Цели урока:
- Познакомить с искусством шрифтовой графики.
- С помощью дидактических средств, а также с помощью средств изобразительного искусства вызвать у учащихся эмоциональный отклик на тему урока.
Задачи урока:
- Овладение начальными навыками шрифтовой графики.
- Формирование образного рисунка.
- Развитие воображения, фантазии.
- Закрепление навыков работы восковыми мелками или пастелью.
- Эмоциональная отзывчивость на художественную сторону букв.
Оснащение урока:
Для учителя:
- иллюстративный материал;
- музыкальное оформление;
- дидактические таблицы.
Для учащихся:
- бумага формата А3;
- вВосковые мелки или пастель;
ХОД УРОКА
1. Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку.
2. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока: “Фантазии из букв”.
Мы привыкли, что буквами можно писать, а еще буквами можно рисовать.
- Вы об этом знали?
- Нет.
- Вот сегодня мы и попробуем рисовать ими.
А для этого мы отправляемся в страну, жителями которой являются буквы.
- Ребята, а вы буквы знаете?
- Да.
В этой стране буквы все разные, они, как и, люди имеют свои особенности, свой характер, свой внешний вид, свое изображение.
Так, например, буквы бывают:
Так же в этой стране буквы могут быть разного цвета и находиться в любом положении. (Рисунок 4)
Каждая буква нам что-нибудь напоминает.
Например: буква О.
- На что она похожа? (Рисунок 5)
- На круг.
- А что из круга мы можем нарисовать?
(Ответы детей)
- Действительно, если к кругу добавить лучики в виде буквы Л, то получится солнце. (Рисунок 6)
А если мы используем несколько букв О, а несколько то можем получить изображение… (Рисунок 7)
- Неваляшки, снеговика и т.д.
А давайте с вами поиграем в игру “На что похожа буква”.
Каждому ряду я дам изображение буквы. Вы посмотрите на нее внимательно и подумайте, на что она похожа. Обсудите это все вместе, а затем нарисуете прямо на букве.
В своих рисунках вы можете использовать другие буквы.
(После групповой работы, результаты совместного творчества детей, учитель вывешивает на доску)
Сегодня на урок я принесла рисунки (Приложение 1) и хотела бы их вам показать. Посмотрите на них и скажите, пожалуйста, какие буквы вы обнаружили, и что они изображают.
(Ответы детей)
Когда художник рисует образы, он должен помнить, что в рисунке каждая буква должна быть узнаваема.
Например: из каких букв состоит тучка? (Рисунок 8)
Непонятно.
А вот, на втором рисунке мы ясно видим, что в ней присутствуют буквы С и З.
И еще, каждая буква должна быть похожа на букву. (Рисунок 9)
Например: буква О может быть тоненькой, может – толстенькой, но если мы закрасим букву полностью, то получится круг. А круг является буквой?
- Нет.
Так же и треугольник, это геометрическая фигура, а не буква. Поэтому букву Л, похожую на треугольник мы должны показать только толщиной, а не закрашивать полностью.
3. Выполнение практической работы.
А сейчас вы расположите свой лист бумаги перед собой, в любом положении, возьмете восковые мелки или пастель и выполните свой рисунок, используя буквы.
Тема рисунков может быть самая разнообразная.
4. Подведение итогов урока
В конце урока, после практической работы, результаты творчества детей, учитель вывешивает на доску.