Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя существительное. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме: “Имя существительное”;
  • развивать навыки анализировать имя существительное как часть речи, выделять его морфологические признаки, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных, определять типы склонения и падежи, развивать навыки грамотного письма, внимание и мышление учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку, трудолюбие.

Оборудование:

  • таблицы: “Типы склонения имён существительных”, “Падежные окончания имён существительных”;
  • схема-опора: “Как узнать родительный и винительный падежи существительных 2 склонения”;
  • индивидуальные карточки;
  • сигнальные карточки у детей;
  • магнитофон.

Форма урока: урок-игра “Ярмарка умных мыслей”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке русского языка я предлагаю вам отправиться на ярмарку “Умных мыслей”.

Вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей)

А вот что нам сообщает “Толковый словарь” И. В. Даля:

“Ярмарка – это большой торг обычно с увеселениями, устраиваемый обычно в одном месте в одно время”

Ждёт ярмарка гостей,
Здесь много новостей.
И правил тут не счесть,
Войдёшь, коль знания есть.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: “Обобщение знаний об имени существительном”. В процессе работы вы покажите свои знания об этой части речи; будете закреплять правописание безударных падежных окончаний имени существительного; повторите некоторые виды разборов.

Итак, в путь! За правильные ответы вы будете получать снежинки.

III. Чистописание.

А сейчас – чистописание,
Приложите свои старания.
И посадку при письме
Покажите-ка вы мне.

Ребята, снежинки, которые вы будете получать за правильные ответы, какую напоминают букву? ( Ж )

Показ учителем образца:

 

Дайте характеристику звуку [ж].

(согласный, парный, звонкий, твёрдый)

А теперь задания по вариантам:

I вариант – выписать из данных слов только имена существительные и определить тип склонения.

Жизнь, жалко, жить, жара, жизненный, жарко, жалеть, жалость, желание.

II вариант подобрать и записать 3-4 имени существительных с сочетанием жи , определив тип склонения. Выполняя это задание, какое надо вспомнить правило?

(“жи – ши пиши с буквой и”)

Проверка – коллективная.

Обобщение: что помогло справиться с заданием? Как вы определяли тип склонения?

Физминутка. (релаксация)

Под спокойную музыку дети в положении сидя повторяют за мной движения головой, руками, плечами.

IV. Работа по теме урока.

1). Словарная работа.

Ярмарка не простая, а особенная. Мы не только товар смотрим, но и себя, и свои знания показываем. Перед вами ларец с товарами – словами.

Я ларец свой открываю
И загадки загадаю.
Но отгадки не простые,
А словарные слова. Какие?

Загадываю загадки или читаю лексическое значение слов, дети отгадывают, а я достаю из ларца слова-отгадки, т. е. словарные слова, с пропущенными буквами. Дети записывают слова с комментированием:

Сидел на заборе, пел да кричал, все собрались, а он замолчал. (п…тух)

Произведение живописи. (к…ртина)

Предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта. (меб…ль)

Хозяйственная утварь для еды. (п…суда)

Быть должны всегда в порядке

Ваши школьные … . (т…традь)

Задания:

- определите тип склонения имён существительных;

- укажите, какое слово “лишнее” из данной группы слов? Почему?

(петух – т. к. одушевлённое имя существительное, 2 склонения)

Показать рисунок петуха.

2). Работа с деформированным предложением.

Ребята в ярмарочной суматохе моё предложение рассыпалось. Помогите мне, прочитайте слова и составьте предложение:

редкую, мы, видели, петуха, на ярмарке, породу

Коллективно работаем с деформированным предложением, затем записываем с комментированием.

Задания: - записать предложение, дать ему характеристику, сделать синтаксический разбор;

- указать падежи имён существительных.

Как определить падеж существительного “петуха”? (заменить существительное 2 склонения – существительным 1 склонения в данном падеже)

Обобщение по таблице:

Выпишите из предложения слово “петуха”, назовите и запишите морфологические признаки этого существительного, т. е. выполните морфологический разбор имени существительного.

петуха3 – сущ., н. ф. (кто?) петух * , нариц., одуш., м. р., 2 скл., ед. ч., Р. п.. дополнение.

Физминутка. (Дети, стоя, под весёлую музыку выполняют движения в такт словам.)

Вот и музыка звучит,
А народ всё ждёт, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс
Веселей, ещё хоть раз!
Вот поднялись наши руки,
Чтоб прожить нам всем без скуки,
Ноги стали просыпаться.
Просыпаться, подниматься.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.

3). Мозговой штурм.

Работа по рядам.

Я приглашаю вас сыграть на нашей ярмарке в лотерею “Умных мыслей”.

Три конверта в барабане,
Вы достанете их сами.
В них задания вас ждут,
В мир грамматики ведут.

Представители от каждого ряда будут доставать конверты с заданиями, зачитывать их и работать у доски, а ребята его ряда слушают внимательно задание и работают самостоятельно в тетрадках. Затем работу проверяем коллективно.

1 ряд – зелёный конверт:

От данных имён прилагательных образовать имена существительные, определить их тип склонения: морозный –

морковный –

воздушный –

удачный –

берёзовый -

2 ряд – синий конверт:

Отгадать загадку и просклонять слово-отгадку:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнёт перинки, над миром – пушинки? (зима)

3 ряд – красный конверт:

Вставить пропущенные окончания имён существительных, указав их падежи и склонение:

На крылечк…, к ноч…, в декабр…, из сказк…, на ёлк… .

Физминутка.

Под быструю музыку (Звучит русская народная песня.) дети изображают плясовые движения под руководством учителя.

4).Самостоятельная работа.

Дальше мы идём, друзья,
Здесь решается судьба.
Чтоб заданья выполнять,
Надо правила все знать.

Продолжаем посещать ярмарку “Умных мыслей”. Оказались мы у необычного указателя. Рассмотрите куда и на что он указывает:

Давайте выберем сначала направление: “Прочти, подумай, запиши”. Нам предлагают поработать самостоятельно по учебнику - с. 114 № 92:

- прочитать текст (без последнего предложения), ставя слова в скобках в нужной падежной форме, записать его, определить падежи и склонение у данных имён существительных.

От дорожк… к опушк… рощ… вьётся заячий след. Он исчезает при ветр… во время метел… . На вершин… высокой ел… сидит белка.

Коллективная прверка упражнения при помощи сигнальных карточек.

Что помогло выполнить задание?

Повторение правила падежных окончаний имён существительных по таблице.

Идём дальше. Налево – “Догадайся сам и загадай своим друзьям”. Отгадайте ребус:

- образуйте и запишите от слова зверь форму множественного числа с уменьшительно-ласкательным значением; (зверьки)

- разберите это слово по составу.

Осталось пройти по последнему пути указателя “Догадайся – расскажи”.

Каждый из вас получил “счастливый билетик ”, в котором надо заполнить пропуски. А помогут вам ваши знания об имени существительном.

Индивидуальная работа детей по карточкам. Дописать определения:

Имя существительное – это ______________, обозначает ____________, отвечает на вопросы ___________.

Постоянные признаки: ________________.

Непостоянные признаки: ______________.

Член предложения ____________________.

Проверка коллективная.

V. Итог урока.

Что мы сегодня повторили на уроке? Какие знания об имени существительном вы показали на ярмарке?

VI. Оценивание детей.

Покажите, сколько снежинок вы сегодня заработали? Это ваши правильные ответы.