- Сегодня у нас необычное внеклассное занятие.
- Мы собрались в этом зале, чтобы отметить День рождения одного замечательного человека, который очень любил детей и посвятил им много стихов и сказок, придумал множество сказочных героев: “Доктор Айболит”, “Бармалей”, “Мойдодыр”.
- Ребята, скажите, как же звали этого удивительного человека?
- Родился Корней Иванович в 1882 году. (Показ портрета)
- Настоящее его имя – Корнейчуков Николай Васильевич.
- Недалеко от Москвы, в Переделкино, среди сосен и берез, в небольшом загородном доме много лет жил человек, которого знали не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы, и всей обширной страны, и за её рубежами.
- Рядом с его домом расположена детская библиотека, которую писатель построил специально для окрестных ребят. А произошло это так. Однажды к Чуковскому пришел мальчик Слава Голубев, который тоже жил в Переделкино, и сказал: “Дайте мне такую книгу, с которой можно стать богатырем”. Корней Иванович нашел такую книгу и дал ему. Потом Слава пришел с другим мальчиком, а затем пришли еще несколько человек. И вот тогда Чуковский выстроил дом для библиотеки. Все книги, а их несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем. Ему дарили книги многие известные детские писатели – Михалков, Маршак, Катаев и др. Корней Иванович сам выдавал книги, читал детям сказки. В библиотеку писателя записалось 1300 школьников.
- Наш праздник сегодня и немного волшебный . Ведь волшебники встречаются не только в сказках и на рисунках. Они рядом с нами, только их нелегко узнать. Но одного волшебника мы уже знаем. Голоса волшебников сохраняются надолго, навсегда. Послушаем его. (звучит грамзапись сказки Чуковского)
- Этот добрый человек – замечательный детский писатель Корней Иванович Чуковский. Вы слышали его голос, а теперь посмотрите на портрет, вглядитесь в лицо.
- Как вы думаете, что общего в его голосе и в его внешности? (Доброта )
- Его всегда любили дети и карикатуристы. Дети за то, что он говорил на понятном им языке. Когда этот седой и добрый человек выходил из калитки своей дачи в поселке Переделкино, сейчас же к нему со всех сторон бросалась армия ребят. Большие и маленькие начинали кричать: “Корней Иванович, Корней Иванович!” Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Вот как любили дети этого веселого старика. А карикатуристы (те, кто создает дружеские шаржи, т.е. смешные рисунки) любили Чуковского за внешность. Полные румяные щеки, над ними увесистый нос, смеющиеся светлые глаза и непослушная прядь, свисающая на лоб и очень высокий рост, длинные руки и ноги. (Рассматривают портрет)
- Такой смешной человек очень много работал. Писал он долго, трудно с бесконечными переделками и правками. Знаменитая “легкость стиля” и какая-то особая ясность изложения давалась Чуковскому тяжело, даже мучительно. Такой веселый писатель навязывал себе целый свод жестоких правил, которым он неукоснительно следовал. Например, “не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, не играть в карты и домино, никогда не хвалить с трибуны или в печати то, что не нравиться, не ходить в гости и не принимать гостей… и многое другое. (Так писал о нем В.Берестов)
- Но зачем все это? По Чуковскому ничто не должно отвлекать от главного – от РАБОТЫ. Работа – его единственная радость и утешение. Ведь только она позволила перенести все, что выпало на долю. А выпало не мало. Смерть троих детей. Ссылка, расстрелы, гонения сверстников, товарищей, учеников. Невежественные и грубые нападки всевозможных критиков. И стынущий от голода и холода послереволюционный Питер, в котором он тоже жил. И военная Москва 1941 года. И многое ещё от чего спасла, заслонила, уберегла только работа.
- По профессии Корней Иванович был литературный критик, писал и печатал в солидных журналах статьи о современной литературе. Он был уже известным литератором, автором многих книг. Свою профессию литературного критика он очень любил (вывешивается таблица – “литературный критик” ), искренне считал ее своим единственным призванием. И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы , наверное, очень удивился. А если бы ему сказали, что этим другим видом литературы будут стихи и сказки для детей, он бы еще больше удивился.
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. (вывешивается таблица “поэт-сказочник”). Вышло это так. Заболел его маленький мальчик сынишка. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так это было ему важно. Важно было не замолчать, не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро говорить строчку за строчкой.
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил -
Крокодил, Крокодил, Крокодилович!
- Ему, наверное, это казалось все чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать. О том, что было дальше, Корней Иванович вспоминал так: “Стихи сказались сами собой. Об их форме я не заботился…. Единственная у меня была забота – отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я страшно торопился… . Вся ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:
И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу порций мороженного!”
- Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. На утро, едва проснувшись, он тот час же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово.
- Быть может, этот случай и не имел бы никаких серьезных последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем произошло нечто похожее. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей. Вдруг услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё желание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
- Так родился на свет знаменитый “Мойдодыр”.
1. Инсценировка “Мойдодыра”.
А потом было много других сказок. Попробуйте отгадать, из каких сказок эти строки:
Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
В каждой пещере
Злого обжору клянут.. (“Тараканище”)
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки –
То-то стало весело,
То-то хорошо! (“Муха-Цокотуха”)
Лапти созрели, валенки поспели,
Что же вы зеваете, их не обрываете? (“Чудо-дерево”)
Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
Н а горе или в болоте? (“Айболит”)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно (Краденое солнце”)
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. (“Путаница”)
А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит и товарищам кричит:
Уходите, бегите, спасайтеся!” (“Федорино горе”)
2. Инсценировка “Федорино горе”.
3. Инсценировка “Телефон”.
- А сейчас я вам прочитаю еще об одном герое, которого придумал К.И.Чуковский. Кто же это?
“ Вдруг из подворотни страшный великан
Рыжий и усатый…..” (таракан)
- Дети, человек, который хорошо рисует – художник. А человек, который пишет стихи – писатель. А как мы называем человека, который сочиняет музыку? (Композитор). Так вот, когда композиторы были маленькие, как вы, им мамы, бабушки читали стихи Корнея Чуковского. И когда они стали взрослыми, то сочинили к этим стихам музыку. И получились прекрасные песни. Послушать их у нас нет возможности, а спеть мы сможем. Итак, пойте вместе с девочками. (Исполнение песни “Ехали медведи на велосипеде”).
- Это были сказки в стихах. Чем же они вам нравятся? (Быстрый темп, все прыгает, скачет бегом-кувырком).
- Послушайте первые три главы из сказки “Айболит”.
- Это тоже сказка Чуковского, но не в стихах. Произведения такого жанра называются прозаическими. А тех писателей, которые сочиняют такие интересные произведения называют прозаиками.
- Как же можно назвать Чуковского? (Прозаиком)
(Вывешивается таблица “прозаик”)
- Когда вы подрастете, то обязательно прочитайте повесть Чуковского “Серебряный герб” (показать).
- У Чуковского все было необычно и внешность, и сказки, где все летит, бежит, грохочет, кувыркается, прыгает. Чуковский был еще и исследователем. (Вывешивается таблица “исследователь”). Но и исследователь он был необычный. Он наблюдал за детскими кляксами и парадоксами. Повсюду ходил с блокнотом и ручкой, и записывал для себя эти детские небылицы и нелепицы. У Корнея Ивановича есть книга “От двух до пяти” . Это сборник высказываний детей от двух до пяти лет. Чуковский – исследователь попытался найти закономерности детского мышления и четко сформулировать их. Некоторые из них прочитает нам. (Зачитывает ученик)
- В чем необычность этих отрывков? (Весело, смешно, интересно)
- Корней Иванович был еще и переводчиком. Он очень любил переводить на русский Язык веселые английские песенки.
(Вывешивается таблица “переводчик” )
- А знаете ли вы английские песенки в переводе Корнея Ивановича?
- Послушайте дразнилку “ Робин Бобин Барабек”. Это Чуковский перевел английскую народную песенку.
- Послушайте песенку “Жил на свете человек” в исполнении девочек”.
- Посмотрите на книжку “Шел Кондрат в Ленинград” (или “25 загадок, 25 отгадок”). В этой книжке собраны загадки для детей, написанные в стихах К.И.Чуковским. Я раздам эти загадки на карточках пятиклассникам , и вы приготовьтесь загадывать их товарищам. Кто готов?
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха, как паутину я тяну.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
- Чуковский – лингвист выпустил книгу о русском языке “Живой, как жизнь” (вывешивается таблица).
МЫ СЕГОДНЯ НА НАШЕМ ПРАЗДНИКЕ ВЫРАСТИЛИ СВОЁ “ЧУДО-ДЕРЕВО”, А ПЛОДАМИ ЕГО СТАЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРУДЫ ЧУКОВСКОГО. Сегодня мы узнали о различных жанрах творчества Корнея Ивановича и узнали его, как литературного критика, поэта-сказочника (ученики читают все таблицы). Все эти звания объединяются в одно почетное звание “Детский писатель” (вывесить таблицу “детский писатель”).
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Ах, какое дерево!
Чудесное – дерево!
Вокруг дерева вставайте,
Песню дружно запевайте!
(Дети поют песню в хороводе “Чудо-дерево” на мотив “Как у наших у ворот” )
Затем первоклассники читают стихотворение “Чудо-дерево”.
Далее вниманию зрителей предлагается стихотворение о том, “Что сделала Мура, когда ей прочли сказку “Чудо-дерево”. Рассказывает ученица 1-го класса, одетая в нарядное платьице, в ее руках маленькая леечка.
КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ ПРОЖИЛ ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ. ОН НАПИСАЛ ЕЩЕ НЕМАЛО ВСЯКИХ СТАТЕЙ, ИССЛЕДОВАНИЙ, ТОЛСТЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ. Эти его работы знают и ценят все специалисты по русской литературе. А специалистов таких на свете – великое множество. Но все-таки их гораздо меньше, чем тех, кто любит и помнит наизусть стихи и сказки “дедушки Корнея”.