием методов и средств. Развивать умение видеть красоту природы севера.
Материал. Эскиз. Плотный картон для поля макета. Сухие веточки. Мох. Камушки. Пенопласт. Соль. Поролон. Клей ПВА.
Предварительная работа. Просмотр видеосюжетов, фотографий иллюстраций о природе крайнего севера из семейной хроники. Чтение рассказа Н.Сладкова “Седая земля (тундра)”. Составление эскиза.
Методические приемы.
1. Чтение отрывка из стихотворения Аиды Федоровой
На Таймыре день полгода
И полгода ночь.
На Таймыре непогода –
Словом не помочь.
Словно белою попоной
Выстлана земля.
Белый ветер белым стоном
Выстудил поля.
В небо белые ступени.
Только кто шагнет!
Ни собаке, ни оленю
Нет пути вперед…
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением природы севера.
3. Рассматривание эскиза. Предложить детям подумать над последовательностью работы и ее материалом.
4. Практическая часть занятия (можно сопровождать занятие аудиозаписью песен о Норильске).
5 .Рассматривание макета, предложить детям дать оценку своей работе.
Тема “Золотые купола”
Задачи. Закреплять представление детей о различных архитектурных стилях. Продолжать учить детей создавать общую композицию в работе, используя разнообразный материал. Воспитывать интерес и уважение к истории и религии России.
Материал. Эскиз. Картон. Жестяная баночка. Пластилин. Контейнеры от йогуртов. Пластиковые бутылочки. Фольга. Клей ПВА. Водоэмульсионные краски. Гуашь.
Предварительная работа. Беседа о вероисповедании славянских народов. Рассматривание альбомов по архитектуре с изображением храмов. Составление эскиза.
Методические приемы.
1. Беседа с детьми о вероисповедании народов России. Рассматривание репродукций, фотографий с изображением храмов, мечетей. Отметить особенности архитектуры этих строений.
2. Рассматривание эскиза. Планирование и распределение работы между детьми.
3. Практическая часть занятия.
4. Рассмотреть получившийся макет, предложить детям полюбоваться полученным результатом.
Тема “Мост через реку Норилка”
Задачи. Учить детей создавать замысел конструкции, учитывая условия работы и материал. Развивать интерес к окружающим строениям.
Материал. Эскиз. Картон. Деревянные и пластмассовые детали конструктора. Природный материал для оформления ландшафта. Клей ПВА.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий различных мостов. Составление схемы, чертежа моста, эскиза макета. Конструирование моста из строительного материала.
Методические приемы.
1. Беседа об архитектуре мостов, об их значимости в жизни городов. Рассматривание репродукций мостов. Отметить особенности в строении и величине мостов.
2. Рассматривание эскизов, планирование работы и распределение ее функций.
3. Практическая работа.
4. Рассматривание получившегося макета. Предложить детям обыграть постройку.
Тема “Город мой, любимейший на свете”
Задачи. Продолжать знакомить детей с основными архитектурными сооружениями города (промышленными и общественно – гражданскими). Совершенствовать умения и навыки детей в работе с разнофактурными материалами. Воспитывать любовь к родному городу.
Материал. Плотный картон. Пластиковые бутылки разных емкостей. Картонные коробочки небольших размеров. Пластилин. Клей ПВА. Цветная бумага. Эскиз.
Предварительная работа. Экскурсии по городу, рассматривание фотографий, иллюстраций о Норильске. Конструирование различных построек. Составление эскиза.
Методические приемы.
1. Чтение отрывка из стихотворения Самуила Маршака “Северок”
В Норильске долгая зима
Коротенькое лето.
Но все быстрей растут дома,
В домах все больше света.
Под сенью флагов и знамен
Зовет на праздник стадион
В краю снегов и вьюги.
А есть и дом, где круглый год
В бассейне плавает народ.
Как где-нибудь на юге…
2. Рассматривание фотографий о Норильске. Предложить детям назвать архитектурные сооружения города. Планирование последовательности работы.
3. Практическая часть занятия проходит под звучание песен о Норильске.
4. Рассмотреть получившийся макет, порадоваться коллективному труду, украсить город, расставить людей, машины.
Тема “Лучше гор могут быть только горы”
Задачи. Знакомить детей с горными ландшафтами России (Кавказ, Крым).Учить создавать композицию по эскизу. Развивать интерес к неживой природе.
Материал. Плотный картон. Контейнеры от йогурта. Пластиковые бутылочки. Камушки. Пластилин. Эскиз.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением горных ландшафтов. Чтение рассказа С. Баруздина “Страна, где мы живем”. Рисование эскиза.
Методические приемы.
1. Беседа с детьми о горах, об их неповторимой красоте, величии.
2. Рассматривание горных ландшафтов на географической карте России, иллюстраций, фотографий с горными пейзажами. Обратить внимание на величину и расположение гор по отношению друг к другу. Планирование и распределение работы.
3. Практическая работа (в сопровождении аудиозаписи со звуками живой природы).
4. Предложить детям рассмотреть получившийся макет горного ландшафта, полюбоваться красотой гор, дополнить макет, по усмотрению детей, животными и растениями.
Тема. “Навигация открывается”.
Задачи. Совершенствовать умения детей выполнять общую работу, согласовывая величину и размещение предметов в соответствии с выбранным сюжетом. Развивать интерес к географии родного края.
Материал. Картон. Деревянные детали. Ткань. Детали металлического конструктора. Проволока. Коробочки из картона небольшого размера. Клей ПВА, эскиз.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций о порте Дудинка, с изображением реки Енисей. Чтение художественной литературы. Рисование эскиза.
Методические приемы.
1.Чтение отрывка из стихотворения Эдуарда Нонина “Ледоход”
На Енисее ледоход!
Следит восторженно Дудинка,
Как льдинку оседлала льдинка
И к морю Карскому плывет
………………………………
И сразу вслед за ледоходом,
Спеша и радостно трубя
Во славу порта и себя,
Шли вереницей теплоходы.
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций порта Дудинка, реки Енисей. Беседа о работе порта, о его значимости для жителей крайнего севера. Планирование последовательности работы и распределение ее между детьми.
3. Практическая часть занятия.
4. Рассматривание макета, предложить детям дополнить его игрушечными деталями (лодочками, человечками, машинками) и обыграть.