Цели:
- развитие умений различать многозначные слова и слова омонимы;
- совершенствование умений распознавать однокоренные слова;
- развитие внимания, мышления;
- закрепление знаний о предложении, основе предложения, о словосочетании;
- воспитание любви к природе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- карточки для заданий,
- учебник русского языка Н.Чураковой,
- рабочая и практическая тетрадь.
Ход урока
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок на урок. Мне приятно вас всех видеть.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Проговаривание скороговорки в разном темпе.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в лес во владения доброй волшебницы Анишит Йокоповны
Слайд 5 (лес)
2. Актуализация знаний.
Посмотрите, кто это стоит (ТОРК) (картинка с изображением Торка)
Чтобы войти во владения волшебного леса мы должны выполнить задания ТОРКА – это будет пропуском в лес
Слайд 6
Задания: подбери родственные слова к слову лес, выдели в них общую часть, как она называется?
Молодцы, ребята, справились с первым заданием и получаете пропуск.
(Карточка с изображением леса)
Кто нас встречает в лесу? (Анишит Йокоповна) (картинка с изображением)
Она хочет проверить ваши знания, не забыли ли вы за каникулы пройденный материал.
Задание от волшебницы: орфографическая минутка. (работа в рабочей тетради)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
На землю выпал пушистый снег.
Слайд 7
Выделите основу предложения. Составьте схему предложения. Найдите
словосочетания
Молодцы!
А впереди нас ждут лесные тропы.
Кто мне скажет, что можно увидеть и кого встретить в осеннем лесу? (грибы, ягоды, шишки, зверей)
Прочитайте внимательно стихотворение
Слайд 8
Ребята, мы видим два слова норки и два слова лисички как вы думаете это одно слово с двумя разными значениями или это два разных слова, похожих по звучанию и написанию?
Если случайно также звучит и пишется, значит это два разных слова,
Если не случайно, а благодаря сходству одного предмета с другим, значит, это
одно слово с разными значениями
Слайд 9
Докажем это (работа с толковым словарём) найдём слова норка, лисичка.
Прочитайте внимательно следующее стихотворение
Слайд 10
Почему шишку на лбу так назвали?
Как вы думаете, слово шишка на лбу и шишка на ёлке – слово шишка – одно и тоже слово с разными значениями или два разных слова?
(проверь себя по толковому словарю)
Подумай, сколько раз там будет написано слово шишка один раз или два?
(работа с Толковым словарём)
Слова, у которых есть, несколько значений называются многозначными словами.
Слайд 11
3 Физкультминутка. Ребята, давайте отдохнем на полянке.
Слайд 12
Повторяем движения по порядку.
4. Новый материал:
Слайд 13
Весёлые и бодрые мы отправляемся по лесным тропам
Рассмотри картинки, что мы видим?
Ребята, посмотрите внимательно на картинки, подумайте и скажите, почему разные предметы названы одним и тем же словом игла?
В них есть сходство?
Как вы думаете, какое значение появилось первым?
Можно ли сказать, что в названиях всех четырех предметов использовано одно и тоже слово ИГЛА с разными значениями?
Как вы думаете, в Толковом словаре слово игла будет написана один раз или несколько?
Проверьте по словарю. Работа со словарём.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой группой слов – разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Открываем содержание и находим тему урока “разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся”
Слайд 14
Клуб, ключ, лук, коса. Страница учебника 110-111
Эти слова ,ребята, называются ещё по другому, прочитайте подсказку Летучей мыши.
Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное – это омонимы
Слайд 15
5. Закрепление знаний
Хитрая Асырк решила проверить, как вы усвоили сегодняшнюю тему, и предлагает вам выполнить упражнение 83 в учебнике
6. Самостоятельная работа
Слайд 16
Упражнение № 43 в практической тетради
7 . Итог урока
Слайд 17
Выберите верное утверждение.
а) Омонимы это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное.
б) Омонимы это слова, у которых есть несколько значений
Вот и закончилась наша экскурсия по лесу.
С какими словами мы познакомились?
Понравилось вам на экскурсии в лесу?
Как вы работали?
А кто лучше всех работал?
Какую оценку вы бы поставили себе за урок? Почему?
8. Оценка
9. Домашнее задание. Упражнение 81,82
Слайд 18