Цели урока:
- Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.
- Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.
Задачи урока:
Образовательные
- Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.
- Определите место человека в системе животного мира.
- Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.
- Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.
Воспитательные
- Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.
- Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.
- Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.
Развивающие
- Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала.
Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.
Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…
“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.
Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?
Скоупс: Разумеется.
Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?
Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!
Судья: Тем хуже для науки!!!
Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.
Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…
Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!
Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.
Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.
А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.
Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.
Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.
Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?
Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.
Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.
1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация
2 слайд
Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.
3 слайд
(задание 2 в индивидуальной карточке)
Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.
Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.
Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.
4 слайд
Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.
5 слайд
(задание 3 в индивидуальной карточке)
А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.
6 слайд
(задание 4 в индивидуальной карточке)
Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).
А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.
Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "О выражении эмоций у человека и животных" (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.
Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.
7 слайд
(задание 5, 6 в индивидуальной карточке)
Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?
Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.
Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.
Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.
Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.
8 слайд
Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.
9, 10 слайды
Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?
Ответ: недоразвиты в отличии от животных.
Такие органы называют рудиментами.
11, 12 слайды
(задание 7 в индивидуальной карточке)
Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?
Ответ: у человека проявляются признаки животных.
Такие случаи называются атавизмами.
Проверим правильность выполнения задания.
9, 10, 11, 12 слайды повторить
Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.
У них много общих анатомических и биохимических признаков.
13, 14 слайд
Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:
1 и 2 группа – выбирает черты сходства;
3 и 4 группа черты отличия.
По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.
Проверим правильность выполнения заданий.
15 слайд
(задание № 8)
Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.
16 слайд
Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.
17, 18 слайд
Развитие человека и животных начинается с зиготы.
На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.
Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.
Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
- Объем головного мозга 1400–1600 см.
- Объем головного мозга 600 см.
- Поверхность коры больших полушарий 1250 см.
- Поверхность коры больших полушарий 360 см.
- Лицо короткое, не выдается вперед.
- Лицо вытянутое, выдается вперед.
- Челюсти короткие.
- Челюсти длинные, вытянутые, крупные.
- Клыки не крупнее предкоренных зубов.
- Клыки крупнее предкоренных зубов.
- Череп сочленен с позвоночников в центре основания.
- Череп сочленен с позвоночником в задней части.
- Позвоночный столб с S-образным изгибом.
- Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.
- Туловище короче нижних конечностей.
- Туловище длиннее нижних конечностей.
- Нижние конечности короче верхних конечностей .
- Нижние конечности длиннее верхних конечностей.
- Большой палец параллелен остальным пальцам руки.
- Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.
- На руках ногти.
- Выражение эмоций.
- Забота о потомстве.
- Отсутствие хвоста.
- Четыре группы крови.
- Болезни и паразиты.
Доказательства животного происхождения человека
1. Дополните предложения.
- “Человек результат творения бога” утверждает учение – ...
- “Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ...
- “Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – ...
2. Дайте краткое определение понятий.
Антропология – это ...
Антропосоциогенез – это ...
3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.
Впервые отнес человека к животным – ...
Впервые определил систематическое положение человека – ...
Впервые говорил о животном происхождении человека – ...
Научно обосновал животное происхождение человека – ...
Указал на роль труда в эволюции человека – ...
4. Укажите систематическое положение человека.
Царство –
Тип –
Подтип –
Класс –
Подкласс –
Отряд –
Подотряд –
Семейство –
Род –
Вид –
5. Заполните таблицу.
Группа доказательств животного происхождения человека |
Что учитывает |
1. Палеонтологические | |
2. | Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных |
3. Цитогенетические | |
4. | Учитывает данные сравнения внешнего строения |
Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану
- Название группы доказательств.
- Что учитывают данные доказательства.
- Назовите конкретные примеры этих доказательств ( 5 баллов).
6. Заполните правую часть таблицы.
Основные черты |
От кого унаследованы |
1. Генетический код ядра | |
2. Генетический код митохондрий | |
3. Двусторонняя симметрия тела | |
4. Костный скелет | |
5. Пятипалые конечности | |
6. Легочное дыхание | |
7. Амниотическое яйцо | |
8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность | |
9. Плацента, живорождение |
* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)
7. В каждом списке удалите лишнее.
1.
Рудименты
Остаток мигательной перепонки
Околоушные мышцы
Многососковость
Зубы мудрости
Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков
Аппендикс
2.
Атавизмы
Многососковость
Волосатость
Копчик
Хвостатость
Сильно развитые клыки
Органы – "возврата к признакам предков"
8. Заполните таблицу. (15 баллов)
Часть тела |
Морфологические черты |
|
Человек |
Человекообразные обезьяны |
|
1. Головной мозг | ||
2. Лицо | ||
3. Позвоночный столб | ||
4. Таз | ||
5. Кости передних конечностей | ||
6. Стопа |
9. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян? (10 баллов)
Оценка за урок:
Консультант –
Самооценка –
Оценка учителя с учетом выполнения домашнего задания –