Основная цель:
Дать учащимся представление о технологиях объектно-ориентированного и визуального программирования, достаточное для программирования офисных приложений.
Методические рекомендации по изучению модулей курса.
По окончании изучения курса учащиеся должны:
A. Знать:
- основные понятия: объект, его свойства и методы, класс объектов, экземпляр класса; инкапсуляция, наследование, полиморфизм; события и их обработка.
B. Уметь пользоваться:
- Визуальным конструктором макросов в офисных приложениях (Word, Excel).
- Готовыми программными модулями, реализованными на языках программирования VisualBasic, VisualBasic for Applications (VBA), выполняя при этом модификацию программы для целей самостоятельно разрабатываемого приложения.
C. Уметь применять в жизни и в учебной деятельности:
- Интерактивные учебные приложения, разработанные в визуальной среде программирования Visual Basic.
Требуемый предварительный уровень подготовки учащихся
- Знакомство с аппаратным обеспечением персонального компьютера.
- Основы работы в многозадачной операционной системе Windows 9X / Me / 2000 / ХР.
- Владение навыками работы с программами общего назначения: текстовыми редакторами, графическими редакторами, архиваторами.
- Начальное знакомство с основными сервисами Интернет.
- Знакомство со структурной технологией и приемами программирования на языках Бейсик. Паскаль или Си.
Рекомендуемая последовательность прохождения разделов каждого модуля
- Терминологический словарь
- Краткие сведения по теме с упражнениями
- Проверка знаний, необходимых для выполнения лабораторной работы (входной тест)
- Лабораторная работа
- Отчет о выполненной работе
- Контрольные задачи для проверки навыков
- Итоговый контроль знаний (контрольный тест)
- Дополнительные источники информации
Система контроля знаний и навыков по курсу
Контроль выполнения лабораторной работы может выполняться преподавателем посредством визуального отслеживания действий учащегося в процессе выполнения работы или на основании отчета о выполненной работе, заполненного учащимся.
Контроль навыков учащегося должен осуществляться на контрольных задачах непосредственно преподавателем.
Контроль знаний может выполняться в форме итогового контрольного тестирования. После изучения материала раздела и выполнения лабораторной работы учащийся должен продемонстрировать знание основных понятий и понимание действий, выполненных в лабораторной работе. (Приложение1)
Слабо успевающим или отстающим по причине пропуска занятий учащимся следует предложить повторение или изучение пропущенного материала в режиме самообразования. (Приложение2, Приложение3)
Хорошо и отлично успевающим учащимся можно предложить дополнительные варианты заданий. Таким образом, преподаватель может выстроить индивидуальные траектории прохождения темы для учащихся с разной успеваемостью: отличной, хорошей, плохой.
Для выполнения лабораторных работ на уроках необходима визуальная среда программирования Visual Basic (VB). Версия VB 5.0 предлагается на CD-приложении к учебнику Н.Д. Угриновича как бесплатно распространяемая. Следующая версия VB 6.0 входит в состав пакета VisualStudio.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА “ЗАДАЧА ОБ ОБМЕНЕ ВАЛЮТЫ” (на 2 часа)
Объекты: Текстовые поля редактирования, фреймы, переключатели и их свойства. Программирование ветвлений.
Цель работы: Создать форму с названием “Обмен валюты” для моделирования соответствующих операций обменного пункта. Применить надписи (Label), текстовые поля (TextBox), фреймы (Frame-рамки) и переключатели (OptionButton), а также кнопки для выполнения вычислений и выхода из программы (см. образец формы на Рисунке 2).
Теоретические сведения. Объект текстовое поле (TextBox) используют для ввода строки символов с клавиатуры. В случае необходимости для преобразования полученной строки (свойство Text) в число и наоборот применяют стандартные функции среды VB6 Val и CStr. Используйте известные вам свойства текстовых полей и надписей (Приложение4)
Объект переключатель (OptionButton) используют для выбора некоторого действия среди нескольких альтернатив. Рассмотрим такие свойства переключателей:
Value | Состояние переключателя | True (выбранный), False (не выбранный) |
Tablndex | Порядок выбора объекта клавишей Tab | 0 (первый), 4 (пятый) |
TabStop | Доступ к данному объекту табулятором | True (доступный), False (не доступный) |
Ход работы
1. Загрузите среду визуального программирования Visual Basic 6.0.
2. Откажитесь от возможности изменять размеры окна программы, указав значение свойства формы BorderStyle – FixedDialog.
Задав это значение, выполните программу и убедитесь, что нельзя изменить размер формы. Обратите внимание на отсутствие кнопок для минимизации и максимизации окна, а также системного меню. Завершите работу программы.
3. Вставьте в форму объект Frame, а в его рамку два объекта типа OptionButton (переключатель), как показано на Рисунке1.
Для этого щелкните на пиктограмме объекта типа OptionButton (переключатель), которая находится в окне управляющих элементов Основные. После этого щелкните в точке вставки на форме. Повторите эти действия, чтобы вставить вторую радиокнопку.
4. Задайте начальное значение второго переключателя как активное.
Для этого щелкните на правом переключателе и задайте значение его свойства Value (контроль выбора) – True.
5. Вставьте в форму два поля редактирования текста – объекты TextBox I и TextBox 2.
Для этого щелкните на пиктограмме объекта типа TextBox, которая находится на закладке палитры компонентов Основные, а потом щелкните в нужном месте на форме. Вставьте второй объект (Рисунок 1). Запустите программу и поупражняйтесь со вставленными объектами: щелкните в поле редактирования, введите некоторое число, удалите его. Закройте окно программы.
6. Разместите на форме два поля надписей – объекты Label 1 и Label2 (Рисунок1).
7. Вставьте в форму два текстовых поля – объекты TextBox 3 и TextBox 4 (Рисунок1).
8. Вставьте две кнопки – объекты типа CommandButton (Рисунок1).
9. Вставьте в форму еще два поля надписей – объекты Label3 и Label4 (Рисунок1).
10. Сохраните созданную на данный момент форму в своей папке.
File => Save Project As (Сохранить проект как...). Файлы текста программы и проекта назовите разными именами. Имена запишите в отчет. В дальнейшем периодически, в частности перед очередными запусками проекта на выполнение, сохраняйте файлы программы (File => Save Project, вводить имена файлов уже не нужно).
11. Поменяйте название формы с “Forml” на “Обмен валюты”.
Для этого замените значения свойства Caption формы. Щелкните на свойстве Caption окна Свойства. Введите название формы без кавычек. Обратите внимание на то, что для объектов многих типов (в частности. Label, CommandButton. Form, OptionButton, CheckBox и других) значения свойств Caption и Name совпадают.
12. Измените подписи Caption на объектах типа OptionButton, Frame, Label и CommandButton так, как показано на Рисунке 2.
Для этого поочередно выбирайте объекты (щелкайте на них) и меняйте значения свойства Caption.
Рисунок 2
13. Задайте одинаковые размеры для всех текстовых полей, полей редактирования и кнопок и выровняйте их на форме.
Для этого одновременно выделите пять объектов в левом столбце одним из способов:
- удерживая нажатой клавишу Shift, поочередно активизируйте объекты, щелкая на них левой клавишей мыши;
- обведите вокруг этих объектов контур, удерживая нажатой левую клавишу мыши.
В окне Properties (Свойства) задайте общие для этих объектов значения в твипах свойств Width (ширина), Height (высота) и Left (отступ от левой границы окна). После выбора некоторого свойства группы объектов его значением является значения соответствующего свойства первого объекта в группе. Можете изменить стиль, цвет или размер шрифта одновременно для всех выделенных объектов (свойство Font). Снять выделение можно, щелкнув на свободном месте формы. Аналогично выполняется выравнивание правого столбца объектов.
Выровняйте вставленные поля попарно в горизонтальном направлении. Для этого поменяйте значение свойства Тор (отступ от верхней границы окна в твипах) для соответствующих групп объектов. Сохраните работу (Save Project).
14. Задайте значения курсов купли-продажи валюты, а также сколько валюты кантор покупает или продает.
Для этого задайте значение свойства Text объекта TextBox 1, например, 24.75. Повторите это для объекта TextBox2 (значение 25.05) и TextBox 3 (20). (На каждый текущий момент времени можно использовать известный вам курс валют, например, полученный из Интернета. Тогда поля ввода текста можно оставить пустыми, чтобы использовать ввод с клавиатуры).
15. Очистите поле редактирования TextBox 4.
Для этого удалите значение свойства Text объекта TextBox 4. Не путайте значения свойств Name и Text этих объектов.
16. Заблокируйте возможность ввода данных для поля TextBox 4, поскольку в это поле будет выводиться результат.
Для этого задайте значение свойства Enabled (доступность) – False. Изменять значение определенного свойства можно, дважды щелкнув на нём левой клавишей мыши. Сохраните работу (Save Project). Выполните программу и убедитесь, что нельзя ввести или редактировать данные в поле TextBox 4.
17. Запрограммируйте переключатели так, чтобы направление стрелки менялось и указывало на вид операции: купля или продажа. Сделайте активным поле TextBox 3.
Щелкните дважды на правом переключателе OptionButton2 (Продажа). Получите заготовку процедуры OptionButton2_Click. В теле этой процедуры опишите действия, которые должны быть выполнены в результате щелчка на нравом переключателе OptionButton2:
Private Sub Option2 Click()
{Меняем направление стрелки} Label3.Caption = "=>" Text1.SetFocus {Активизируем поле Техt(ВохЗ) End Sub
Аналогично запрограммируйте событие Click для переключателя OptionButtonl. Учтите, что стрелка должна показывать на левое поле ("<=").
Фрагмент программного кода созданной процедуры запишите в отчет.
18. Запустите программу и убедитесь, что переключатели выполняют предписанные им функции.
19. Запрограммируйте кнопку “Выход”.
Воспользуйтесь процедурой закрытия окна программы End:
Private Sub Command2 Click()
{Закрываем окно программы} End
End Sub
20. Запрограммируйте кнопку “Вычислить”.
Данное в поле редактирования – это значение свойства Text типа string. Для преобразования этого данного в числовой действительный тип (real) воспользуйтесь процедурой Val, а наоборот -процедурой CStr. Введите обозначения, например: kursl. kurs2 – курсы купли и продажи валюты, с – вводимая сумма валюты, d – сумма в рублях, полученная в результате валютной операции.
Private Sub Command 1 Click()
kursl =Val(Textl.Text)
kurs2 = Val(Text2.Text)
c = Val(Text3.Text)
If Optionl.Value = True Then
d = с * kursl
Text4.Text = CStr(d)
Else
d = с * kurs2
Text4.Text = CStr(d)
End If
End Sub
21. Сохраните работу (Save Project).
22. Выполните программу и поупражняйтесь с разными денежными суммами и операциями купли – продажи. Закройте окно программы “Обмен валюты”.
Для прерывания работы программы в случае неправильного ввода входных данных выполните пункт главного меню Run (Запуск)=> Program Reset(пepeзanycк).
23. Измените размеры и цвета символов (в частности объектов Label и TextBox ), расположение объектов, фон формы (свойство Color) так, чтобы форма выглядела как можно лучше (например, как на Рисунке2).
24. Создайте ехе-файл Вашей программы.
Выполните пункт главного меню Файл => Компилировать Проект 1 .ехе.
25. Закройте среду VB6, запустите созданную программу и выполните вычисления для разных входных данных.
Запустите ехе-файл с именем проекта и пиктограммой из своей папки.
26. Продемонстрируйте созданную форму преподавателю. Закончите работу.
Замечание. Обратите внимание на использование запятой или точки во входных данных. В числах, которые указывают курсы валют, сумму рублей или долларов, для десятичной точки используйте символ, предусмотренный операционной системой вашего компьютера (см. Start (Пуск) => Settings (Настройка)
=> Control Panel (Панель управления) => Regional Settings (Язык и стандарты) => закладка Number (Числа), строка Decimal symbol (Разделитель целой и дробной частей числа)).
Учитывая уровень мотивации учащихся, для установления мотивов направленности на результат или на способы действий, могут быть предложены на выбор дополнительные задания :
- Быстро решить задачу, получить правильный результат (с помощью вспомогательного алгоритма или подсказки)
- Предложить иные способы решения задачи, опираясь на субъектный опыт.
- Освоить приём контроля своей работы (отладка программы).
- Внешне красиво оформить работу (дизайнерское решение).
- Построить план самообразования с учётом своих возможностей. Например:
Задача 2.1. Вставьте в созданную форму ещё одну кнопку для очистки полей денежных сумм. Выполните программу и убедитесь в правильности ее работы.
Подсказка. Для объектов TextBox3, TextBox4 в процедуре обработки события нажатия на кнопку очистки используйте команду присваивания их свойствам Text пустой строки (“”).
Задача 2.2. В процедуре для кнопки “Вычислить” предусмотрите 1% сбора в пенсионный фонд от операции продажи.
Задача 2.3. Модифицируйте программу, введя дополнительную возможность: после щелчка мышью на стрелке изменяется тип операции (купля, продажа). Запишите в отчет фрагмент программного кода, реализующий эту возможность. Выполните программу.
Подсказка. Для этого дважды щелкните на текстовом поле стрелки. Откроется окно программного кода с заготовкой процедуры LabelClick (описание действий в случае щелканья на объекте Label3). В теле этой процедуры можно воспользоваться командами вида:
if Option1.Value=True then
• • (Меняем направление стрелки на => для
Label1. Caption}
• • {Устанавливаем переключатель в правое положение, меняя значение свойств Value объектов
• • OptionButton1 и OptionButton2}
end else
• • (Устанавливаем направление стрелки <=}
• • {Устанавливаем переключатель в левое
положение,
меняя значения свойств Value объектов
• • OptionButton1 и OptionButton2}
End if
Задача 2.4. Упростите форму (удалите лишние объекты) и измените код кнопки “Вычислить” так, чтобы ее можно было использовать для перевода миль в километры или, наоборот, в зависимости от положения переключателя (1 миля = 1,609344 километров).
Задача 2.5. В созданную для задачи 2.5. форму вставьте объект группу переключателей (Frame) для выбора типа мили из двух возможных значений: морской или обычной (1 морская миля = 1,852 километров).
Задача 2.6. Измените дизайн формы так, чтобы при активизации кнопки Купля форма окрашивалась в красный цвет, а кнопки Продажа – в зелёный. При выходе из программы вместо закрытия все её элементы становились бы невидимыми, а на фоне зимнего пейзажа появлялась надпись с Новогодним поздравлением. Вместо надписей валют можно так же использовать картинки с их изображением. (Решение задачи возможно при условии уже сформированных умений работать с объектами PictureBox или Image).
Задача 2.7. Произведите любую модификацию проекта с учётом субъектного опыта (например, вместо одной валюты можно использовать три: доллары, евро, фунты стерлингов или обратить операцию перевода валют и др.). Вместо кнопок можно использовать Меню.
Литература:
- Глинский Я.Н., Анохин В.Е., Ряжская В.А. “Turbo Pascal 7.0 и Delphi”Учебное пособие. DiaSoft, 2003.
Приложения можно получить у автора статьи.